Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:43, курсовая работа
Перед нами стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Поэтому целью исследования явилось изучение процесса формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 летнего возраста. Задачи исследования:
Изучить проблему в теорию:
- изучить возрастные, психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
- изучить формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста в программах ДОУ.
...
Введение
Глава I . Теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
1.1 Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни.
1.2 Психолого - педагогические особенности детей раннего возраста.
1.3 Анализ программ по формирование культурно-гигиенических навыков в программах ДОУ.
1.4 Приёмы и средства формирования культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
Глава II . Опытно-экспериментальная работа по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности культурно – гигиенических навыков у детей 2-3 лет при поступлении в ДОУ.
2.2 Разработки программы по формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
2.3. Проверка эффективности проделанной работы.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
1.4 Приёмы и средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет.
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельными движениями по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к умыванию, одеванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.п. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он, что то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка).В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.
Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Учитывая особенности в работе с детьми раннего возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.
В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.
В 2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребенка, необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь надо отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Дети отличаются большой
подражательностью, поэтому
Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.
Дети третьего года
жизни все действия выполняют
быстрее. В этот период нужно
чаще приучать детей к
Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т.п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.
При активном формировании
навыков самообслуживания
Дети в этом возрасте очень хорошо все запоминают и даже подражают действиям взрослых и других детей, поэтому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождать показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
К концу третьего года жизни большинство детей умеют правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом, кушать самостоятельно, пользоваться салфеткой. Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок в группе.
Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, поощрения, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихи. Содержание культурно- гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.
По мере освоения культурно – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднакратно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Ребенок старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом, он не в состоянии пока заменить игровое действие словами.
Чтобы ускорить формирование культурно – гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребенку: « Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Таким образом, усвоенные культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно – гигиенических навыков.
Культурно – гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфельки и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно – гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к жизни людей, к труду людей. Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, усовершенствовать умения, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решать возникающие в ходе работы вопросы.
Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.»[1;12] Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Трудовое воспитание, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду», включает основные виды – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).[1;12]
Информация о работе Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста