Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:23, лекция
1. Детский сад или домашнее воспитание - что лучше для ребенка и как принять правильное решение
2. Когда отдавать ребенка в детский сад
3. Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России)
Выполнил: студент 204 группы
Педиатрического факультета
Бударин Михаил
Проверила: Шаталова И.Г
Содержание:
1. Детский сад или домашнее воспитание - что лучше для ребенка и как принять правильное решение
2. Когда отдавать ребенка в детский сад
3. Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка
Детский сад или домашнее воспитание - что лучше для ребенка и как принять правильное решение
Когда-то в больших патриархальных
семьях, где под одной крышей жило
несколько поколений, воспитанием
детей занимались бабушки, а в зажиточных семьях – мамки и няньки.
После революции 1917 года заботу о малышах
взяло на себя государство, и отдать ребенка
в ясли, а то и на пятидневку в детский
сад было нормой. У современных же родителей
есть выбор: оставить свое чадо на домашнем
воспитании или отдать в детский сад.
От вашего выбора будут во многом зависеть
основные глобальные установки, которые
закладываются в «фундамент личности»
ребенка от 0 до 5-7 лет. Попробуем кратко
рассмотреть плюсы и минусы «детсадовской»
и «домашней» модели воспитания.
Социализация
Одним из главных преимуществ детского
сада является, конечно же, общение со сверстниками и социализация. Ребенку предстоит научиться
находить общий язык не только с любящими
его родными, но и с чужими людьми: другими
детьми, воспитателями и нянечками. Соблюдать
дисциплину и нормы общественного поведения,
уважать старших, отстаивать свои интересы,
идти на уступки, сочувствовать – все
эти важнейшие навыки пригодятся в дальнейшей
жизни.
Общаясь в группе без наставления взрослых,
ребенок учится договариваться, делиться
игрушками, взаимодействовать
с другими детьми, что крайне важно, особенно для первых
и единственных детей в семье. Чтобы «домашний»
ребенок приобрел те же социальные навыки,
что и в детском саду, родителям придется
запастись терпением и проявить настойчивость.
Правда, не забывайте, что каждый ребенок
нуждается в позитивном и доброжелательном
окружении. Если обстановка в саду нездоровая,
ребенка постоянно обижают и унижают,
никакой пользы от этого, конечно же, не
будет.
Самостоятельность
Оказавшись в детском саду, ребенок
волей-неволей попадает в ситуацию,
когда ему приходится быть самостоятельным: научитьс
Режим
В детском саду – «железный» распорядок дня, и в этом есть как свои плюсы, так и минусы.
Конечно же, главным недостатком является
то, что режим этот не может учитывать
индивидуальных особенностей детей. Ведь
кому-то трудно вставать рано утром, кто-то
не спит днем, а для другого ребенка долгий
дневной сон просто необходим, и в саду
он, напротив, не успевает выспаться.
Но, с другой стороны, часто «домашним»
детям с индивидуальным режимом бывает
невероятно трудно приспособиться потом
к школьному расписанию. И если дети дошкольного
возраста в большинстве своем легко адаптируются
к режиму дня, то уже в 6-7 лет «ломка» проходит
гораздо тяжелее.
Занятия
Сейчас альтернатив
Конечно, при домашнем воспитании вы можете
выстроить индивидуальную программу обучения
и развития своего малыша, учитывая его
особенности и склонности, в то время как
в детском саду все рассчитано на абстрактного
среднестатистического ребенка. Так что
родителям детей, посещающих детские сады,
важно дополнительно заниматься развитием
способностей своих чад, чтобы помочь
им раскрыться и не потерять свою индивидуальность.
Здоровье
По сравнению с детьми на домашнем
воспитании, в детском саду ребенок
в большей степени подвержен
различным инфекционным заболеваниям
и чаще болеет. Однако есть определенные болезни, которые
легче переносятся именно в детском возрасте,
например краснуха, ветрянка ил
Стоит также учитывать, что если
у ребенка ослабленное
Психологический аспект
Психологический стресс, который переживает
каждый ребенок в первые месяцы посещения
детского сада, отрываясь от домашней
обстановки и привычного окружения,
является серьезным испытанием для
детей и их родителей. Малышам
сложно расставаться с
матерью, они не сразу привыкают к шуму и большому
количеству людей, могут испытывать дискомфорт,
чувствовать себя одинокими и покинутыми.
К тому же, начав посещать детский сад,
ребенок перестает быть центром всеобщего
внимания, в то время как дети на домашнем
воспитании окружены большей заботой
и лаской.
Из-за психологической составляющей многие
специалисты не советуют отдавать детей
в детские сады и ясли до трех лет. Особенно
это относится к детям, которые часто болеют,
имеют ослабленную нервную систему, родовые
травмы, или же чересчур сильную привязанность
к матери.
Если же родители, решив не отдавать ребенка
в садик, прибегают к услугам нянь и гувернеров, разлука с матерью проходит в более
мягкой форме.
Конечно, выбор между детским садом и домашним
воспитанием всегда остается за родителями,
здесь невозможно дать однозначного совета.
Для того чтобы ребенок рос гармоничной
личностью, и в том, и в другом случае родителям
необходимо проявлять внимательность,
вносить свои корректировки в ситуацию
и главное – чутко прислушиваться к потребностям
своего ребенка.
Когда отдавать ребенка в детский сад
Над вопросом, когда отдавать ребенка в детский сад, задумываются многие родители. К сожалению ситуация в странах бывшего СССР порою складывается так, что в очередь в садик приходится становиться чуть ли не с рождения и тут уже не до выбора воспитателя, уровня детского учреждения и времени выхода в него, лишь бы взяли, и очередь подошла до выхода мамы на работу. Но давайте рассмотрим идеальный вариант, когда родители могут выбрать и детский сад, и время выхода в него.
Все дети разные, поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Большинство детей готово к походу в детский сад к 3-3,5 годам. В этом возрасте дети начинают тянуться к сверстникам, для игры им уже недостаточно одной только мамы, им хочется общения в детском коллективе. Все люди делятся на экстравертов и интровертов, ребенок-экстраверт может запросто прижиться в детском саду и в 1,5-2 года. Эти дети настолько общительны, что им постоянно нужны новые контакты, поэтому уже в 2 года таким малышам может быть мало одной мамы. Они с легкостью остаются в новой обстановке, сразу бегут к деткам и уже в течение недели остаются в саду на целый день.
Большинство деток в 2 года еще сильно привязаны к маме и к домашней обстановке. Для такого малыша поход в детский сад будет настоящим стрессом, малыши плачут в саду, начинают часто болеть, могут начать мочиться в штанишки. Если ваш ребенок именно такой, не стоит устраивать ему новую садовскую жизнь. Да, рано или поздно, малыш поймет, что плачь, не плачь, водить туда все равно будут, но стресс не пройдет бесследно и может отразиться на здоровье и психике малыша. Подождите до 3х лет, когда ребенок подрастет, он сам заинтересуется походом в сад, уже будет тянуться к детям, и вы сможете морально подготовить его.
Чтобы подготовить ребенка к детскому саду, чаще выходите с ним на детские площадки, приглашайте к себе подруг с детьми, малыш должен научиться общаться, играть в компании, хорошо, когда ребенок уже умеет делиться, знакомиться, приглашать в совместную игру. Хорошо, если вы научите ребенка оставаться в чужой обстановке без вас. Для этого водите малыша в детский развивающий центр, на танцы или в музыкальную студию. Там он будет оставаться на время занятий без вас, привыкнет к коллективу, к взаимодействию с воспитателем и другими детьми. Ребенок будет понимать, что мама не исчезла, что после занятий его обязательно заберут, в саду время пребывания больше, но вы уже сможете объяснить малышу, что мама также, как и с занятий, заберет его из садика.
Перед тем, как отдавать ребенка в детский сад, хорошо бы приучить его спать и кушать в новой обстановке без вас, например у бабушки, на отдыхе. Воспитывайте в ребенке самостоятельность. Чтобы быстро влиться в садовский режим, малыш должен уметь самостоятельно кушать, ходить в туалет, надевать простые предметы гардероба. Еще до выхода в сад познакомьтесь с воспитателем, покажите ребенку группу, в которую он будет ходить, расскажите, как ему будет там интересно, познавательно и весело. Все детки хотят стать большими и взрослыми, поэтому в качестве основания для выхода в садик лучше всего подходит аргумент: «Ты уже большой, а все большие детки ходят в детский сад». Расскажите ребенку о таком понятии, как обязанность, что папа с мамой должны ходить на работу, чтобы зарабатывать на жизнь, а малыш должен ходить в сад, чтобы подготовиться к школе, так он поймет всю значимость этого события. Чтобы адаптация прошла легче, водите малыша несколько дней на 2-3 часа, затем увеличьте время пребывания до обеда, и наконец, оставьте ребенка на дневной сон и полдник. Но не затягивайте сильно этот процесс, иначе малыш может отказаться спасть в садике.
Еще один вопрос, который больше всего волнует и беспокоит всех мам, это частые болезни. «В каком месяце лучше отдавать ребенка в детский сад?» – спрашивают они у врачей. Конечно лучше, если это будет время, когда естественный иммунитет малыша сильнее, а это лето и начало осени. Летом закаляйте ребенка, оздоровите его на море или в деревне, чем сильнее будет иммунитет, тем легче он справится с новой окружающей средой вирусов и бактерий. Исследования психологов также показывают, что если ребенок с удовольствием ходит в детский сад, если стресс от новой обстановки минимальный, то и болеет он реже. Ведь и дома ребенок не находится в идеальной среде, он ходит гулять на детскую площадку, на развивающие занятия, ездит с вами в транспорте, где также сталкивается с вирусами и бактериями. Если вы вели до садика активную жизнь и были здоровы, а в саду начали сильно болеть, значит это защитная реакция организма на стресс, если малыш сильно плачет и не хочет в сад, возможно, стоит повременить с этим. Ребенок может начать болеть и из-за вашей неуверенности в своих действиях.
Мама внутри себя сомневается, нужно ли ей отдавать свое чадо в детский сад, боится, что он начнет обязательно болеть, так она сама создает метафизические причины частых простуд ребенка. Бывает и так, что мама не любит свою работу, идет туда, как на каторгу, тем самым дает подсознанию толчок к поиску способа, чтобы не ходить на работу, а потом как нельзя, кстати, идет на больничный. Ребенок связан духовно с матерью, поэтому ее подсознание влияет на него. Поэтому в первую очередь вы должны быть уверены в том, что вашему ребенку нужен детский сад, тогда и малыш будет легче адаптироваться там. Подумайте о том, что в садике у малыша появятся первые настоящие друзья, он сможет проявить свои способности на занятиях, участвовать в утренниках, научится строить взаимоотношения с ребятами, станет самостоятельным, подготовится морально к школе.
Воспитание в детском саду и его роль в гармоничном развитии ребенка
Основные задачи дошкольного образования
Детский сад — это второй после семьи социальный институт в жизни ребенка. Воспитание в детском саду направлено прежде всего на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошколят общение со сверстниками — необходимая составляющая гармоничного развития, ведь благодаря развитому эффекту подражания обучение в коллективе позволяет гораздо быстрее осваивать новые знания и умения. Многих родителей пугает процесс адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение воспитателей позволяет сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.
В задачи дошкольного воспитания в детском саду входит обучение основным законам общения: ребенок учится искать компромисс между своими желаниями и интересами других, отстаивать свою точку зрения и одновременно уметь сдерживать себя при разрешении споров. Под присмотром воспитателя дети приобретают первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе. Особенно ценно, что в детском коллективе все эти навыки формируются самым естественным образом — во время игры и в процессе общения с другими детьми.
Безусловно, детсадовское воспитание нисколько не умаляет ценности домашнего образования. Однако, учитывая, что в современных семьях редко рождается больше одного ребенка, самым доступным источником общения и развития в коллективе остается именно детский сад.
Помимо знакомства с социумом, целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Все это — необходимые компоненты для формирования полноценной самодостаточной личности. Задача воспитателя — предложить самые разнообразные занятия, которые позволят реализоваться каждому воспитаннику в группе. Это может быть рисование, конструирование и создание аппликаций, занятия музыкой, физкультура или гимнастика, а также, дополнительно, изучение иностранного языка, хореография и многое другое. Таким образом создаются условия для развития пяти основных личностных потенциалов — познавательного, коммуникативного, ценностного, художественного и физического.