Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:46, дипломная работа
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-педагогические условия воспитания толерантности подростков.
1.1. Толерантность: подходы и понятия……………...….……………………6
1.2. Педагогические условия формирования толерантности……………………………..………………………………23
1.3. Формы работы социального педагога…………………………………...35
1.4. Выводы по главе…………………………………………………………….39
Глава 2. Опыт реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков.
2.1. Выборка и методы исследования.………………………………………..42
2.2. Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..48
2.3. Результаты реализации тренинговой работы социального педагога по воспитанию толерантности подростков………………………………………..52
2.4. Выводы по главе…………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………….63
Список литературы………………………………………………………………
Однако слово «этноцентризм» имеет не одно, а, по крайней мере, два самостоятельных значения. Во-первых, оно обозначает тот элементарный, всеобщий факт, что отправным пунктом восприятия и оценки чужих обычаев, нравов и т.д. является опыт собственной этнической группы.
Во-вторых, этноцентризм обозначает предпочтение образа жизни собственной этнической группы всем остальным: все свое, «наше» является самым лучшим, превосходит все остальное.
Полиэтническая идентичность характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких культурных средах. Трансэтническая идентичность, когда личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству, выходя на надэтнический уровень представления о своем «я» как о субъекте мирового сообщества (гражданин мира). Данная разновидность этнической идентичности встречается реже всего. [30]
Под понятием этнической идентичности личности мы будем иметь ввиду осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной или несколькими этническими общностями и отделения от других.
Этнокультурный статус – это положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении.
По мнению Э.Р. Хакимова этнокультурная компетентность включает: а) владение языком на достаточном для общения уровне; б) освоение моделей поведения, уместных в различных ситуациях, задаваемых этнической принадлежностью людей; в) знание культурных достижений народа, успехов его представителей. [51]
Этнокультурный статус личности можно определить как соотносительное положение индивида в среде этнокультурных проявлений различных национальных групп. [52] Этнокультурный статус характеризует личность в процессе ее приобщения к национальной культуре, как к средству становления субъектом культуры. Понятие «статус» позволяет определить ступенчатую, разноуровневую характеристику по нескольким параметрам. Этнокультурный статус личности – это мера освоения учащимся культуры той этнической группы, к которой он себя причисляет, и, в то же время, степень осознания того, что любая национальная культура равноценна для общемировой культуры человечества, а люди – носители любой национальной культуры – равноправны. [51]
Далее под понятием «этнокультурный статус» мы будем понимать «положение индивида в системе межличностных отношений, занимаемое им благодаря этнокультурной компетентности в общении и поведении».
Актуализированный этнокультурный статус – это отношение значимости личности к этническим культурам, в которые она «погружена». Актуализированный этнокультурный статус присущ мигрантам, имеющим опыт притеснений по этнокультурному признаку, представителям национально-культурных объединений и организаций, активно участвующим в отстаивании права на этнокультурную деятельность, молодоженам, представителям разных этнических культур и др.[50]
Неактуализированный этнокультурный статус – это безразличное отношение к этническим культурам, в которые «погружена» личность . [50]
Аффилиация – (от английского «to affiliate» — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. [45]
Г. Триандисом этническая аффилиация определяется тремя критериями: подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжение самого себя. [37]
Под этнической аффилиацией далее будет подразумеваться «стремление человека принадлежать к какому-либо этносу.»[43]
Воспитание толерантности является одной из важнейших частей гражданского образования, направленного на формирование ценностей демократической культуры прав человека, культуры мира и толерантности.
Г.В. Бюзелева, Г.М. Шеламова выделяют основные положения педагогики толерантности [8]:
В качестве основных принципов педагогики толерантности выделяют следующие:
Педагогика толерантности предполагает:
Воспитание толерантности подрастающего поколения может успешно осуществляться в рамках высокой культуры межэтнических отношений, когда обмен духовными ценностями протекает в условиях сохранения национальных особенностей, неповторимого облика каждой национальной культуры, а сближение культур влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Педагог должен понимать, что формирование толерантности в наши дни происходит в условиях сложных этнических процессов.
Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с детьми разных культур, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира .
Эмпатия — это способность педагога отождествить себя с ребенком, встать на его позицию, разделить его интересы и заботы, увидеть глазами ребенка волнующие его проблемы, взаимоотношения с другими ребятами.
Помимо личностно значимых для ребенка и профессионально необходимых качеств личности, педагог должен обладать специальными умениями взаимодействия с детьми разных национальностей, т.е. обладать толерантностью [3].
Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, нужно отметить высокую зависимость взаимоотношений человека с окружающей его действительностью от его структуры морально-нравственных качеств. Можно заключить, чем сильнее выражены качества, представляющие ценностный компонент личности, тем проще ей адаптироваться в меняющихся условиях той реальности, где она существует. С другой стороны, те качества, которые представляют антиценности человеческого бытия, затрудняют существование личности, снижая ее адаптивность.
1.2. Педагогические условия воспитания толерантности
Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.
При изучении
проблемы воспитания
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.
Можно выделит две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации
педагогом поведения ребенка
исходной позицией является при
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Как отмечает С.Д. Щеколдина [58]: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)» [26].
Информация о работе Воспитание толерантности подростков в тренинговой работе социального педагога