Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.
Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:
- Ознакомление с национальной культурой народов, межнациональное общение станет неотделимой частью образовательного процесса;
- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности
у детей дошкольного возраста …………………………….7
1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………….7
1.2. Этно - педагогические средства формирования
толерантности у детей дошкольного возраста ………14
ГЛАВА II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме ....21
2.1. Описание методик, исследования уровня
толерантности у детей 5 - 6 лет …………………………21
2.2. Разработка перспективного плана работы по
формированию толерантности у детей старшей
группы……………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..
Критерием толерантного принятия мировоззренческих различий служит ориентация на моральные принципы и нормы человеческого существования, обеспечивающие мирные взаимоотношения этнических общностей. При этом как отмечает Ю.М. Политова, выработка взаимной терпимости не означает исключения взаимной критики, аргументации в пользу той или иной концепции, научных дискуссий, не предлагает обязательного отказа от собственных суждений. То есть диалог культур предполагает, прежде всего, культуру диалога. Необходимо, чтобы срабатывало «золотое» правило нравственности, в той или иной форме присутствующее в различных этнокультурах: относиться к другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.
Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями, между родителями и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.п. Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, аппелируя к этому понятию, необходимо уточнять, о каком именно виде идет речь.
Рассматривая толерантность как основу, базовое положение мультикультурного образования, необходимо охарактеризовать толерантность между различными этносами.
Толерантность в сфере межнационального общения - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, право на плюрализм взглядов. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая толерантность - акт нравственного самоопределения этносов в окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности.
При встрече с представителем другой культуры у человека появляется, как правило, несколько типов реакций: неприятие; защита идеи собственного культурного превосходства; признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения; наконец, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача-помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае незнакомая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, мировому искусству и литературе. [12, с. 25].
О важности обсуждаемой нами проблемы говорят не только разработки ученых, но и документы международного уровня. Не зря 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Стержневыми становятся гуманистические ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развитии. В 2007 году в ходе Генеральной конференции ЮНЕСКО и Генассамблеи ООН мировым сообществом была поддержана инициатива Главы нашего государства о провозглашении 2010 года - Международным годом сближения культур. Большую роль в разработке проблем интернационального, национального, а на сегодня мы рассматриваем, как проблему толерантного воспитания сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ы.Алтынсарин. Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно - воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания на наш взгляд нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом. Н.К. Крупская разработала программу интернационального (этнотолерантного) воспитания. Она призывала воспитывать с раннего возраста дружбу между детьми разных национальностей, указывая на то, что не годится, чтобы дети смотрели с высока на отсталую в культурном отношении национальность. Крупская говорила, что «самый интересный предмет для ребенка - это другой человек… и человеческая жизнь и человеческие отношения делаются центром его внимания». Надежда Константиновна настаивала на организации постоянных встреч для детей различных национальностей внутри нашей страны, советовала совместно посещать кино, участвовать в празднествах, в прогулках, экскурсиях.
Также большой вклад в развитии толерантности внёс Ыбырай Алтынсарин. Он был убеждённым сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов - писателей К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во все спасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Значение творчества Ыбрая Алтынсарина огромно, он был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. Его рассказы преследуют педагогические цели: он учит и наставляет. Ы.Алтынсарин призывал детей дошкольного возраста к взаимопониманию, терпимости, уважение к людям разной национальности. Так же им были разработаны многие актуальные темы, которые являются образцом на многие столетия.
Значительный вклад в разработку методики и теории патриотического и толерантного воспитания внесла Богомолова М.И.. Она считала, что при планировании работы по толерантному воспитанию дошкольников необходимо решать ряд задач: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа. Исследования в этой области выявили необходимость сообщения знаний детям шестого года жизни в такой последовательности: знания о своем народе, о соседних национальностях и переходе постепенного расширения знаний о народах на седьмом году жизни. Богомолова М.И. указывает, что при выборе соседних республик, национальностей, с которыми воспитатель будет знакомить детей, необходимо учитывать следующее: возможность эпизодического общения с людьми данной национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры этого народа. Нельзя не согласиться с мнением Богомоловой М.И., которая считает, что большое значение имеет ознакомление детей с бытом, традициями, прикладным искусством того или иного народа.
Мы вполне согласны с мнением данных авторов, которые считают, что интернациональное патриотическое и толерантное воспитание детей осуществляется с помощью различных средств:
искусства, национальных кукол, танцев, песен и т.д.
Большую помощь в работе по ознакомлению детей с зарубежными странами могут оказать родители: подобрать иллюстрации, открытки, привлекать детей к просмотру телепередач рассказывающих о жизни, труде, культуре, традициях и обычаях народов зарубежных стран. Воспитатель помогает подобрать родителям литературу для чтения. Если родители поддерживают начинания педагогического коллектива, то толерантное воспитание ребенка успешно продолжится и в семье. Только совместные усилия ДОУ и семьи позволят закрепить у ребенка доброжелательное отношение к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т.е. сформировать толерантность.
1.2. Этно - педагогические средства формирования толерантности
Важным средством воспитания этно - толерантности является общение.
Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. Общественные отношения возникают и существуют объективно. В.Г.Белинский утверждал, что «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т.е. тем более его должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам…,основывая все, преимущественно на привычке». [25, с.11].
В педагогике и психологии признается важность общения ребенка с окружающими людьми, но так же установлено, что общение ребенка с детьми своего возраста важнее, чем общение с взрослыми. Ребенок, лишенный детского окружения, не может развиваться нормально.
Нельзя не согласиться с утверждением Богомоловой М. И., что общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности - сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам.
Одно из важнейших средств толерантного
воспитания - традиции.
Традиция - передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течении длительного времени. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.
Детей уже с дошкольного возраста начинают знакомить с традициями различных народов.
В известной степени традиции влияют на развитие общества, поскольку оказывают психологическое воздействие, играют определенную роль в развитии национальных отношений. Традиции влияют на формирование личности в силу преемственности, устойчивости и эмоционального характера. Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно скажется на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. Чем лучше ребёнок знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее. Не вызывает сомнений, что межнациональная и межконфессиональная толерантность сможет в конечном счете привести к содержательному, конструктивному диалогу культур. Но это утверждение, подчеркнем, утопично без придания народному просвещению и образованию мультикультурной направленности.
Мы вполне согласны с мнением Э. Сусловой, которая считает, что общеизвестна огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Составленные и выдержавшие несколько изданий хрестоматии для малышей и старших дошкольников, куда вошли произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им дети уже двухлетнего возраста приобщаются к многонациональной советской литературе.
Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Но сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой - закладывают основу человеческой духовности.
Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей.
Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах». Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.
Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика.
Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.
В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия.
Мы вполне согласны с мнением Богомоловой М.И., которая считает, что национальная кукла является игрушкой, способствующей воспитанию толерантных чувств.
Для ознакомления детей с разными народами, населяющими нашу страну, педагоги детских садов в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, видеозаписи, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей.
Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает, что национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республике она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?
Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими - либо особенными чертами.
В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:
1. Куклы, передающие характерные черты национальности;
2. Куклы, носящие имена полюбившихся
национальных литературных