Вопросы дисциплины и наказания в отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить первоисточники по вопросу дисциплина и наказание в отечественной педагогике.
3. Определить роль дисциплины и наказания в педагогическом процессе.
5. Проанализировать опыт использования методов наказания в современном педагогическом процессе во время взаимодействия воспитателя и воспитанника.
6. Определить условия для применения методов наказания и их воздействие на ребёнка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава I. Вопросы дисциплины и наказания в отечественной педагогике..6
1.1. Педагогические взгляды на проблему дисциплины и наказания в
отечественной педагогике ………………………………………….. …………6
1.2. Вопросы дисциплины и наказания в педагогических взглядах А.С.
Макаренко……………………………………………………………………….12
Выводы по первой главе………………………………………………………..16
Глава II. Анализ взглядов зарубежных педагогов по вопросу дисциплины и наказания ………………………………………………………………………17
2.1.Взгляды зарубежных педагогов на проблему дисциплины и
наказания….…………………………………………………………………...17
2.2. Педагогические взгляды Марии Монтессори о дисциплине и
наказании…………………………………………………………….…….. 21
Выводы по главе II………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ист.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

   К наказаниям относят любое  осуждение, угрозу, порицание. Их  назначение — коррекция поведения  детей в определенных сложных ситуациях.

 Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение: оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

 В прежние времена личность рождалась в унижении. Можно назвать пословицы, в которых это проявляется:

     - Кнут не мука, а впредь наука.

     - Не слушался отца, послушаешься  кнутца.

     - Не слушаешь духа кротости, так  палкой по кости.

     - До двух раз прощают и в  третьи бьют.

     Но  уже в то время народ пытался  отходить от принципов физического  наказания:

     - Детей наказывай стыдом, а не  грозою и бичом.

     - Виноватого бог простит, а правого  царь пожалует.

     Но  с ослаблением страха телесных наказаний, – писал П. Ф. Каптерев, - вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым  возбуждать в детях страх более  тонкий и деликатный — страх духовных страданий, страх мучений уязвленного  самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены  ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие. 

 Позорящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женских школах), вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.[5 ].    

 К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными»  [ 24].  «Также воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», – писал он. Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, – писал он, – ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству».[17]

  А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность.[5 ]

  В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. [ 5]

Например,  в  качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал порядок и дисциплину.[2 ]

 Важна и роль А. С. Макаренко. Он считал,  что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей.

Ш.А. Амонашвили  же считает, что нужно поощрять, а  наказывать не нужно совсем.[ 5]

Рассмотрев  различные точки зрения отечественных  педагогов можем сказать, что  единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Таким образом, проблема дисциплины  и  наказания   неразрывно связана с проблемой свободы в образовании. От того, каким образом они соотносятся каждым учителем и воспитателем, во многом зависит исходная точка поиска решений, необходимых для разрешения противоречий, возникающих в конкретных педагогических ситуациях.

И в  заключении данного пункта стоит  отметить, что  использование  наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер , а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей.  
 
 
 
 
 

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Вопросы  дисциплины  и наказания в  педагогических взглядах     

        А.С. Макаренко.

    

 А.С. Макаренко указывал на необходимость отличать дисциплину от режима. «Дисциплина, - отмечал он, - это результат воспитания, режим – это средство воспитания… Главная цель режима – накопление правильного дисциплинарного опыта. При правильном режиме не нужны наказания, и вообще их нужно избегать, как и излишних поощрений. Лучше во всех случаях надеяться на правильный режим и терпеливо ждать его результатов». [10]

 Трудно определить понятие дисциплины в условиях коллективного воспитания и тем более трудно организовать дисциплину так, чтобы не было ненужных трений в работе. В нашем обществе к вопросу о дисциплине весьма двойственное отношение. «…С одной стороны, дисциплина есть один из девизов нашего общества: дисциплинированный человек представляется всем манной небесной. С другой стороны, эта же самая дисциплина, по мнению очень многих, должна быть результатом какого-то вдохновения, коллективного пафоса и доброй воли.»[10] В 
Проблема дисциплины в воспитательном учреждении 
обычно принимает непозворлительно упрощенные формы. Вопрос ставится так: должно быть приказание и исполнение, это и будет дисциплина. Приказать вообще нетрудно, но как добиться исполнения и что делать, если исполнения не будет? Иногда  под дисциплиной понимают только внешний порядок или внешние меры.   Это  самая  гибельная  ошибка,   которая  только  может  быть  в воспитательном учреждении.[5]

   При  таком  взгляде на  дисциплину,  она  всегда будет   только формой

подавления,  всегда  будет  вызывать сопротивление  детского коллектива и

ничего  не  будет воспитывать,  кроме  протеста и  желания скорее выйти  из

сферы дисциплины.

