Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 23:10, курсовая работа
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях?
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.
1.1 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания………………4
1.2 Сущность и механизмы формирования привычек нравственного поведения……………………………………....………………………………....6
Глава 2 Методика нравственно воспитания и формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.
2.1 Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации ………………………….14
2.2 Методика воспитания привычек нравственного поведения у детей средней группы ………….....................................................................................20
Глава 3 Модели экспериментального исследования.
Заключение…………………………………………………………………….....31
Список использованной литературы…………………………………………...33
- принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
- принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение:
детям дается определенный
2. Упражнение:
многократно повторяется то
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение:
проводится различными
5. Наказание:
применяется крайне редко; наказание,
приводящее к боли и
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие
словесных методов: помогает более
осознанному изучению
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает
выяснять уровень знания
Глава 3 Модели экспериментального исследования.
Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения дошкольников.
В констатирующем эксперименте каждый ребенок участвует в 2-х экспериментальных ситуациях с идентичным нравственным содержанием:
ситуация рассказа (5 ситуаций с выбором способа поведения);
наблюдение за способом поведения в реальной ситуации.
В эксперименте анализируется уровень сформированности у детей исследуемых нравственных норм, выясняются психологические особенности выполнения детьми нравственных норм. Выяснение особенностей осуществляется путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в реальной жизненной ситуации (проявление нравственных мотивов поведения).
Основные задачи констатирующего эксперимента:
1) выяснение
психологических особенностей
2) установление
наличного уровня
В индивидуальной беседе каждому из детей предлагается выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу. Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками. За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки. Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок, дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки. По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что, по-твоему, рассказал ей Миша? Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»
Из детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши … человека, определили как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно … , выделили лишь две ситуации с неправильными поступками … («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»). На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:
«здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - … чел.,
«нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» –… чел.,
«за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» - … чел., «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал) –…чел.,
«сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» –…чел.,
«нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» –…чел.
Данные первого этапа фиксируются. На втором этапе ведется наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, т.е. ведется стороннее наблюдение за поступками детей. В результате наблюдения устанавливается, что дети в типичных ситуациях – приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь взрослому по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:
здороваются с взрослыми (в большинстве случаев) –…человека, здороваются только со взрослым, занимающимся с ними –…человек, не здоровается (здоровается только после напоминаний) –…чел.,
дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) –…чел., из них делятся только с лучшими друзьями –…чел.,
всегда культурно ведут себя за столом без присутствия взрослого –…чел., под присмотром воспитателя –…чел., не соблюдают нормы поведения за столом –…чел.,
самостоятельно извиняются (без требования взрослого) за неправильные поступки –…чел.,
помогают во всем взрослому по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) –…человека.
Данное
сравнение позволяет
Заключение
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей. В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.
Можно сделать вывод, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:
- полное
понимание сущности
- знание
“механизмов” формирования
- умение
планировать работу по
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт. Особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Список использованной литературы
1.Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». М., 2003.
2.Бабанский Ю.К. «Педагогика». М., 1988.
3.Бархатова
«Воспитание культуры
4.Болотина
Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная
педагогика: Учебное пособие для
студентов средних
5.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». М., 1985.
6.Буре Р.С., Година Г.Н. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.». М., 1986.
7.Гелло В.А., «Учите беречь книгу». М., 1976 .
8.Ерофеева
Т.Н., «Усвоение дошкольниками
9.Зернова Л.Б. «Воспитание любви и уважения к книге». М., 1989.
10.Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». М., 2006.
11.Купина
Н.А., Богуславская Н.Е. «Веселый этикет.
Нравственное воспитание, развитие
коммуникативных способностей
Информация о работе Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте