Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 16:46, реферат
Цель исследования - проследить историю происхождения, становления и развития образования и воспитания в Киевской Руси в период X-XIII вв.
В основе моей работы лежит принцип повествования о воспитание и обучении в Киевской Руси X-XIII вв.
Данная работа состоит из введения, трех исследовательских глав, заключения и списка использованных источников.
Введение………………………………………………………………………..
1. Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов………………………………………………………………………….
2. Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период (Х - ХШ вв.)……………………………………………………………
3. Самобытность и специфика восточнославянской культуры и образования в Киевской Руси………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Образование и воспитание
как способ самосохранения
2. Становление древнерусской
народности и
3. Самобытность и специфика
восточнославянской культуры и
образования в Киевской Руси………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.
История образования в Древней Руси мало изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более ста пятидесяти лет назад в работах М.Лавровского, М.П. Погодина, В.Н. Перетц. Работа М. Лавровского "О древнерусских училищах" положила начало тому направлению в историографии, которое признало высокий уровень просвещения в Древней Руси. Он впервые собрал из летописей сведения о школьном обучении, подверг их анализу и выдвинул ряд положений, вызвавших значительный интерес у современников.
Цель исследования - проследить историю происхождения, становления и развития образования и воспитания в Киевской Руси в период X-XIII вв.
В основе моей работы лежит принцип повествования о воспитание и обучении в Киевской Руси X-XIII вв.
Данная работа состоит из введения, трех исследовательских глав, заключения и списка использованных источников.
1. Образование
и воспитание как способ
Как воспитывались дети
у древних славян, можно представить себе
лишь в самых общих чертах, и только в контексте
осмысления жизни людей того времени в
целом. В практике воспитания и обучения
можно обнаружить сохранение традиций
первобытно-общинной эпохи: то же включение
детей в различные виды деятельности в
достаточно раннем возрасте, то же различие
в воспитании мальчиков и девочек, те же
обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных
экономических процессов постепенно привело
к выделению семьи как самостоятельной
хозяйственной ячейки и к обособлению
различных социальных слоев — земледельцев,
ремесленников, общинной знати, жречества.
Воспитание и обучение в каждом из этих
слоев, как и у других формировавшихся
народов, начало приобретать свои специфические
черты, ориентироваться на свой идеал.
Так, дети знати должны были готовиться
к руководству жизнью общины, жречества
— к овладению священным знанием; дети
рядовых общинников учились трудовой
деятельности.
Воспитание
детей осуществлялось, прежде всего, в
семье. Роль родителей в это время значительно
возросла, особенно существенно было влияние
матери. Не случайно, что впоследствии
на Руси человека, достигшего полной зрелости,
стали называть словом «матерый», т.е.
воспитанный матерью. В обиходной речи
появились слова, обозначавшие различные
возрастные группы: «дитя», т.е. ребенок,
который вскармливается грудью; «молодой» —
до 3—6 лет, воспитываемый матерью; «чадо»
— до 7—12 лет, начавший обучаться; «отрок»
— подросток 12— 15 лет, проходивший специальное
ученичество перед посвящением во взрослые
члены общины или рода.
Большое
значение в этот период придавалось военному
обучению. Экономически общины уже могли
позволить себе содержать дружины — профессиональных
воинов.
Последовательно
развивался и процесс разделения видов
труда, обособления ремесел и их усложнения,
в связи, с чем возрастала длительность
подготовки к профессиональной деятельности.
В результате в VI— IX вв. у восточных славян
уже обозначилась такая форма обучения,
как ученичество. Нужно отметить, что мастер
должен был не только обучать ученика
специальным умениям и навыкам, но и знакомить
его с определенными культовыми знаниями,
а сами ремесленники считались у восточных
славян чародеями.
Вообще,
воспитание в ту эпоху осуществлялось
в соответствии с языческим мировоззрением
древних славян. Как и другие народы, славяне
поклонялись разнообразным богам и богиням.
Были среди них главные и второстепенные,
могучие и слабые. Во главе стоял великий
Сварог — бог Вселенной (аналог древнегреческого
Зевса). Его сыновья — Сварожичи — солнце
и огонь являлись носителями света и тепла.
Весьма почитался бог солнца — Даждьбог.
Так еще в «Слове о полку Игореве», памятнике
XII в., славяне назывались «Даждъбожъими
внуками». Молились славяне Роду и Рожаницам
— богу и богиням плодородия. Бог Велес
являлся покровителем скотоводства или,
иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами,
как древнегреческий Эол.
Помимо
богов были и другие сверхъестественные
существа. Многие из них связывались с
представлениями славян о Загробном царстве:
злыми духами потустороннего мира являлись
упыри, а добрыми, охранявшими человека
— берегини. От них получили свое название
древнеславянские амулеты — обереги.
В лесу обитал леший, а у воды жили русалки.
Славяне считали, что каждый дом находится
под покровительством домового, которого
отождествляли с духом своего пращура
— чура, или щура. Поэтому, защищаясь от
злых духов, человек должен был позвать
домового: «Чур меня!»
Таким образом,
вся жизнь древнего славянина была органично
связана с добрыми и злыми силами природы.
Все бытовые обряды формировались под
влиянием языческого мироощущения: коляды,
Масленица, день Ивана Купалы, рождения,
свадьбы, похороны, праздники года. Оно
же сказалось на развитии традиций в воспитании
детей, которые сохраняются в той или иной
степени и поныне, особенно вне городской
среды.
Языческая
культура не знала письменности, все понятия
о жизни, конкретные знания передавались
устным путем; Однако деловая жизнь городов,
законодательство, связи с другими народами
не могли развиваться без использования
той или иной формы письменности. Можно
полагать, что уже в родоплеменной период
славяне использовали пиктографическое
письмо. Об этом сообщал болгарский монах
Храбр в сказании «О письменах» (X в.): «Ведь
прежде славяне, когда были язычниками,
не имели письмен, но читали и гадали с
помощью черт и резов». Однако это было
примитивное, зародышевое письмо, на основе
которого не могла возникнуть настоящая
книжная культура. Только создание в 863
г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки
положило начало ее развитию,
Некоторые
свидетельства древних источников позволяют
предположить, что распространение славянской
письменности началось на Руси в начале
IX в. в связи с проникновением христианства,
до официального его принятия. Возможно,
индивидуальное обучение грамоте осуществляли
первые греческие миссионеры, и к 988 г.
в Киеве, Смоленске, Новгороде уже были
грамотные люди, которые использовали
славянскую письменность. Во всяком случае,
договоры, заключенные князьями Олегом
в 911 г., Игорем в 944 г. с греками, были составлены
и по-гречески, и по-русски. Существуют
также археологические находки, свидетельствующие
о том, что письменность достаточно широко
использовалась в X в. даже в быту. Однако
настоящее распространение письменности
и организация систематического обучения
начались, безусловно, с момента крещения
Руси. Факт совпадения по времени данных
исторических событий (распространения
письменности и христианства) явился чрезвычайно
важным, определившим специфику педагогической
культуры средневековой Руси.
2. Становление
древнерусской народности и
Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.
Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния.
В IX в. на территории Восточной
Европы возникло мощное Киевское государство,
оформился феодальный строй. Введенная
в конце X в. князьями официальная
государственная религия —
Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бедных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним мировоззрением, отражающим отношения, сложившиеся в бесклассовом, родовом обществе. И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами, исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян, лишь отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания.
Князья нуждались в
том, чтобы из их детей вырастали
руководители государства, умеющие
организовать победу над военными противниками,
управлять подвластным народом,
следить за тем, чтобы население
выполняло установленные
Во время своего правления (1019—1054) Ярослав Мудрый открывал школы "учения книжного" не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле. Суздале. Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове. Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо прежде всего священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в "изборниках" (хрестоматиях) того времени.
В XIII в. школы "ученья книжного" приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.
Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.
Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.
Центром просвещения в это время стал Великий Новгород. Ещё летопись 1030 года сообщала, что князь Ярослав Мудрый, придя в Новгород, собрал "от старост и поповых детей 300 учити книгам"
3. Самобытность
и специфика восточно-
В 1988г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться крестьянами, т.е. христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним. Русь приняла христианство на 500 лет позднее, чем Западная Европа, в период расцвета Византии. Это обстоятельство благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания человека.
Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать "дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло;, отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло".
Книжный фонд Киевской Руси насчитывал 130-140 тысяч томов. В начале это была переводная литература – Златоусты, Златоструи и др.
Позднее стали появляться оригинальные произведения – жития русских святых, произведения ораторского искусства.
Распространением грамотности
в народе занимались люди, которых
называли "мастерами грамоты".
Обычно это были дьячки или "мирские
люди, для которых дело обучения
грамоте стало их основной профессией.
Обычно "мастера грамоты по договоренности
с отцом или родственниками ребенка
обучали его грамоте у себя
дома или в семье ученика. Иногда
у мастера обучалось
В отличие от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучение грамоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорной речи учащихся.
В десятом веке Русь заимствует славянский алфавит, который был разработан Кириллом и Мефодием. Введённая на Руси кириллица была составлена на основе букв греческого алфавита и звуков славянской речи.
До 988 года на Руси существовали просвещённые люди, которые умели читать и писать. Их умения использовались при составлении договоров, которые писались на греческом и славянских языках.
Постепенно все меньше
и меньше греко-византийских источников
переводилось на славянский язык, а
преимущество отдавалось религиозным
книгам в ущерб книгам учебным (грамматике,
риторике, философии и др.), что
объяснялось нараставшим
Для глубокого понимания христианства необходима была определенная образованность, однако в сложившейся ситуации она отсутствовала. Вскоре такое положение стало даже приветствоваться, так как возникла опасность из-за науки потерять веру. Поэтому в одном из древнерусских поучений написано: "Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию, а еще душевные грехи — учиться астрономии"; "Люби простоту больше мудрости, какое тебе дано от Бога готовое учение, то и держи".
Таким образом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный от западноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их от поколения к поколению.
Выбор веры был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. Киевская Русь приняла православие и князем Владимиром Святославичем (ум. 1015) была открыта первая школа "учения книжного". Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой религии как идеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился о распространении образования прежде всего среди господствующего сословия. Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, "аки по мертвецам", не зная, что их ожидает.
Однако определенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди: великий князь Киевский Ярослав Мудрый (ок. 978—1054), его дети, окружение. Сын Ярослава, Всеволод, как отмечал Владимир Мономах в своем "Поучении", изучил пять иностранных языков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции. Известны документы, подписанные ею: "Анна ръина" (Анна королева), в то же время ее супруг Генрих I ставил лишь крестик.
Занимаясь распространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек большое количество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян к книге. В "Повести временных лет" о книгах говорилось так: "Это — реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся: они — узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей".
О характере и направлении семейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборник наставлении, относящихся к семейному быту, — "Домострой" (XVI в.)., составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного — попом Сильвестром. Вероятно, автор этого сочинения был знаком не только с отечественным, но и с западноевропейским опытом составления подобных произведений. В этом сборнике много внимания уделялось воспитанию детей. "Домострой", обособляя семью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяина дома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь к богу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословно повиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так и называлась "Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий". Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам и ремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей. В "Домострое указано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием "Како детей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшую дисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. "Любя же сына своего, учащай ему раны...",— писал он, рекомендуя физические наказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.
Информация о работе Воспитание и образование в Киевской Руси