Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 07:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 12 экзаменационных вопросов.
Раздел 1. Общая педагогика
Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Отличительной чертой педагогики в общей системе наук является то, что педагогика изучает процесс воспитания человека. Начало изучения научного исследования любой науки обычно связано с определения таких проблем: история возникновения и развития этой науки, какие особенные задачи она ставит и проблемы исследует.
Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений - таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.
Ушинский
считал учебник «фундаментом хорошего
преподавания». Оценивая существовавшие
в то время в России и Западной Европе
учебники, Ушинский указывал два основных
недостатка их: бедность фактического
материала (фактов, имен, дат) при наличии
больших обобщений и, наоборот, эмпирический
характер: обилие фактов, переобременяющих
память, при бедности обобщений и идей.
11. Школа и педагогика в России в конце XIX – начале XX вв. (до 1917 г.). Развитие образования и педагогической мысли в области начального образования в данный период.
Период конца XIX – начала XX вв. характеризуется значительными переменами в педагогике и школьном устройстве России. Планировалось введение обязательного всеобщего начального образования. Политика играла огромную роль в процессах преобразования образовательной системы. Либеральные партии и педагогические организации приложили немало усилий для создания обширной программы демократических реформ школы, которая была принята на съездах по народному образованию в 1908–1913 гг.
Постоянно
нарастало несоответствие между
требуемым современным
На
протяжении 1890 – 1900-х гг. система
образования пополнилась
«Саттльмент» – школа, созданная А. У. Зеленко и С. Т. Шацким, позже получившая название «Детский труд и отдых» имела программу, в которой важное место занимало трудовое и общественное воспитание в совокупности с начальным обучением.
Несмотря
на заметное улучшение положения
в системе российского
Важным
нововведением в систему
Начало
первой мировой войны повлекло за
собой кризис образовательной системы
России.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»
Раздел 1. Общая педагогика
1. Педагогика как наука, искусство и область практической деятельности. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. Категориальный аппарат педагогики.
4. Разделы и отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.
5. Методология педагогики: понятие и уровни методологии педагогики.
6. Научное исследование в педагогике. Методологическая культура педагога.
7. Логика педагогического исследования.
8. Теоретические методы педагогического исследования.
9. Эмпирические методы педагогического исследования.
10. Методы обработки результатов педагогического исследования.
11. Целостный педагогический процесс: понятие, структура, этапы организации.
12. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Характеристика основных нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования в России до 2025 г., Концепции социально-экономического развития России до 2020 года (раздел «Образование»), проект нового Закона РФ «Об образовании».
13. Система образования в России: понятие и характеристика основных компонентов.
14. Государственно-общественная система управления образованием: понятие и характеристика. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
15. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.
16. Государственно-общественная система управления образованием.
17. Школа как педагогическая система и объект управления. Службы управления.
18. Технологический подход в образовательном процессе. Понятия «педагогическая технология» и «технология обучения», «образовательная технология», «технология воспитания».
19. Современные технологии обучения.
20. Современные
технологии воспитания.
Раздел 2. История образования и педагогической мысли
1. Сущность
образования. Социальная
2. Зарождение и развитие образования в первобытном обществе.
3. Образование
в рабовладельческих
4. Воспитание
и образование в эпоху
5. Зарождение
и развитие гуманистической
6. Воспитание
и педагогическая мысль в
7. Характерные
особенности развития
- XVII в – начало Нового времени;
- XVIII в. – эпоха Просвещения;
- конец XVIII в. – начало XIX в. – эпоха промышленной революции;
- середина XIX в.;
- конец XIX в. – начало XX в.
8. Я.А.
Коменский – основоположник
9. Вклад выдающихся западноевропейских мыслителей, педагогических деятелей в развитие науки о воспитании и обучении (Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт).
10. Реформаторская педагогика (конец XIX в. – начало XX в.), ее значение в развитии теории и практики воспитания и обучения. Вклад Я. Корчака, М. Монтессори, С. Френе в развитие образования.
11. Идеи
всестороннего развития
12. История
воспитания и начального
13. Народная педагогика. Воздействие на детей быта, общественного уклада жизни, обычаев, обрядов, традиций. Средства народной педагогики.
14. Воспитание и начальное обучение, педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до конца XVIII в.).
15. Образование
и педагогическая мысль в
16. Образование
и педагогическая мысль в
17. Образование
и педагогическая мысль в
18. Общественно-педагогическое
движение в России в середине
XIX в., его влияние на развитие
образования и педагогической
мысли. Статья Н.И. Пирогова
«Вопросы жизни» как историко-
19. Общественно-педагогическое
движение в России в середине
XIX в., его влияние на развитие
образования и педагогической
мысли. Яснополянская школа Л.
20. К.Д.
Ушинский – основоположник
10. К.Д.
Ушинский – реформатор
11. Школа
и педагогика в России в
конце XIX – начале XX вв. (до 1917 г.).
Развитие образования и
12. Развитие
общего образования в России
после 1917 года. Ликвидация массовой
безграмотности населения,
13. Внимание
к принципам гуманизации и
демократизации в истории
14. Вклад
А.В. Луначарского и Н.К.
15. Педагогическая
деятельность и педагогические
взгляды П.П. Блонского. Вклад
П.П. Блонского в развитие
16. Педагогическая
деятельность и педагогические
идеи С.Т. Шацкого. Вклад С.Т.
Шацкого в развитие
17. Педагогическая
деятельность и педагогические
взгляды А.С. Макаренко.
18. Педагогическая
деятельность и педагогические
взгляды В.А. Сухомлинского,
19. Вклад
А.С. Макаренко и В.А.
20. Вклад
Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина,
В.В. Давыдова в развитие
21. Общественно-педагогическое
движение в СССР в 80-е гг.
XX в., его влияние на
22. Вклад Ш.А. Амонашвили в развитие гуманной педагогики. «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили.
23. Образование
в Российской Федерации в 90-х
гг. XX в. – начале XXI века. Закон
РФ «Об образовании», «Национальная
доктрина образования в РФ»
о целях и задачах
Информация о работе Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика»