Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................3
§ 1. Теоретические аспекты использования традиций народной педагогики в воспитании младших школьников...........................................................................6
§ 2. Виды воспитания младших школьников на традициях народной педагогики………………………………………………………………………..…………..11
§ 3. Рассмотрение практической работы по воспитанию младших школьников на основе народных традиций …………………................................................20
§ 4. Педагогический опыт учителей по использованию народных традиций в воспитательном процессе младших школьников ………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Павлова Катерина.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Мы определили основную цель воспитания младших школьников, что является заботой о сохранении, укреплении и развитии народных традиций, забота о передаче подрастающем поколении житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями. Опираясь на народные методы воспитания, педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? – М.: Речь, Сфера, 2012. – 288 с.
  2. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск: Просвещение, 1995. – 218 с.
  3. Архарова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа: Баш ГПУ, 2000. – 328 с.
  4. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. – Уфа, 1996. – 154 с.
  5. Батурина Г. И. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания // Педагогика. 2000. № 3. – С. 120.
  6. Батурина Т. И., Кузина, Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная пресса, 2003. –144 с.
  7. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. С-Пб: "Респекс", 1997. – 267 с.
  8. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников. – М.: Наука, 1998. – 278 с.
  9. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Иркутск: Прогресс, 1998. – 89.
  10. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
  11. Волков Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник Российского государственного научного фонда. – М.: Народное образование, 1998 . – С. 168.
  12. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары: Чувашия, 1993. – 230 с.
  13. Измайлов А.Э. Народная педагогика. – М.: Педагогика, 1991. – 83 с.
  14. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2001. – 237 с.
  15. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Школьное воспитание. 2001. № 9. – С. 98-101.
  16. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М.: Когито-Центр, 1999. – 343 с. Латышина Д.И. Традиции, воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  17. Макаренко А.С. О воспитании в семье. – М.: Учпедгиз. – 1955. – 320 с.
  18. Мельникова Н. Школьный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Школьное воспитание. 2006. №10. – С. 82-93.
  19. Найденова Е.А. Детский коллектив и толерантность. – М.: РУДН, 2003. – 406 с.
  20. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2008. – 225 с.
  21. Найденова Е.А. Школа миротворчества для самых маленьких. – М.: Просвещение, 2000. – 434 с.
  22. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. – Пермь: Просвещение, 1996. – 143 с.
  23. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников // Начальная школа. 2003. №11. – С. 65-72.
  24. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
  25. Самитдинова Г., Шарипова, З.А, Нагаева Я.Т. Родной Башкортостан // Башкортостан Уфа, 1993. – С. 65-69.
  26. Соловьева Е.В. Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционным ценностям отечественной культуры // Методист. 2006. №1. – С. 32-38.
  27. Суханов И.В. Обычай, традиции и преемственность поколений. – М.: Просвещение, 1998. – 173 с.
  28. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1999. № 4. – С. 29-37.
  29. Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы // Воспитание школьников. 2001. №1. С. 84-101.
  30. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды. – М.: Вече, 2005. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

                                                                                           Приложение 1

 

Анкета для младших школьников на выявление уровня знаний о традициях народной педагогики.

1. Какие традиции вы знаете?

2. Назовите блюда русской народной кухни

3. Назовите русские народные имена (два женских, два мужских)

4. назовите элементы русского народного костюма:

а) женщины

б) мужчины.

5. Какие русские народные инструменты вы знаете, а также можете играть?

6. Напишите одну русскую пословицу

7. Назовите 1-2 русских народных игр;

8. Каких героев народной сказки вы знаете?

 

                                                                                                  Приложение 2

 

Календарные праздники и обряды русского народа.

 

В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением друг к другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде (помочи, толока).

Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ в объединившихся хозяйствах; в выполнении срочных работ по приглашению одного хозяина. Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помочь собиралась для перевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились.

На большом подъеме, с участием всех жителей, а иногда и гостей из соседних деревень, проводились народные праздники и гуляния.

Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.

Обязательным элементом святок было напряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями.

Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы, прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.

После долгого изнурительного поста праздновали Пасху - церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь, ходили, друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

В осенне-зимний период устраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Летним развлечением молодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице деревни, на берегу реки или у леса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Вплоть до последнего времени процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пласт занимали легенды и предания, в том числе на исторические темы. В горно-лесных селениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаружена редкая - балладная-песенная традиция с очень старыми сюжетами. Специфическую направленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это было заметно в песенном репертуаре [Брудная, 1997, с. 146].

 

                                                                                                 Приложение 3

 

Обычаи и обряды народов Башкортостана

(Башкирского народа)

 

Курбан-байрам

 

Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста - Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый правоверный мусульманин обязан принести жертву (курбан) всевышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда...

 

Месяц рамадан

 

Священный для мусульман месяц поста Рамадан - девятый месяц мусульманского лунного календаря, месяц поста. Во время него правоверным запрещено есть, пить, курить, "принимать внутрь иную субстанцию" и т.п. в светлое время суток. С наступлением темноты все ограничения снимаются. От поста освобождаются маленькие дети, престарелые люди, тяжело больные, беременные женщины.… По окончании поста мусульмане отмечают праздник Ураза-Байрам...[Самитдинова, 1993, С. 65-69].

 

                                                                                          Приложение 4

 

Для повышения уровня знаний младших школьников о традициях народной педагогики можно провести внеклассный урок на тему:

«Культура и традиции русского народа»

 

Цели и задачи урока:

-познакомить учащихся с жизнью и бытом, культурой и традициями русского народа;

- познакомить с творчеством Б. Кустодиева;

- познакомить с русскими народными праздниками;

Зрительный ряд:

-наглядно иллюстрированный материал «Русские народные праздники»;

-репродукции картин Б. Кустодиев «Автопортрет».

Праздник в деревне:

-«Ярмарка»;

-Ф. Малявин «Вихрь»;

-А. Пластов «Сенокос»;

-А. Венецианов «Жатва».

Музыкальный ряд:

-со вьюном я хожу (хор).

Литературный ряд:

-И. Токматова «Ярмарка»;

-Н. Языков «Край родной».

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Беседа о культуре, быте русских людей.

III. Работа с классом.

Беседа на тему: «Красота русской природы».

III. Практическая работа.

Для изучения уровня знаний о традициях народной педагогики у младших дошкольников, детям было предложено анкетирование. Анкета состояла из 8 -ми вопросов, на которые они отвечали.

IV. Завершение работы.

После проведённого урока интерпретация результатов можно провести следующим образом:

Высокий уровень - учащиеся активно работали на уроке, имеют систематичные знания о народной культуре, могут назвать народные игры, пословицы, поговорки, обряды, знают народные игр и народные праздники, им присваивалось 3 балла.

Средний уровень - характеризуется малоактивным участием на уроке, отсутствием знаний о народной культуре, природе, таким детям присваивалось 2 балла.

Низкий уровень - это когда учащиеся не имеют знаний о народной культуре, отсутствие активности на уроке не знают народные игры, не знают народного фольклора: пословиц, поговорок, народных праздников и т.д., им присваивался 1 балл.

 


Информация о работе Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики