Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»
Раздел 1. Общая педагогика
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.
Любая наука
вправе иметь основные
Педагогика, появившись, как наука о воспитании детей и молодежи, по мере увеличения своих границ в области воспитания и области действия субъективных явлений в жизни общества, все более становится наукой о принципах педагогического влияния на людей различного возраста.
Постоянно совершенствуясь,
любая наука привносит в свои
теоретические знания новые
Таким образом, педагогическая наука – это сочетание длительной практики процессов обучения и воспитания личности на фоне развития общества и социума, находящихся под влиянием исторических систем. Педагогическая наука – это итог долгого и последовательного исследования принципа развития личности.
Научное знание педагогической практики и теории позволяет определять, какие именно можно выбирать эффективные педагогические решения.
Как и в любой науке, в педагогике существует давний спор о том, что такое педагогика: наука или искусство. Практическая деятельность позволяет разрешить данный спор. Практическая деятельность педагогических процессов и явлений многократно подтверждает, что без фундаментального знания науки воспитания не может развиваться искусство воспитывать. Знание философских понятий закономерностей обучения и воспитания, овладение формами, методами и средствами педагогического действия составляют основу педагогического мастерства.
Исследование педагогической науки следует начинать с научно-познавательной деятельности, на основе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как обязательная константа педагогической практики.
Настоящим педагогом
может быть человек, имеющий,
во-первых, призвание, внутреннее
осознание того, что это именно
его путь, а, во-вторых, также набор
научных знаний и опыт, позволяющие
постоянно находиться на пути
поиска, развития, самосовершенствования.
Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Теоретическая
функция педагогики
Прогностический
уровень теоретической функции
связан с раскрытием сущности
педагогических явлений,
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
Модель - образец (эталон, стандарт).
Общие,
фундаментальные
понятия науки, отражающие
ее сущность, типичные
формы, называются категориями.
Базовыми категориями
педагогики являются:
развитие, воспитание, образование, обучение,
педагогическая деятельность, педагогические
взаимодействия, педагогическая задача,
педагогические технологии, педагогический
процесс.
Развитие
– процесс последовательного изменения
физических, психических и духовных сил
человека, обеспечивающих реализацию,
сущность и становление его личности.
Воспитание
– целенаправленный, систематический
и планомерный процесс формирования личности
человека в современных условиях, основанный
на передаче опыта, ценностей и норм поведения
от старшего поколения младшему. Воспитание
должно привести к заранее предполагаемому
результату, отвечающему социальному
заказу (цели). В педагогике выделяются
следующие виды воспитания: умственное,
трудовое, нравственное, этическое и т.
д.
Образование
– процесс и результат интеллектуального
развития личности, усвоение системы знаний,
умений, навыков.
Обучение
– целенаправленный, специально организованный
процесс передачи опыта, знаний, умений,
навыков во взаимодействии педагога и
учащегося.
Педагогическая
деятельность – вид профессиональной
деятельности, реализующей цели воспитания
и образования.
Педагогическое
взаимодействие является движущей силой
педагогического процесса и представляет
собой контакт педагога и учащегося, влекущий
за собой взаимные изменения в их поведении,
деятельности и отношениях. Этот процесс
включает в себя и педагогическое влияние,
и его активное восприятие и усвоение
учащимся.
Категории «воспитание»,
«обучение», «образование», «педагогическая
деятельность» в современных
условиях базируются на понятии «педагогическое
самосовершенствование». Для эффективности
педагогического процесса очень важны
целенаправленные усилия
самой личности по усвоению предшествующего
опыта, ценностей и образцов поведения,
системы знаний, умений, навыков, средств
передачи опыта и др.
Педагогическое
взаимодействие организуется для решения
какой—либо педагогической задачи –
материализованной
Педагогическая
технология – это последовательная
система взаимодействия педагога и учащегося,
основанная на применении тех или иных
методов воспитания и обучения с целью
решения педагогических задач.
Таким образом, педагогический
процесс можно представить как специально
организованное взаимодействие педагога
и учащегося с учетом содержания образования
и воспитания, с использованием различных
педагогических средств, направленное
на реализацию педагогических задач, обеспечивающих
удовлетворение потребностей общества
и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
В
ходе развития педагогики некоторые
ее разделы выделились в относительно
самостоятельные отрасли
Школоведение
- система знаний об организации школьного
дела и управления им.
Теорию образования
детей с физическими
История
педагогики позволяет заново осмыслить,
глубже понять закономерности историко-педагогических
процессов.
Педагогика зарождалась
и складывалась как социальная
наука. Она находится в системе
гуманитарных знаний и продолжает развиваться
в соответствии с другими гуманитарными
науками. Прежде всего - с философией,
этикой, эстетикой, психологией.
Поскольку человек
неотделим от природы и развитие
его (физическое и психическое) представляет
собой процесс социально-
Для современной
педагогики характерно укрепление связей
с антропологией (наукой о происхождении
и эволюции человека), социологией
и психологией. Соотношение между
педагогикой и другими науками
сложны, относительны и подвижны. Психология
не ограничивается изучением только психики
человека. Изучается психология социальных
масс, групп, коллективов и проч. Педагогика
же признает что воспитание должно строиться
на основе изучения объективных закономерностей
жизни и развития детей в различных социально-исторических
условиях.
Для современной
педагогики характерны комплексные
исследования, которые сочетают социологический,
психологический и собственно педагогический
анализ того или иного явления.
Если на процесс
воспитания в широком его смысле
посмотреть более детально, то можно
выделить более мелкие отрасли педагогического
знания.
Например, антропология
изучает человека (того, кто передает
и кому передается опыт), педагогическая
культурология изучает саму человеческую
культуру (то, что передается в процессе
воспитания). Педагогическая социология
исследует проблемы человеческого
общества в контексте педагогических
задач. Педагогическая аксиология - наука
о человеческих ценностях.
Методология представляет собой систему общетеоретических взглядов, которые являются определяющими при решении практических задач.
Методология педагогики – это совокупность целей, содержания и методов исследования, что позволяет получить наиболее объективную, точную, систематизированную информацию о педагогических явлениях и процессах.
Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»