Воспитание культурно - гигиенических навыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание культурно - гигиенических навыков.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, носки

6. Надеть в обратной  последовательности.

   Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за правильно выполненное действие он получает - 3 балла.

  Действие, выполненное с небольшими неточностями, с помощью взрослого - 2 балл.

 Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) - 1 бал.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

· Высокий уровень (35-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

· Средний уровень (20-35 баллов) - один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

· Низкий уровень (0-20 баллов) - один и более навыков не сформирован.

 Результаты наблюдения культурно-гигиенических навыков детей заносились в таблицу. Исходя из результатов, занесенных в таблицу мы видим, что у троих детей навыки по самообслуживанию находятся на низком уровне. У семерых детей навыки по самообслуживанию находятся на среднем уровне.

2 диагностика - по методике  Г.А. Урунтаевой, которая описана ею в книге «Диагностика психологических особенностей дошкольника».

 

Таблица 3 - Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены включают

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке

Уровень сформи-рованности

 

Маша Т.

2

1

1

1

2

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

3

2

25 (с)

 

Олег П.

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

20 (н)

 

Маша В.

2

2

3

3

2

1

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1

2

29 (с)

 

Катя К.

1

2

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

30 (с)

 

Маша С.

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

27 (с)

 

Артем О.

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

20 (н)

 

Ева Б.

1

1

2

2

1

1

2

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

1

25(с)

 

Самина Г.

1

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

24(с)

 

Даниела Б.

2

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

22(с)

 

Оля Т.

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20(н)

 
                                         

Диагностика навыка мытья рук и умывания:

1. - Закатать рукава полностью  могут - один ребенок(10%);

- пытаются закатывать  рукава,но справляются только с помощью взрослого - четверо детей (40%);

- не могут закатать  рукава - пятеро детей (50%).

2. - Смочить руки водой  сами могут - трое детей (30%);

- справляются не полностью - пятеро человек (50%);

- не могут сами смочить  руки водой - двое детей (20%).

3. - Берёт мыло и намыливает  до появления пены - один ребенок(10%);

- берут мыло, но не могут  хорошо намылить руки - пятеро  детей (50%);

- не могут взять мыло  и намылить руки - четверо детей (40%).

4. - Моют руки самостоятельно - один ребенок (10%);

- четверо детей (40% -) - не  очень хорошо моют руки;

- пятеро детей (50%) - не  могут сами мыть руки.

5. - Двое детей (20%) - хорошо  смывают мыло с рук;

- четверо детей (40%) - смывают  мыло не достаточно хорошо,

- четверо детей (40%) - не  могут смыть мыло с рук.

6. - Один ребенок (10%) - сам  умывает лицо;

- трое детей (30%) - пытаются  мыть лицо,но делают это не умело

- шесть человек (60%) - не  умеют мыть лицо.

7. - Один ребенок (10%) - хорошо  вытирает лицо и руки,убирает салфетку на место;

- трое детей (30%) пытаются  вытирать лицо и руки,но делают это не достаточно хорошо;

- шесть человек (60%) не  знают как вытирать руки и лицо, не убирают салфетку на место.

 Диагностика навыка культуры еды:

1. - Хорошо держать ложку  могут пятеро детей (50%);

- четверо детей (40%) держат  ложку неуверенно, перекладывают  из одной руки в другую;

- один ребенок(10%) не умеет  держать ложку.

2. - Один ребенок (10%) кусает от кусочка хлеба аккуратно не кроша его;

- шестеро детей (60%) не  очень аккуратно кушают хлеб;

- трое детей (30%) не умеют  кушать хлеб, крошат его.

3. - Пятеро детей (50%) кушают  за столом молча;

- трое детей (30%) иногда  разговаривают за столом во  время еды;

- двое(20%) не умеет вести  себя за столом.

4. - Двое детей (20%) говорят  после еды «спасибо» без напоминания;

- шестеро детей (60%) не  всегда благодарят после еды;

- двое детей (20%) не говорят  спасибо.

5. - Трое детей (30%) пытаются  пользоваться салфетками после  еды;

- семеро детей (70%) не имеют  представления о том, как пользоваться  салфеткой.

  Диагностика навыка раздевания и одевания:

1.- Пытаются расстёгивать  пуговицы четверо детей (40%),

- шестеро человек(60%) не  умеют расстёгивать пуговицы.

