Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать наиболее эффективные методы и средства воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к культуре разных народов.
Предмет исследования: методы и средства воспитания толерантности.
Гипотеза: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов будет успешным если:
- Ознакомление с национальной культурой народов, межнациональное общение станет неотделимой частью образовательного процесса;
- Пути, средства и методы работы будут максимально разнообразны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности
у детей дошкольного возраста …………………………….7
1.1. Анализ психолого - педагогической литературы по
проблеме исследования…………………………………….7
1.2. Этно - педагогические средства формирования
толерантности у детей дошкольного возраста ………14
ГЛАВА II. Опытно - эксперементальная работа по проблеме ....21
2.1. Описание методик, исследования уровня
толерантности у детей 5 - 6 лет …………………………21
2.2. Разработка перспективного плана работы по
формированию толерантности у детей старшей
группы……………………………………………………...26
Заключение…………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

воспитание толерантности.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

    11. Государственный Общеобязательный Стандарт Образования Республики    

          Казахстан 1.001-2009 //  А.- 2009. – с. 9 - 26

    12. Жуковский, И.В. Этнокультурное образование в многонациональном     

     регионе / И.В. Жуковский // Педагогика. – 2001. - №3. – с.25-40.

    13. Закон Республики Казахстан «Об образовании» / 27.07.2007 г.,

           № 319-III ЗРК. Астана. Акорда;

    14. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан  /

          Алматы, 1996. – с. 5 - 9

15. Макарова, Т.В. Толерантность и правовая культура дошкольников  / Т.В.

     Макарова, Г.Ф. Ларинова // Методические рекомендации // М.-2008. –       

      с.60 – 61

  1. Максимов, Ю. В. Народное прикладное искусство в интернациональном       воспитании детей. Актуальные проблемы педагогики и эстетического   восприятия / Ю.В. Максимов // М. – 1973. – с. 142-145.

     17. Обращение Н.А.Назарбаева // Газета «Костанайские новости» / от -    

          14.01.10 г.

  1. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова //   ДОУ компенсирующего вида. – 2003. - №11. – с. 51-54.
  2. Панаткина, Т.В. Мультикультурное образование, современные подходы к воспитанию народных традиций / Г.В. Панаткина // Педагогика. – 2002. - №5. – с. 41-47.
  3. Режденов, Д. Роль народной игры в воспитании дошкольников / Д. Рожденов // Вопросы преподавания курса дошкольной педагогики в педагогическом ВУЗе. – М. - 1974. – с.158-166.
  4. Самсонюк, Н. Ф. Народные пословицы и поговорки как средство воспитания основ патриотизма у старших дошкольников / Н.Ф. Самсонюк // Воспитание умственной активности детей. – 1983. – с.63-73.
  5. Суслова, Э.К. Когда живется дружно, что может быть лучше / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1991. - №11. – с. 4- 6.
  6. Суслова, Э.К. Художественная литература, как средство национального воспитания  / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – с. 8-9.
  7. Суслова, Э.К. Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки / Э.К. Суслова // Учебное пособие. М. – 1983 – с. 53-58.
  8. Суслова, Э.К. Общение с детьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания детей / Э.К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1990. - №6. – с. 11.
  9. Суслова, Э.К. Роль знаний в интернациональном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Э. К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1990. - №5. – с. 25.
  10. Чекулаева, Е. Волшебный праздник всех народов / Е. Чекулаева // Линка – Пресс. – 2000. – с. 144.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

 

 

Индивидуальная беседа с детьми по вопросам:

 

1.Это красивая кукла – русская, а этот нарядно одетый мальчик – казах. А ты кто?

 

2.На каком языке мы с тобой разговариваем?

 

3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?

 

4.Как ты думаешь, чем они отличаются?

 

5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

 

6.Хорошо это или плохо, что в Казахстане живут представители разных народов: русские, казахи, белорусы, украинцы…? Почему ты так думаешь?

 

7.Какие страны ты можешь назвать?

 

 

 

 

 

 

дата

Имя

возраст

№ вопроса

ответы

16.02.10г.

Елена Л.

5 лет

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

Не знаю

 

На русском

 

Не русские, китайцы

 

Цветом волос

 

Ноги, глаза, руки, брови, рот.

 

Плохо.

 

Египет, Китай, Казахстан

 


 

 

 

 

 

 

 

дата

Имя

возраст

№ вопроса

ответы

16.02.10г.

Руслан Ш.

5 лет

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

Казах

 

На русском

 

Казахи

 

Одеждой, волосами

 

Добрые

 

Хорошо, потому что они все разные

 

Не знаю.

 

 


 

 

дата

Имя

возраст

№ вопроса

ответы

16.02.10г.

Гриша П.

5 лет

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

Русский

 

Не знаю

 

Татары, русские, немцы.

 

Языком, именами, одеждой

 

Не знаю

 

Хорошо, потому что много на улице детей

 

Казахстан


 

 

дата

Имя

возраст

№ вопроса

ответы

16.02.10г.

Полина Л.

6 лет

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

7.

 

Русская

 

На русском

 

Русские

 

Разная одежда

 

Волосы, глаза, у всех есть мамы и папы, все любят петь и танцевать

 

Хорошо.

 

Россия, Казахстан.


 

дата

Имя

возраст

№ вопроса

ответы

16.02.10г.

Данил Б.

5 лет

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

 

7.

 

Не знаю

 

На русском

 

Не знаю

 

Отличаются глазами

Волосы

 

Не знаю.

 

Плохо

 

Не знаю.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Методика «Сестренки»

 

 

«Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя  девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-украински ), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Олеся и Настя. Недавно они приехали из Украины, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…» «Так что же произошло потом?»

 

Дата

Имя

Ответы детей

23.11.10г.

Руслан Ш.

Я не знаю, что произошло, наверное никто не стал играть с девочками, потому что их никто не знал и никто не понимал что они говорят.

 

Елена Л.

Девочки подошли к детям и сказали: «Давайте играть», но никто не стал играть с ними, они  заплакали и ушли.

 

Гриша П.

Девочки то же сели за стол со всеми детьми, и стали кушать. А потом все ребята пошли на прогулку и взяли их с собой, и там они все вместе играли.

 

Полина Л.

Ребята не обращали внимания на девочек, потому что не знали их, но девочки сели за стол со всеми. Некоторые дети подходили к ним, разговаривали, но не все. Девочки играли, а вечером за ними пришла мама.

 

Данил Б.

Я не знаю, наверное с девочками просто никто не играл, потому что их не знали.


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Игра – занятие «Если с другом вышел в путь…»

 

 Занятие проводилось по следующим вопросам:

  1. Если вам осталось пройти небольшой участок пути, а ваш друг устал, и у него за плечами рюкзак с вещами, как вы поможете другу?
  2. Вы устали в пути, вам тяжело. Как вы поступите, если рядом идут друзья?
  3. В дороге вы очень устали, но вашему другу пришлось идти за водой. Как вы поступите? Поможете ему?
  4. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Что вы будите делать?
  5. Вам понравилось место, где вы отдыхали , и  ваш друг решил вырезать на берёзе своё имя или его  и ваши вместе. Как вы поступите? Поможете ему?

 

 

 

Дата

Имя

Возраст

№ вопроса

Ответы

23.02.10 г.

Елена Л

5 лет

1.

2.

3.

4.

5.

Да, сядем отдохнуть

Скажу им, что устала

Да

Ни чего

Скажу, что нельзя вырезать


 

 

Дата

Имя

Возраст

№ вопроса

Ответы

23.02.10 г.

Руслан Ш.

5 лет

1.

2.

3.

4.

5.

Нет, не помогу

Скажу, что устал и мне тяжело

Пойду с ним

Плакать

Дереву больно


 

Дата

Имя

Возраст

№ вопроса

Ответы

23.02.10 г.

Гриша П.

5 лет

1.

2.

3.

4.

5.

Да, возьму рюкзак

Попрошу помощи

Да

Прощу его, мама зашьет

Скажу, что нельзя так делать


 

 

Дата

Имя

Возраст

№ вопроса

Ответы

23.02.10 г.

Полина Л.

6 лет

1.

 

2.

3.

4.

5.

Конечно помогу, буду нести его рюкзак

 

Попрошу помощи у друзей

Да

Буду плакать

Объясню, что дереву больно


 

 

Дата

Имя

Возраст

№ вопроса

Ответы

23.02.10 г.

Данил Б.

5 лет

1.

2.

3.

4.

5.

Да, возьму его рюкзак

Ни как, ни чего не скажу

Да

Заплачу

Этого  нельзя делать


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Методика «Угости конфеткой»

 

Посмотри, вот украинская девочка – Олеся, казахский мальчик – Рустам, русский мальчик – Ванечка, белорусская девочка – Шура. Видишь, какие разные у них костюмы. Посмотри, как много разных конфет в вазочке, они все твои, ты можешь съесть их. Только вот сладенькое любят все ребята, и те с которыми ты познакомился.

  1. Может, ты угостишь кого-нибудь?
  2. Кого ты хочешь угостить?
  3. Почему?

 

Имя ребенка

№ вопроса

Ответы детей

Елена Л.

1

2

3

Да

Всех

Все нравятся

Руслан Ш.

1

2

3

Да

Всех

Все красивые

Гриша П.

1

2

3

Да

Украинку

Наряд красивый

Полина Л.

1

2

3

Да

Всех

Я люблю кукол

Данил Б.

1

2

3

Да

Русскую

То же любит конфеты


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахи: Гуля и Рустам

 

 

 

 

Информация о работе Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни