Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 12:24, курсовая работа
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
4. Снять обувь;
5. Снять колготки, носки
6. Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает - 3 балла.
Действие, выполненное с небольшими неточностями, с помощью взрослого - 2 балл.
Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) - 1 бал.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:
· Высокий уровень (35-46 балла) - все навыки сформированы прочно;
· Средний уровень (20-35 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;
· Низкий уровень (0-20 баллов) - один и более навыков не сформирован.
Результаты наблюдения культурно-гигиенических навыков детей заносились в таблицу. Исходя из результатов, занесенных в таблицу мы видим, что у троих детей навыки по самообслуживанию находятся на низком уровне. У семерых детей навыки по самообслуживанию находятся на среднем уровне.
2 диагностика - по методике Г.А. Урунтаевой, которая описана ею в книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника».
Таблица 3 - Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Имя, фамилия ребенка |
Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены включают |
Сформированность навыка опрятной еды |
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке |
Уровень сформи-рованности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Маша Т. |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
25 (с) |
||||||||||||||||||
Олег П. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
20 (н) |
||||||||||||||||||
Маша В. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
29 (с) |
||||||||||||||||||
Катя К. |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
30 (с) |
||||||||||||||||||
Маша С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
27 (с) |
||||||||||||||||||
Артем О. |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20 (н) |
||||||||||||||||||
Ева Б. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
25(с) |
||||||||||||||||||
Самина Г. |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
24(с) |
||||||||||||||||||
Даниела Б. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
22(с) |
||||||||||||||||||
Оля Т. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
20(н) |
||||||||||||||||||
Диагностика навыка мытья рук и умывания:
1. - Закатать рукава полностью могут - один ребенок(10%);
- пытаются закатывать рукава,но справляются только с помощью взрослого - четверо детей (40%);
- не могут закатать рукава - пятеро детей (50%).
2. - Смочить руки водой сами могут - трое детей (30%);
- справляются не полностью - пятеро человек (50%);
- не могут сами смочить руки водой - двое детей (20%).
3. - Берёт мыло и намыливает до появления пены - один ребенок(10%);
- берут мыло, но не могут хорошо намылить руки - пятеро детей (50%);
- не могут взять мыло и намылить руки - четверо детей (40%).
4. - Моют руки самостоятельно - один ребенок (10%);
- четверо детей (40% -) - не очень хорошо моют руки;
- пятеро детей (50%) - не могут сами мыть руки.
5. - Двое детей (20%) - хорошо смывают мыло с рук;
- четверо детей (40%) - смывают мыло не достаточно хорошо,
- четверо детей (40%) - не могут смыть мыло с рук.
6. - Один ребенок (10%) - сам умывает лицо;
- трое детей (30%) - пытаются мыть лицо,но делают это не умело
- шесть человек (60%) - не умеют мыть лицо.
7. - Один ребенок (10%) - хорошо вытирает лицо и руки,убирает салфетку на место;
- трое детей (30%) пытаются вытирать лицо и руки,но делают это не достаточно хорошо;
- шесть человек (60%) не знают как вытирать руки и лицо, не убирают салфетку на место.
Диагностика навыка культуры еды:
1. - Хорошо держать ложку могут пятеро детей (50%);
- четверо детей (40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую;
- один ребенок(10%) не умеет держать ложку.
2. - Один ребенок (10%) кусает от кусочка хлеба аккуратно не кроша его;
- шестеро детей (60%) не очень аккуратно кушают хлеб;
- трое детей (30%) не умеют кушать хлеб, крошат его.
3. - Пятеро детей (50%) кушают за столом молча;
- трое детей (30%) иногда разговаривают за столом во время еды;
- двое(20%) не умеет вести себя за столом.
4. - Двое детей (20%) говорят
после еды «спасибо» без
- шестеро детей (60%) не всегда благодарят после еды;
- двое детей (20%) не говорят спасибо.
5. - Трое детей (30%) пытаются пользоваться салфетками после еды;
- семеро детей (70%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.
Диагностика навыка раздевания и одевания:
1.- Пытаются расстёгивать пуговицы четверо детей (40%),
- шестеро человек(60%) не умеют расстёгивать пуговицы.
2. - Снимает самостоятельно платье и брюки - трое детей (30%),
- пытаются снимать брюки и платье, делают это с помощью взрослых - двое детей (20%),
- не умеют самостоятельно снимать платье и брюки - пятеро детей (50%).
3. Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут:
- пытаются складывать одежду на стульчик - трое человек (30%)
- оставляют одежду там где сняли - семеро детей (70%).
4. - трое детей (30%) самостоятельно умеют снимать обувь,
- пятеро детей (50%) пытаются снимать обувь
- двое детей (20%) не умеют снимать обувь.
5. - четверо детей (40%) самостоятельно снимают колготки и носки,
- четверо детей (40%) пытаются
самостоятельно снимать
- двое детей (20%) не умеют снимать колготки и носки.
6. Один ребенок (10%) могут
одеть на себя одежду в
- пятеро детей (50%) пытаются одеваться но путают последовательность,
- четверо детей (40%) не умеют одеваться.
Диагностика навыка умения пользоваться носовым платком:
1.- Достать платок из кармана могут все дети(100%),
- развернуть платок могут только двое детей (20%),
- четверо детей (40%) пытаются развернуть платок,
- трое детей (30%) не могут развернуть платок.
2. - использовать платок по назначение может только один ребенок (10%),
- шестеро детей (60%) пытаются
использовать платок по
- трое детей (30%) используют платок не по назначению.
3. - Один ребенок (10%) может сложить платок,
- шесть человек (60%) пытаются сложить платок,
- трое детей не пытаются сложить платок (30%).
4.- Двое детей (20%) убирают платок в карман,
- пятеро детей (50%) пытаются убрать платок в карман,
- трое детей (30%) не могут убрать платок в карман.
Анализ результатов показал следующее:
- 30% детей имеют сформированные
навыки, но они требуют
- у 30% детей навыки находятся в стадии становления,
- у 40% детей навыки не сформированы.
Полученные результаты
показали, что большинство детей не могут
самостоятельно выполнять задания, им
нужна помощь.
Наш эксперимент позволил сделать вывод,
что у детей младшего дошкольного возраста
в недостаточной степени сформирован
уровень культурно-гигиенических навыков.
Дети не могут самостоятельно выполнять
поручения без помощи родителей, воспитателей.
Для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением.
Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы.
Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Используются красивые, удобные для ребенка предметы личной гигиены, которые создают радостное настроение от взаимодействия с ними:
· зубная щетка, небольшая и нежесткая;
· зубная паста, приятная на вкус;
· расческа, с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный, неяркий цвет;
· полотенце - ребенок имеет индивидуальное, полотенца должны быть не слишком большими;
· зеркало не должно находиться там, где ребенок может неожиданно в процессе бега, игры столкнуться с ним.
Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка. В комнате, где он умывается, не должно возникать никаких неприятных ощущений, которые могут стать причиной отказа ребенка от выполнения процедур.
Итак, с предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго до того, как он начнет ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем - самостоятельно. Все эти предметы можно рассматривать на иллюстрациях и картинках, в книжках и журналах. Предлагают их лишь тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сыт, спокоен, здоров.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.
Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены ребенком, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это - главное условие формирования ЗОЖ, охраны и укрепления здоровья растущего человека.
2.2 Методические
рекомендации для воспитателей
по формированию культурно-
Проведя свое исследование, я считаю, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Заложенные в детстве навыки и привычки сохраняются у дошкольников на всю оставшуюся жизнь.
Прежде всего, для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать.
Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.
Заключение
Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно – гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.
Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.
Информация о работе Воспитание культурно - гигиенических навыков