Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика как наука.docx

— 72.69 Кб (Скачать файл)

     Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного  элементов, разнообразие и богатство  упражнений - таковы достоинства «Детского  мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.

     Ушинский  считал учебник «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая существовавшие в то время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных недостатка их: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличии больших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, переобременяющих память, при бедности обобщений и идей. 
 
 
 

11. Школа и педагогика  в России в конце  XIX – начале XX вв. (до 1917 г.). Развитие образования  и педагогической  мысли в области  начального образования  в данный период.

      Период  конца XIX – начала XX вв. характеризуется  значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось  введение обязательного всеобщего  начального образования. Политика играла огромную роль в процессах преобразования образовательной системы. Либеральные  партии и педагогические организации  приложили немало усилий для создания обширной программы демократических  реформ школы, которая была принята  на съездах по народному образованию  в 1908–1913 гг.

      Постоянно нарастало несоответствие между  требуемым современным обществом  и существующим уровнем образованности населения. В 1906 г. I Государственная  дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения, который был пресечен Государственным  советом. II Государственная дума вновь  делала попытки провести проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», который предполагал  дополнительные ассигнования для реализации этого проекта.

      На  протяжении 1890 – 1900-х гг. система  образования пополнилась большим  количеством начальных учебных  заведений. Сначала рост церковно-приходских школ происходил наиболее быстрыми темпами, после 1895 года светское образование  начинает преобладать. Во многих школах возрастают сроки обучения до 5–6 лет.

      «Саттльмент»  – школа, созданная А. У. Зеленко  и С. Т. Шацким, позже получившая название «Детский труд и отдых» имела программу, в которой важное место занимало трудовое и общественное воспитание в совокупности с начальным обучением.

     Несмотря  на заметное улучшение положения  в системе российского образования, развитие его происходило низкими  темпами, и часть населения оставалась безграмотной.

     Важным  нововведением в систему начального и среднего образования было профессиональное и техническое обучение. В начальной  школе это новшество проявилось в форме уроков ручного труда. В сфере среднего образования  открывались ремесленные и низшие технические училища.

     Начало  первой мировой войны повлекло за собой кризис образовательной системы  России. 
 
 
 
 

     Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»

     Раздел 1. Общая педагогика

     1. Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

     2. Объект, предмет и функции педагогики.

     3. Категориальный аппарат педагогики.

     4. Разделы и отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.

     5. Методология педагогики: понятие и уровни методологии педагогики.

     6. Научное исследование в педагогике. Методологическая культура педагога.

     7. Логика педагогического исследования.

     8. Теоретические методы педагогического исследования.

     9. Эмпирические методы педагогического исследования.

     10. Методы обработки результатов педагогического исследования.

     11. Целостный педагогический процесс: понятие, структура, этапы организации.

     12. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Характеристика основных нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования в России до 2025 г., Концепции социально-экономического развития России до 2020 года (раздел «Образование»), проект нового Закона РФ «Об образовании».

     13. Система образования в России: понятие и характеристика основных компонентов.

     14. Государственно-общественная система управления образованием: понятие и характеристика. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

     15. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

     16. Государственно-общественная система управления образованием.

     17. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления.

     18. Технологический подход в образовательном процессе. Понятия «педагогическая технология» и «технология обучения», «образовательная технология», «технология воспитания».

     19. Современные  технологии обучения.

     20. Современные  технологии воспитания.  
 

Раздел 2. История образования  и педагогической мысли

     1. Сущность  образования. Социальная природа  образования, его общечеловеческий, конкретно-исторический характер.

     2. Зарождение  и развитие образования в первобытном обществе.

     3. Образование  в рабовладельческих государствах  Древнего Востока и Древней  Греции.

     4. Воспитание  и образование в эпоху Средневековья.

     5. Зарождение  и развитие гуманистической педагогической  мысли (с древних времен до XVII в. включительно)

     6. Воспитание  и педагогическая мысль в эпоху  Возрождения.

     7. Характерные  особенности развития образования  и педагогической мысли в государствах Зап. Европы в эпоху Нового времени:

     - XVII в – начало Нового времени;

     - XVIII в. – эпоха Просвещения;

     - конец  XVIII в. – начало XIX в. – эпоха  промышленной революции;

     - середина XIX в.;

     - конец  XIX в. – начало XX в. 

     8. Я.А.  Коменский – основоположник педагогической  науки.

     9. Вклад  выдающихся западноевропейских  мыслителей, педагогических деятелей  в развитие науки о воспитании  и обучении (Д. Локк, Ж.Ж. Руссо,  И.Г. Песталоцци, А. Дистервег,  И. Гербарт).

     10. Реформаторская  педагогика (конец XIX в. – начало XX в.), ее значение в развитии  теории и практики воспитания  и обучения. Вклад Я. Корчака,  М. Монтессори, С. Френе в развитие  образования.

     11. Идеи  всестороннего развития личности, свободного воспитания, общечеловеческого  воспитания, культуросообразного обучения  и воспитания, труда как средства  воспитания в истории зарубежной  педагогической мысли. 

     12. История  воспитания и начального образования  в России: выделение и краткая  характеристика основных этапов. Влияние на характер воспитания  детей природных, исторических  условий, религии. 

     13. Народная  педагогика. Воздействие на детей  быта, общественного уклада жизни,  обычаев, обрядов, традиций. Средства  народной педагогики.

     14. Воспитание  и начальное обучение, педагогическая  мысль в Киевской Руси и  Русском государстве (до конца  XVIII в.).

     15. Образование  и педагогическая мысль в России  в первой половине XVIII в. Образовательная  политика Петра I, ее влияние  на развитие образования.

     16. Образование  и педагогическая мысль в России  в первой половине XVIII в. «Политика  просвещенного абсолютизма» Екатерины  II, ее влияние на развитие начального  образования. Типы народных школ.

     17. Образование  и педагогическая мысль в России  в первой половине XIX в. (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.А. Добролюбов, В.Ф.  Одоевский). Учреждение министерства  народного образования. Становление  и развитие государственной системы  образования. Типы начальных народных  училищ.

     18. Общественно-педагогическое  движение в России в середине XIX в., его влияние на развитие  образования и педагогической  мысли. Статья Н.И. Пирогова  «Вопросы жизни» как историко-педагогическое  событие 60-х гг. XIX в. 

     19. Общественно-педагогическое  движение в России в середине XIX в., его влияние на развитие  образования и педагогической  мысли. Яснополянская школа Л.Н.  Толстого как историко-педагогическое  событие 60-х гг. XIX в.

     20. К.Д.  Ушинский – основоположник отечественной  педагогической науки. 

     10. К.Д.  Ушинский – реформатор отечественной  народной школы. «Родное слово»  К.Д. Ушинского как книга для  первоначального чтения детей  и как методическое руководство  для начального обучения.

     11. Школа  и педагогика в России в  конце XIX – начале XX вв. (до 1917 г.). Развитие образования и педагогической  мысли в области начального  образования в данный период.

     12. Развитие  общего образования в России  после 1917 года. Ликвидация массовой  безграмотности населения, постановка  и реализация задач всеобщего  обязательного начального, неполного  (основного) и полного среднего  образования.

     13. Внимание  к принципам гуманизации и  демократизации в истории отечественного  образования в XX веке (после 1917 года). «Основные принципы единой  трудовой школы» (1918), их значение  в развитии гуманистической отечественной  педагогической мысли, в развитии  отечественного образования на  принципах гуманизации и демократизации.

     14. Вклад  А.В. Луначарского и Н.К. Крупской  в развитие отечественного образования.  Речь А.В. Луначарского «Что  такое образование?», ее основные  педагогические идеи, их оценка. Статьи Н.К. Крупской «К вопросу  о целях школы», «О политехнизме»  (другие статьи по выбору студента): основные педагогические идеи, их  оценка.

     15. Педагогическая  деятельность и педагогические  взгляды П.П. Блонского. Вклад  П.П. Блонского в развитие отечественной  педагогики. Статья П.П. Блонского  «Задачи и методы новой народной  школы: основные педагогические  идеи, их оценка.

     16. Педагогическая  деятельность и педагогические  идеи С.Т. Шацкого. Вклад С.Т.  Шацкого в развитие отечественной  педагогики и дошкольного образования.  Статьи С.Т. Шацкого «Наше педагогическое  течение», «О том, как мы учим»  (другие статьи по выбору студента): основные педагогические идеи, их  оценка.

     17. Педагогическая  деятельность и педагогические  взгляды А.С. Макаренко. Практическая  педагогическая логика А.С. Макаренко  (изложена автором в статьях  «Некоторые выводы из моего  педагогического опыта», «Проблемы  школьного советского воспитания»), ее оценка 

     18. Педагогическая  деятельность и педагогические  взгляды В.А. Сухомлинского, их  значение в развитии отечественной  педагогики. Книга В.А. Сухомлинского  «Сердце отдаю детям»: основные  педагогические идеи, их оценка.

     19. Вклад  А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского  в развитие педагогики семейного  воспитания.

     20. Вклад  Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина,  В.В. Давыдова в развитие педагогики  начального образования, в теорию  и практику развивающего обучения. Характеристика системы развивающего  обучения Л.В. Занкова.

     21. Общественно-педагогическое  движение в СССР в 80-е гг. XX в., его влияние на государственную  образовательную политику и на  педагогику. Педагогика сотрудничества  и новое педагогическое мышление. Педагоги-новаторы. Их вклад в  развитие теории и практики  воспитания и обучения.

     22. Вклад  Ш.А. Амонашвили в развитие  гуманной педагогики. «Школа жизни»  Ш.А. Амонашвили.

     23. Образование  в Российской Федерации в 90-х  гг. XX в. – начале XXI века. Закон  РФ «Об образовании», «Национальная  доктрина образования в РФ»  о целях и задачах отечественного  образования, о принципах образовательной  политики, о гарантиях прав граждан  РФ в области образования, о  системе образования в РФ.

Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»