   Дисциплину не  нужно  рассматривать  только  как  средство воспитания.

Дисциплина  есть  результат  воспитательного  процесса,  результат  прежде

всего  усилий  самого  коллектива  воспитанников,  проявленный  во  всех

областях  жизни: производственной, бытовой, школьной, культурной.

   Дисциплина  в   нашем   обществе  -   это   явление   нравственное  и

политическое.  Человек недисциплинированный в  старом обществе никак  не

рассматривался  как человек безнравственный.[5 ]

   В нашем обществе недисциплинированность, недисциплинированный человек- это  человек,  выступающий против  общества,  и  мы рассматриваем  его не только с  точки  зрения внешнего технического удобства,  но  и  с  точки зрения   политической  и   нравственной.   Такое   понимание  дисциплины необходимо иметь каждому педагогу и воспитаннику.[10]

  Дисциплина  должна сопровождаться сознанием, т. е. полным пониманием того, что такое дисциплина и для чего она   нужна.   Каким  способом  можно  достигнуть  этой   сознательности дисциплины?

   Прежде   всего   дисциплина   как   форма   нашего   политического   и

нравственного благополучия должна требоваться от коллектива.

   Такой взгляд на  дисциплину  необходимо на  каждом шагу  воспитывать у

детей,  необходимо,  чтобы  воспитанники гордились  своей  дисциплиной  и

относились  к  хорошей дисциплине,  как  к лучшему показателю работы всего

коллектива.

   Не   приводя  беседы  о   дисциплине  к   какому  бы   то   ни   было

морализированию,  всегда нужно в  то же время сообщать ребятам не только

дисциплинарные  навыки,  но обязательно и  элементы логики дисциплины,  а

именно:[10]

   а)    дисциплина необходима  коллективу для  того,  чтобы   он  лучше и

быстрее достигал своих целей;

   б)    дисциплина нужна,  чтобы   каждый  отдельный человек развивался,

чтобы  воспитывал в  себе  уменье  преодолевать препятствия и  совершать

трудные работы и подвиги, если к подвигам призовет жизнь;

   в)    в  каждом коллективе  дисциплина должна быть     поставлена выше

интересов отдельных членов коллектива:

   г)    дисциплина  украшает  коллектив  и   каждого   отдельного  члена

коллектива;

   д)   дисциплина есть свобода,  она ставит личность в более  защищенное,

свободное положение и создает полную уверенность  в своем праве,  путях и

возможностях  именно для каждой отдельной личности;

   е)    дисциплина проявляется  не тогда,  когда человек делает  что-либо

для  себя  приятное,  а  тогда,  когда  человек делает  что-нибудь более

тяжелое,  неожиданное,  требующее  значительных     напряжений.  Это  он

делает  потому,  что убежден в  необходимости  и полезности этого дела для

всего коллектива и для всего советского общества и государства.

   Во всех этих теоремах и  аксиомах дисциплины нужно всегда  подчеркивать

главное и основное -  это политическое значение дисциплины,  так как  это

очень важный отдел общего политического  воспитания.

   Эти простые положения должны  быть известны всем воспитанникам  – детям и  юношам,  как  положения,  совершенно  не  подлежащие сомнению.  К  их категорическому  выражению  нужно  всегда  возвращаться,  как  только  в коллективе возникают тенденции им противоположные.

   Эти  положения  будут   бесполезными,   если  они   не   сопровождаются

постоянным  указанием на примеры дисциплины в  нашем обществе и  если они не сопровождаются опытом самого коллектива и постоянным упражнением.

   Руководство  детского  учреждения  всегда   найдет   случай  испытать

дисциплинарную  крепость  отдельного  коллектива,  отдельной  группы  или

отдельного  воспитанника.

  Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил, что дисциплина - это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность. 
  Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. В лекции "Дисциплина, режим, наказания и поощрения" он указывал, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, истеричность и т.д. Педагоги часто говорят, что ребенок должен кричать, в этом и проявляется его натура. Макаренко возражал против этого и требовал: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.   

Информация о работе Вопросы дисциплины и наказания в отечественной педагогике