Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:41, реферат
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский Государственный Университет
им. Н.Ф. Катанова»
(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)
Институт филологии и межкультурной коммуникации
Кафедра русского языка и методики преподавания
РЕФЕРАТ
ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА У
ШКОЛЬНИКОВ
К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГЙ
Выполнила: студентка гр. М-16,
Бородина Анна
Преподаватель:
Абакан
2012
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Новая организация общества,
новое отношение к жизни
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Определение «инновация»
как педагогический критерий встречается
часто и сводится, как правило,
к понятию «новшество», «новизна».
Между тем инновация в точном
переводе с латинского языка обозначает
не «новое», а «в новое». Именно эту
смысловую нагрузку вложил в термин
«инновационное» в конце
Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов: А. Адамского (раскрепощение личности ученика); В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя); А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития).
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
Ø соответствие концепции гуманизации образования;
Ø преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
Ø использование личностно ориентированного обучения;
Ø поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
Ø соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
Ø развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся;
Ø формирование личностных качеств учащихся;
Ø выработка умений, влияющих на учебно-познавательную
деятельность и переход
на уровень продуктивного
Ø развитие различных типов мышления;
Ø формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
Ø оптимизация учебно-воспитательного процесса;
Ø создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
Ø выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
Ø включение учащихся в креативную деятельность;
Ø тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
Ø развивающее обучение;
Ø проблемное обучение;
Ø развитее критического мышления;
Ø дифференцированный подход к обучению;
Ø создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
Ø креативность (ориентация на творчество) ;
Ø усвоение знаний в системе;
Ø нетрадиционные формы уроков;
Ø использование наглядности.
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИю РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВАМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИЕМОВ
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы:
Ø ассоциативный ряд;
Ø опорный конспект;
Ø ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
Ø мозговая атака;
Ø групповая дискуссия;
Ø кластеры;
Ø синквейн;
Ø «Продвинутая лекция» ;
Ø эссе;
Ø ключевые термины;
Ø перепутанные логические цепочки;
Ø медиапроектроекты ;
Ø дидактическая игра;
Ø лингвистические карты;
Ø лингвистическая аллюзия (намек) ;
Ø исследование текста;
Ø работа с тестами;
Ø нетрадиционные формы домашнего задания.
Подробнее остановимся на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования, индивидуализации и дифференциации обучения; проблемного обучения, групповых форм организации обучения.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5–11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: 1) вызов; 2) осмысление; 3)рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
Ø актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
Ø вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
Ø сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
Ø побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
Ø получить новую информацию;
Ø осмыслить ее;
Ø соотнести с уже имеющимися знаниями;
Ø искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
Ø целостное осмысление, обобщение полученной информации;
Ø присвоение нового знания, новой информации учеником;
Ø формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является уважение к различным точкам зрения ее участников и совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Основные задачи дискуссии:
Ø обмен первичной информацией;
Ø выявление противоречий;
Ø переосмысления полученных сведений;
Ø сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Эффективным также является на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:
- Текст должен быть
абсолютно неизвестным для
- Динамичный, событийный сюжет;
- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
3. Учитель заранее продумывает
вопросы и задания к тексту,
направленные на развитие у
учащихся различных
Учитель дает инструкцию и
организовывает процесс чтения с
остановками, внимательно следя
за соблюдением правил работы с текстом.
(Описанная стратегия может
Данный прием часто используется при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Последовательность действий проста и логична:
1) посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
2) вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);
3) по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Ø не бояться записывать все, что приходит на ум;
Ø дать волю воображению и интуиции;
Ø продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Ø постараться построить как можно больше связей;
Ø не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем-то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно. Для учебных проектов важно:
Ø определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;
Ø обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;
Ø выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;