2. - Снимает самостоятельно  платье и брюки - трое детей (30%),

- пытаются снимать брюки  и платье, делают это с помощью  взрослых - двое детей (20%),

- не умеют самостоятельно  снимать платье и брюки - пятеро  детей (50%).

3. Выяснилось, что аккуратно  повесить одежду на стул дети  не могут:

- пытаются складывать  одежду на стульчик - трое человек (30%)

- оставляют одежду там где сняли - семеро детей (70%).

4. - трое детей (30%) самостоятельно  умеют снимать обувь,

- пятеро детей (50%) пытаются  снимать обувь

- двое детей (20%) не умеют  снимать обувь.

5. - четверо детей (40%) самостоятельно  снимают колготки и носки,

- четверо детей (40%) пытаются  самостоятельно снимать кологотки и носки,

- двое детей (20%) не умеют  снимать колготки и носки.

6. Один ребенок (10%) могут  одеть на себя одежду в обратной  последовательности,

- пятеро детей (50%) пытаются  одеваться но путают последовательность,

- четверо детей (40%) не  умеют одеваться.

Диагностика навыка умения пользоваться носовым платком:

1.- Достать платок из  кармана могут все дети(100%),

- развернуть платок могут  только двое детей (20%),

- четверо детей (40%) пытаются  развернуть платок,

- трое детей (30%) не могут  развернуть платок.

2. - использовать платок  по назначение может только  один ребенок (10%),

- шестеро детей (60%) пытаются  использовать платок по назначению,

- трое детей (30%) используют  платок не по назначению.

3. - Один ребенок (10%) может  сложить платок,

- шесть человек (60%) пытаются  сложить платок,

- трое детей не пытаются  сложить платок (30%).

4.- Двое детей (20%) убирают  платок в карман,

- пятеро детей (50%) пытаются  убрать платок в карман,

- трое детей (30%) не могут  убрать платок в карман.

 Анализ результатов показал следующее:

- 30% детей имеют сформированные  навыки, но они требуют совершенствования  и закрепления,

- у 30% детей навыки находятся  в стадии становления,

- у 40% детей навыки не  сформированы.

   Полученные результаты показали, что большинство детей не могут самостоятельно выполнять задания, им нужна помощь. 
Наш эксперимент позволил сделать вывод, что у детей младшего дошкольного возраста в недостаточной степени сформирован уровень культурно-гигиенических навыков. Дети не могут самостоятельно выполнять поручения без помощи родителей, воспитателей.

    Для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением.

   Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы.

    Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений.

    В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Их поведение должно служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

    Используются красивые, удобные для ребенка предметы личной гигиены, которые создают радостное настроение от взаимодействия с ними:

· зубная щетка, небольшая и нежесткая;

· зубная паста, приятная на вкус;

· расческа, с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный, неяркий цвет;

· полотенце - ребенок имеет индивидуальное, полотенца должны быть не слишком большими;

· зеркало не должно находиться там, где ребенок может неожиданно в процессе бега, игры столкнуться с ним.

   Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка. В комнате, где он умывается, не должно возникать никаких неприятных ощущений, которые могут стать причиной отказа ребенка от выполнения процедур.

   Итак, с предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго до того, как он начнет ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем - самостоятельно. Все эти предметы можно рассматривать на иллюстрациях и картинках, в книжках и журналах. Предлагают их лишь тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сыт, спокоен, здоров.

   Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.

   Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены ребенком, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это - главное условие формирования ЗОЖ, охраны и укрепления здоровья растущего человека.

2.2 Методические  рекомендации для воспитателей  по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей младшего дошкольного  возраста

   Проведя свое исследование, я считаю, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия, направленные на формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Заложенные в детстве навыки и привычки сохраняются у дошкольников на всю оставшуюся жизнь.

   Прежде всего, для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу планировать.

    Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «Программа воспитания детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и.т.д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков - процесс длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

Заключение

    Культурно-гигиенические навыки – важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно – гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.

    Именно в дошкольном детстве ребенок с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату (чистые руки, хорошее настроение, одежда сложена аккуратно). Испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого, стремясь самостоятельно повторить положительное действие. В этом возрасте ребенок способен правильно совершать процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно есть, стремясь к самостоятельным действиям.

Информация о работе Воспитание культурно - гигиенических навыков