Воспитание бережного отношения к природе у юных туристов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 10:26, доклад

Краткое описание

Редко можно встретить школьника, который был бы против туризма - увлекательных путешествий, походов и экскурсий. Однако, к сожалению, не всегда эти путешествия проходят безболезненно для природы. Из-за отсутствия должных знаний, воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание бережного отношения к природе у юных туристов.docx

— 51.36 Кб (Скачать файл)

реализована при знакомстве с работой лесничеств, лесхозов, заповедников.

    Трудно  переоценить роль личного примера руководителя туристского похода. Являясь для многих юных туристов объектом для подражания, педагог своим поведёнием по отношению к природе задает тон для всего коллектива. Надо стремиться, чтобы у всех организаторов туризма их призывы по охране природы совпадали. Так, поход по весеннему лесу можно сочетать с таким простейшим воспитанием личным примером, как «лечение» ран на березах. Для этого руководителю достаточно взять немного обычно-

го пластилина и во время рассказа замазывать отверстия, сделанные на деревьях любителями сладкого сока.

  Собираясь в несложный зимний поход, надо не забыть хлебные крошки, семена,  кусочки несоленого сала — всё, что так необходимо перна- тым в пору зимней бескормицы. Или морковку, капустную кочерыжку для лесных  звёрей. В следующий раз кто-то из юных туристов и сам принесет в лес это лакомство. Такую же положительную роль в воспитании личным примером добрых чувств к природе играет и иная попутная помощь растениям, земле, источникам. 

        Воспитание бережного отношения к природе с помощью примера неотделимо от воспитания у туриста ряда черт. Известно, что можно много и вместе с тем безуспешно рассказывать туристам о природе и необходимости берёжного отношения к ее богатствам. Причина этого нередко в том, что туристская аудитория еще не обучена правильному видению окружающей среды, что у юных туристов отсутствуют столь нужные им любознательность и наблюдательность, что для многих из них природа пока еще «закрытая книга». Поэтому часть практических занятий в туристском походе рекомендуется посвящать развитию любознательности и наблюдательности у учащихся: Это важно еще и потому, что эти качества тесно связаны со многими другими важными в деле воспитания любви к природе качествами личности: пытливостью, внимательностью, чуткостью к окружающему миру. Справедливо говорить, что для туриста наблюдательность -это и своеобразное искусство ,и тренированность взгляда, а нередко и целы путешествия. Потребность в новых сведениях о  жизни окружающей природы, познавательный интерес к ее развитию, творческая увлеченность в туристском «первооткрывательстве» ее тайн — все эти характерные для юного путешественника черты надо поддерживать и правильно направлять.

      Воспитание примером - это,_конечно, и контроль со стороны учителя за соблюдением примерного поведения туристов на природе. Ведь

настоящий турист бережет каждое дерево; куст, цветок. Поэтому должны пресекаться попытки сбора букета полевых цветов, ломки ветвей черемухи, калины, рябины, не говоря уже о таких редких для многих мест цветов, как лилии, кувшинки и др. виды растений и цветов. Педагог должен останавливать таких туристов, разъясняя им, что опытный путешественник никогда не сооружает из живых деревьев и кустарников шалашей, навесов, укрытий, не использует зеленые ветви хвойных деревьев на подстилку. Отправляясь в поход,.он берет с собой палатку, спальный мешок, надувной матрац и все необходимые принадлежности для устройства ночлега, для установки палатки. Иначе не может и:быть: что бы, осталось от лесов, если бы каждая туристская группа рубила лесной молодняк для обеспечения своих стоянок?

   В 1978 г. впервые вышла в свет Красная книга СССР. В ней было зарегистрировано 598 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений нашей страны. Занесённые в Красную книгу виды животных и растений подлежат особой охране на всей территории страны. В практической работе стараюсь как можно больше рассказывать детям об этой книге.

     Примером может быть и быть умелое прокладывание маршрута на местности. Как руководитель, веду за собой группу, продвигаясь только по дорогам и тропинкам - так будут целее луга, посевы, лесная растительность. Кроме того, лес полон своей жизнью, и юные туристы легко могут раздавить жи вое существо. Если же случайно натолкнулись на гнездо или нору, не трогайте их, не отодвигайте ветки и траву - испортите маскировку или вспугнете животных. Если нашли в походе плохо летающего птенца или беспомощного звериного детеныша - оставьте его в лесу и объясните учащимся, что рядом, вероятно, находятся его родители, которые и позаботятся о нем, когда туристы уйдут, а на городской квартире или в школьном живом уголке лесному животному, как правило, прожить будет очень трудно.

      Еще более эффективно воспитание любви к природе. делом, трудом, Можно утверждать, что любовь к природе, бережное отношение к ней становится личным убеждением туриста, органической частью его мировоззрения, как правило, лишь тогда, когда он сам принимает активное участие в ее охране, Настоящая готовность к бережному отношению к природе воспитывается делами; непосредственным участием путешёственников в работе по охране природы на маршруте, в лесу, поле, на реке - всюду, где их помощь наиболее реальная и эффективная.

    Надо подводить юных туристов к убеждению, что активно «эксплуатируемая» ими природная среда уже неспособна_самостоятельно залечивать наносимые ей раны: чтобы сохранить красотy, разнообразие, богатство ландшафта и живительные свойства составляющих его элементов на туристских маршрутах, требуется обязательное вмешательство самих туристов, их трудовой вклад.

        Из конкретных полезных дел для охраны природы в условиях детского похода выбираем: расчистку троп, сооружение птичьих «столовых» и гнездовий вдоль маршрутов, заготовку веточного корма для диких зверей, участие в работе «голубых»  и «зеленых патрулей»  и многое другое. В целях охраны природы можно использовать и традиционный туристский костер. По согласованию с лесничеством на нем легко сжечь вредные для леса материалы: поврежденный насекомыми и болезнями сухостой, гнилой валежник - источник заболеваний и место обитания насекомых-вредителей.

     Важное  условие для  успешного проведения общественно полезной работы – это наше сотрудничество с соответствующими учреждениями и организациями: лесной или охраной, дирекцией заповедника, краеведческим музеем и т.п. Там же руководитель может получить конкретное задание по охране природы для группы юных туристов, методическую помощь, а иногда эти организации посылают помощника- консультанта в поход с ребятами. Прямо на маршруте он покажет и расскажет учащимся, что можно сделать полезного для родной природы.

      Если подобные задания, как правило, требуют предварительной подготовки туристов, то оказание попутной помощи природе доступно каждой группе юных путешественников. Попутная помощь туристских групп охране природы может проявляться в основном в двух направлениях. Пер-

вое - это приведение в порядок мест туристских привалов, их простейшая санитарная очистка, уборка туристского мусора на маршруте, тушение оставленного без присмотра костра, восстановление нарушенной ограды муравейника и др. Иными словами, исправление ошибок, допущенных другими туристами и отдыхающими, уничтожение последствий их неразумного поведения. Сюда же относится и уничтожение встретившихся в пути незаконных орудий лова - браконьерских заколов на реках и озёрах, запрещенных ловушек и других хищ нических приспособлений, установленных в нарушение законов об охране природы.

   Вторым направлением попутной помощи является участие школьных туристских групп в борьбе с последствиями стихийных бедствий, срочная помощь животному и растительному миру в критической обстановке, связанной с лесным пожаром, гололедицей, половодьем, образованием глубокого снежного покрова, массовым размножением животных-вредителей й т.п. Такое неотложное вмешательство требует принятия руководителем группы самостоятельного оперативного решения.. 
        

 

Трудно переоценить значение охраны природы как средства воспитания, особенно подрастающего поколения. Будучи системой мероприятий национального характера, она заставляет почувствовать свою причастность к судьбам всей планеты, свою ответственность перед будущими поколениями людей и свой долг по отношению к «братьям меньшим» - животному и растительному миру, к своей матери-Земле. Охрана природы учит комплексному, вдумчивому подходу к оценке «хорошего» и «плохого», «вредного» и «полезного», расширяет кругозор. Участие в практических природоохранительных мероприятиях способствует трудовому воспитанию, развитию патриотизма.

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину», - утверждал М. М. Пришвин.

 

 

Литература:

 

 

 

1.Александрова Р.И., Смольянов А.В. Экология и мораль - 1984

2.Свиридонов Г.М. Родники здоровья - 1986

3.Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризм - 1974

4. Штюрмер Ю.А. Туристу - об охране природы - 1975

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская

спортивная школа


 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

У ЮНЫХ ТУРИСТОВ

 

 

 

Из опыта работы тренера-преподавателя МАОУ ДОД ДЮСШ по спортивному туризму Г.Ю.Шелкопляс


 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Апшеронск

2014


Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе у юных туристов