Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:26, доклад
Редко можно встретить школьника, который был бы против туризма - увлекательных путешествий, походов и экскурсий. Однако, к сожалению, не всегда эти путешествия проходят безболезненно для природы. Из-за отсутствия должных знаний, воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.
«Самая чистая радость - радость природы»
В связи с массовым развитием туризма в нашей стране походы и путешествия превратились в существенный фактор влияния человека на окружающую среду. В данной работе мы поднимем важную проблему охраны природы для туристов и ... от туристов, воспитания бережного отношения к природе у юных туристов.
Редко можно встретить школьника, который был бы против туризма - увлекательных путешествий, походов и экскурсий. Однако, к сожалению, не всегда эти путешествия проходят безболезненно для природы. Из-за отсутствия должных знаний, воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.
Что же может сделать для улучшения охраны природы тренер или любой другой педагог, который часто выступает в роли руководителя групп юных туристов? Оказывается, очень многое. Остановимся на главном- воспитании школьников в походных условиях.
Первое и, пожалуй, важнейшее направление в воспитании бережного отношения к природе у юных туристов - это раскрытие перед ними всего разнообразия, богатства и одновременно хрупкости природы, особенно ее живых организмов. Так, рассказывая о лесе, в котором юным туристам предстоит пройти многодневный маршрут и где во многом от их поведения будет зависеть сохранность древостоя, делаю упор на то, что дерево - это живой организм, который родится, живет, дышит, питается, размножается, растет и умирает. Его тело, так же как и тело человека, состоит из клеток и имеет различные органы. Все части тела дерева пронизывают сосуды; по которым циркулируют, как кровь, соки с питательными веществами.
Следует объяснить юным путешественникам, что даже вроде бы очень незначительное и кажущееся на первый взгляд полезным преобразование природы требует обстоятельного учета всех возможных отрицательных последствий. Например, на реке, текущей с большими уклонами, туристы для удобства проведения традиционного байдарочного похода расчистили русло от завалов, где-то спрямили его, где-то разобрали старые (мешавшие прохождению туристских судов) плотины бывших мельниц. Как будто сделали реку удобнее для плавания; более чистой, прямой. Однако теперь на ней не задерживаются талые воды, стремительное течение размывает берега, в межень она сильнее мелеет. От нее меньше пользы земле, растительности, обществу.
Второе направление воспитательной работы с юными туристами — развитие нравственно этических взглядов на природу. Настойчиво разъясняю учащимся, что необходимо ограничивать свои потребности при общении с природой, подчеркивая, что блага, приносимые природой, являются общим достоянием. В условиях путешествия это означает, что в каких-то обстоятельствах надо идти на ограничение личных и групповых планов и желаний. Ведь туристский поход не есть отдых от обязанностёй, налагаёмых обществом на человека. И в свободное время школьных каникул или воскресного дня, будучи наедине с природой на туристском маршрутё, мы остаемся членами коллектива, несем перёд ним ответственность и подчиняем его интересам свои. Воспитание в условиях туристского похода чувства ответственности и беспокойства за окружающую природу органически входит в работу по формированию высоких чувств патриотизма у учащихся.
Третье направление в воспитании бережного отношения к природе — развитие эстетического отношения к ней. Беседы руководителя должны
подводить юных туристов к мысли о необходимости бережного отношения к природе не только потому; что она способствует нашему оздоровлению, дает лесную тень, дарит грибы; ягоды, обеспёчивает сырьем промышленность, является основой сельского, лесного, рыбного хозяйства и вообще источником всей жизни, а и потому, что в ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изысканность цвета.
Развивать эстетическое, эмоциональное отношение к природе можно как в ходе специальных экскурсий в природу, при осмотре в походе особо достопримечательных ландшафтов; так и в беседах на походном привале, во время пятиминутной путевой информации на маршруте.
Хорошо продуманная беседа о природе должна не только дать пищу для ума; но и затронуть «душевные струны» туриста. Одним из приемов может быть назван художественно-литературный подход к подаче материала о том или ином природном ресурсе, когда эстетическое значение природы раскрывается через произведения литературы, музыки, живописи и у слушателей будится отношение к ней как к чему-то совершенному, возвышенному, прекрасному. ( Читаю А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье…»)
Другой путь к сердцу туриста связан с возможным «очеловечиванием» элементов окружающей среды при рассказе о них на туристском маршруте. Речь идет о том, чтобы в целях воспитания у юных путешественников любви к природе помочь им найти у животных, растений, даже в элементах мертвой природы — в скалах, камнях, геологических обнажениях, у источников; озер, рек и т.п. — какие-то привлекательные черты, делающие их похожими на осмысленные существа и образы: Туристские маршруты юных путешественников нередко пролегают по природным (национальным) паркам и заказникам, приводят к государственным заповедникам и памятникам природы. Напоминаю школьникам, что охраняемые «музёи» в природе, будучи таким же ценным национальным достоянием, как и культурное наследие, обычно очень легко ранимы.Если запланировано посетить государственный заповедник, надо связаться с дирекцией, узнать возможности его осмотра и получить соответствующий пропуск: Передвигаться по заповедной территории можно только организованно, в строгом порядке и в соответствии с предложенным юным туристам в заповеднике маршрутом.
Четвертое направление воспитания у детей любви к природе в условиях туризма - сочетание природопознавательных вопросов с общественно-историческими. Это значит, что любую тему по охране природы желательно раскрывать в историческом плане, в широком обществённом аспекте, через имеющие важное социальное значение события. Надо учитывать, что понимание сегодняшних проблем защиты окружающей среды без уяснения взаимосвязи между развитием культyры и техники, без знания истории изменения взглядов человека на природу, в том числе отдыхающего человека, тyриста, будет явно неполным, а то и искаженным:
Рассмотрим теперь применяемые мною возможные в условиях детского туризма формы воспитательной работы по охране природы . Здесь можно выделить тригруппы .форм деятельности: воспитание словом, примером и трудом.
Наибольшее распространение получили так называемые малые виды пропаганды. К ним относятся те 5-10 минут вступительной беседы ,которые посвящаю бережному отношению к природе в своем выступлении перед группой юных туристов, непринужденные беседы в походной обстановке, яркий пример, интересная справка, убедительная цифра, доведенная до сознания путешественников по ходу другого дела (в процессе тренировки, соревнований по туристским навыкам, осмотра достопримечательностей, хозяйственных работ на привале и т.п.).
Подбирая тему беседы с туристами, важно принимать во внимание, что неправильное поведение некоторых из них на природе в значительной мере
связано не столько с какой-то личной недисциплинированностью, сколько с незнанием. Может быть, ребятам раньше и говорили о недопустимости определенных поступков, но не объяснили, почему их нельзя делать. Следовательно, во время беседы надо не просто давать советы, что и как делать, но обоснованно объяснять почему.
Обращаю внимание ребят на многочисленные опасности, подстерегающие всё живое в природе, показываю, как зачастую лишь один из многих тысяч мальков превращается во взрослого красавца окуня, лишь одно семечко из миллионов вырастет в высокоствольный тополь. И как легко путешественник при бездумном и безразличном отношении к природе помогает погибнуть ее созданиям, прошедшим через многие испытания и устоявшим в борьбе за место под солнцем.
В качестве примера можно привести судьбы древостоя в популярных местах загородного отдыха, вокруг бивачных полян, вдоль туристских троп. 3десь часто встречаются заболевшие и гибнущие деревья. Причем не столько от их непосредственного повреждения и ломки отдыхающим человеком. Юным туристам надо разъяснять, что болезнь, медленное загнивание и усыхание леса легко происходят от хотя и незначительных, но многократных повреждений стволов туристскими топорами и ножами; открывающих путь в тело растения вредным грибам, и насекомым, вирусным болезням: Конечно, деревья имеют защитные средства: смолы, соки, но, когда ран много а лучшая защита дерева — кора содрана на растопку костра, дерево слабеет. Ослабнув, оно тут же становится легкой добычей грибковых заболеваний и многочисленных шелкопрядов, пилильщиков, короедов и других вредителей леса. Если таких ослабленных деревьев много, то насекомые быстро размножаются и распространяясь, повреждают здоровый лес на большой площади. Аналогично можно раскрыть причины уменьшения численности животных и вообще обеднения фауны в районах массового туризма. При этом важно не посеять у слушателей иллюзий; что проблема в основном связана со слаборегулируемой любительской охотой, а вред невооруженного путешественника минимален. Надо подчеркивать, что ущерб, приносимый животным тyристами, выражается обычно не в форме прямого уничтожения или непосредственного истребления фауны. Присутствие большого числа не всегда организованных и дисциплинированных людей, загрязнение водоёмов, захламление лесов ведут к уходу животных в более отдаленные районы . Преследование, вспугивание пернатых, зверей, земноводных неумелыми действиями «любителей» природы, которых становится всё больше и больше; прерывают отдых животных, мешают им добывать пищу.
` В обоснованном и убедительном объяснении нуждаются также и проблемы, на первый взгляд представляющиеся совсем элементарными. На-
пример, вопрос о пользовании на туристском маршруте громкоголосым передающим устройством (магнитофоном). Казалось бы, его можно свести только к проблеме общей куль- туры человека, а воспитание у учащихся бережного отношениях к природе здесь ни при чем. Однако это не так. Разяъсняю своим воспитанникам, чтошум - один из серьезнейших врагов здоровья: он вызывает слуховые расстройства, неврозы; желудочно-кишечные заболевания, стрессовое состояние. Чем выше по тональности шум; тем выше частота звуковых. колебаний, тем вреднее он для человека, да и для других живых существ.
Искусственный шум— особенно: в первую половину лета; в период выведения птенцов, — враг пернатых. Сколько остывших яиц; брошенных кладок, оставленных птенцов на совести у любителей не в меру громкой музыки на природе! Несомненно отрицательно влияние этого шума и на иных представителей животного мира и в другое время года. Наконец, можно говорить; что шум — враг растительности; по_крайней мере, той; которую опыляют шмели, пчелы, жуки. Дело в том; что высокочастотные звуки передающих устройств не дают этим насекомым подняться в воздух.
Другой возможный прием в воспитательной работе с учащимися — акцент на культуру туризма. Молодым туристам следует разъяснять; что
туристское движение является частью общей культуры современного человека, достижением цивилизованного и просвещенного общества, а
путешественник —представитель этой культуры. Но дело здесь не только в призывах соблюдать вне городских улиц и площадей общепризнанные правила поведения, не сорить, беречь - лес, землю, реки, красоту ландшафта, как мы бережем, например, свои жилища, произвёдения искусства и литературы, добрые традиции и вообще все завоевания культyры . Ребятам надо доказывать, что бережное отношение к природе органически входит в культуру разведения походного костра, культуру общения с дикими животными на маршруте и т.п. Очевидно, что развести костер удобнее на
специально отвёденной расчищенной площадке, применив принесенные с собой костровые принадлежности:(стойки, крючки, разборный очаг), а не в траве, с предварительными поисками живых молодых деревьев и кустов для вырубки из них костровых рогатин и перекладины. И поддерживать огонь возможно, только пользуясь сухой, мертвой древесиной, а не зелеными; только что срубленными или обломанными ветвями.
Формы воспитания бережного отношения к природе, да и приемы подачи материала учителем, должны соответствовать возрасту, подготовке, взглядам; интересам туристов. Учитывая специализацию юных путешественников ( пешеходный туризм) важно конкретизировать советы, раскрывать опасные последствия; связанные с повреждением, частичным уничтожением, обеднением, загрязнением растительности; животного мира, почвы, водных и других ресурсов в тех или иных географических зонах района и края.
Моим младшим туристам интересны занимательные сведения из жизни природы, поучительные примеры ее охраны. Например, увлекательный рассказ о распределении обязанностей в муравейнике; где; как известно, есть самки, самцы, рабочие муравьи; няньки, кормилицы, фуражиры, воины; о пчелиных семьях, о жуках-могильщиках; о лесных мышах и т.д.
Как ни велико значение воспитательной работы с помощью нужного и умело сказанного слова, но ограничиться только им для руководителя
туристского похода школьников — это значит сделать слишком мало и не использовать как раз те возможности, которые открываются именно благодаря особенностям туризма. Имеется в виду пример, особенно живой, реально осязаемый, зримый, воспринимаемый различными_чувствами, например, с которым путешественник постоянно сталкивается вовремя непосредственного контакта с природой на туристском маршруте.
По сравнению с устными убеждениями, объяснениями, требованиями и просьбами живой пример обычно оказывается более тактичным и не- навязчивым воспитательным средством: Нередко его действие вроде бы и вообще не ощущается юным туристом. И вместе с тем именно воспитательное воздействие примера иногда становится решающим фактором, определяющим формы поведения подростка на природе.
Одним из лучших примеров является, конечно, сама природа, со всем ее многообразием форм, непостоянством состояний,_рациональностью и одновременно лиричностью, трепетностью, красотой. Справедливо считать, что красота природы — это важное национальное достояние, которое оказывает глубокое воспитательное воздействие. Используя в ходе воспитательной работы положительный пример цветyщей природы,
необходимо принимать во внимание, что можно заставить служить пропагандистским целям и те территории, которые пострадали от стихийных бедствий или явились жертвой людской недальновидности и оши6ок. Так, впечатляющими примерами для юных путешественников могут быть лесное пожарище, следы разрушительного, наводнения, оползневые берега, земля, «съеденная» оврагами, загрязненные промышленными стоками реки, растительность, уничтоженная насекомыми- вредителями, и т.п. Конечно, демонстрация этих отрицательных примеров на маршруте потребует
определенного пояснения, комментария со стороны учителя .
Не меньшее значение (как воспитательный пример) имеет тот вклад, который вносит человек своим трудом в облагораживание, обогащение, полезное преобразование природного окружения.
Нельзя забывать, что формирование различных композиционных групп из деревьев и кустарников, искусственное чередование породного состава; введение новых для флоры края пород привлечение диких животных к туристским тропам — всё это делается руками людей. Поэтому развитие добрых чувств к природе немыслимо без воспитания у туристов уважения к труду тех, кто стоит на страже природных богатств, выращивает леса, разводит животных, оберегает покой и здоровье людей; пришедших отдохнуть на природу. Воспитательная сила такого примера может быть
Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе у юных туристов