Воспитание в структуре образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:36, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность проблемы развития профессиональной направленности будущих специалистов обусловлена, необходимостью активно управлять процессом их профессионального становления, помочь им войти в систему профессиональных ценностей, сформировать уверенность в себе как субъекте педагогической деятельности. С каждым годом растут требования работодателей к выпускникам профессиональных учебных заведений, как к будущим специалистам. Это в свою очередь требует качественно новых подходов в подготовке социального педагога, способного на высоком уровне самостоятельно и ответственно решать проблемы обучения, воспитания, взаимоотношений между учащимися и педагогами, помогать в разрешении конфликтных ситуаций. Решить проблему профессиональной направленности призвана профессиональная ориентация, которая предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в правильном выборе профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

ОиПП 1.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

1. ВОСПИТАНИЕ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.

1.1 Воспитание как социальное и педагогическое явление.

В педагогике трудно найти более многозначное понятие, чем воспитание. С одной стороны, его общий смысл ясен любому человеку. Еще К. Д. Ушинский замечал, что в этой области все считают себя специалистами, и если не воспитывали своих детей, то помнят, как воспитывали их самих в детстве. Такое житейское представление о воспитании содержит устойчивые стереотипы: воспитание - это воздействие, влияние взрослого на ребенка, воспитание - это подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни.1

Центральной и одной из самых древних проблем в изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления - социальный или педагогический - представляется исследователю наиболее значимым.

Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:

- это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

- воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

- на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

- воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

- по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.

Таким образом, воспитание как общественное явление - это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Воспитание как педагогическое явление - это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:

- формирование - процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;

- развитие - процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;

- саморазвитие - деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;

- самовоспитание - осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.

Воспитание как педагогическое явление не может изменить унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности, состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно способно оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (занятия спортом, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т. е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести коррективы в устойчивость природных наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создания соответствующих условий, при учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.

1. Воспитание  характеризуется целенаправленностью  воздействий на воспитанника. Это  означает, что оно всегда имеет  целью достижение определенного  результата, который определяется  позитивными изменениями, происходящими  в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

2. Воспитание  имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер  воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование  позитивных изменений в его  личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).

3. Важнейшим признаком  воспитания является взаимодействие  воспитателя и воспитанника, что  выражается в активности самого  воспитанника в процессе воспитания  и определяет его субъектную позицию.

4. Воспитание как педагогическое явление - это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.

Воспитательному процессу присущи следующие функции:

а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

б) организация учебно-воспитательной деятельности детей;

в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка;

г) отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность;

е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.

Таким образом, соотношение понятий «воспитание как общественное явление» и «воспитание как педагогическое явление» заключается в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сравнительная характеристика любых двух моделей воспитания. Основные отличия

 

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика моделей гуманистического и свободного воспитания.

 

 

Модель гуманистического воспитания

Модель свободного воспитания

На что направлено, основная идея

на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. создание условий для целенаправленного

систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни.

Цели, задачи

помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.

научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

Деятельность педагога

педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии).

организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.                

воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие


 

Как мы  видим из приведенной выше таблицы, сравниваемые модели воспитания отличаются целями и задачами, основной идеей и деятельностью педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Классификацию основных направлений воспитания.

На основании следующего определения, что здоровье это  не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия (ВОЗ) и на основании значимости физического и психического здоровья,  предлагаю выделить следующие направления воспитания:

- «ИНТЕЛЛЕКТ» Цель: оказание помощи воспитанникам в развитии в себе способности  мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

- «ОБЩЕНИЕ» Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

- «НРАВСТВЕННОСТЬ» Цель:  обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

- «ДОСУГ» Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

- «ГРАЖДАНИН» Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора  поведения и ответственности за него.

- «СЕМЬЯ»Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

 

 

 

2. СРАВНИТЕ НЕСКОЛЬКО МНЕНИЙ О СИЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С АВТОРАМИ ПРИВЕДЕННЫХ ОТРЫВКОВ.

«Воспитание может все» (Гельвеций).

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер).

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В.Г. Белинский).

Для меня самым оптимальным вариантом из выше перечисленных является высказывание Белинского. Но хочется высказаться по каждому мнению о силе воспитательного воздействия.

Исторически сложившаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга знаний, умений, навыков, соответствующих требованиям конкретного общества и времени.

Гельвеций считал, что воспитание главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Большую роль в развитии ребенка имеет окружающая среда - среда, в которой находится ребенок, общественно-политический строй страны и другие факторы. На развитии и формировании полноценной личности также сказывается и наследственность. Влияние среды и наследственности корректируется воспитанием. Эффективность воспитательного воздействия здесь во многом зависит от его целенаправленности, от квалифицированности воспитателя.

Таким образом, если и говорить, что воспитание может все, то необходимо добавлять, что воспитанием можно добиться многого, но изменить человека полностью нельзя. Также считаю, что образование, развитие и воспитание - три неразрывные части совершенствования человека. И лишь одна из них не может решить проблемы двух предыдущих.

Информация о работе Воспитание в структуре образовательного процесса