Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа
Цель исследования: разработать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе;
3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе;
4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников;
5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников.6) частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников в ОУ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга
2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ № 168 по воспитанию толерантности у младших школьников в 168 школе
2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников
2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
- Показатель Эмоциональной
устойчивости младших
- Показатель Эмпатии учащихся младшего школьного возраста увеличился с 3 до 3,6 баллов (на 0,6 балла)
- Показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился с 1,5 до 1,8 баллов. (на 0,3 балла)
Таким образом, при частичном
апробировании комплекса
После проведения комплекса мероприятий по воспитанию толерантности младших школьников, у всех учащихся, посещавших занятия, по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика.
Заключение
Возраст 7-10-11 лет является
наиболее ответственным этапом школьного
детства. В младшем школьном возрасте
память развивается в двух направлениях
- произвольности и осмысленности. Развивается
зрительная память, связанная со способностью
точно, четко, без труда восстанавливать
в памяти зрительные образы виденного.
Младшие школьники
Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность.
Мотивационная сфера - ядро личности. Среди разнообразных социальных мотивов учения, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Другие широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование (“быть грамотным”), как говорят дети,-- тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
«Толерантность» - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Понятие «толерантность», хотя
и отождествляется большинством
источников с понятием терпения, имеет
более яркую активную направленность.
Толерантность - не пассивное, покорное
терпение, а активная нравственная
позиция и психологическая
Направления воспитания толерантности
сопряжено с отбором
1) знакомство детей младшего
школьного возраста с
2) понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек - уникальная личность
3) понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий
4) понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий.
В деятельности МБОУ - СОШ
№ 168 разработана программа по воспитанию
толерантности младших
Проведенное диагностическое
обследование первичной диагностики
компонентов толерантности
Самые низкие показатели выявлены
по компонентам толерантности «
Перед нами встала проблема воспитания толерантности этих учащихся.
В процессе решения задач
исследования был частично апробирован
комплекс мероприятий «Я в Мире людей».
Каждый раздел программы подкреплялся
проведением семинаров и
- показатель Коммуникативной
компетентности учащихся в
- показатель Ценностных ориентаций учащихся младшего школьного возраста в среднем увеличился на 0.75 балла
- показатель Эмоциональной
устойчивости младших
- показатель Эмпатии учащихся младших школьников увеличился в среднем на 0,45 балла
- показатель Ассертивности учащихся младшего школьного возраста увеличился в среднем на 0,2 балла
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Список использованной литературы
1. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2003. - 264 с.
2. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г. Л. Барднер. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 247 с.
3. Батрак, А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я.А. Батрак. - Братск: ГИМНЦ, 2010. - 97 с.
4. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М. : Вербум-М, 2003. - 168 с
5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1997. - 576 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК. 2004. - 672 с.
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] ; под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
8. Вульфов, В.З. Воспитание
толерантности: сущность и
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
10. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление [Текст] / Н.Ф. Голованов. - М. : Эксмо, 1998. - 248 с.
11. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. - М.; Воронеж, 2002. - С. 31-40.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. - СПб.: Динамит, 1998.
13. Декларация принципов толерантности [Текст] : [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня!. - 2004. - № 5. - С. 6-11.
14. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Донцов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 208 с.
15. Мечинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Мечинская. - М.: ИПП, 1998. - 215 с.
16. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.
17. Педагогика [Текст] : большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск : Соврем. слово, 2005. - 720 с.
18. Педагогический
19. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 193 с.
20. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности лич-ности [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Г. У. Солда-товой, Л.А. Шайгеровой. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 112 с.
21. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. В. В. Бурцевой. - М. : Рус. яз., 2004. - 820 с.
22. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.И. Прохоро-ва. - М. : Совет. энцикл, 1980. - 1600 с.
23. Современный философский словарь [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. - М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с.
24. Социально-педагогический словарь [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. - Саратов : Учитель, 2007. - 116 с.
25. Социальный педагог в школе (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.
26. Социология: основы общей теории [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. - М.: Флинта : Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. - 256 с.
27. Толерантное сознание
и формирование толерантных
28. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Рус. яз., 1996.
29. Фасмер, М.И. Этимологический
словарь русского языка [Текст]
30. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод. материалы / Л.Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2007. - 128 с.
31. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка [Текст] : в 2 т. / П.Я. Черных. - М. : Рус. яз., 1994.
32. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Дрофа, 2000. - 400 с.
33. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т.А. Шиш-ковец. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
34. Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. - М. : Ось-89, 2004. - 80 с.
35. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности [Текст] / Ю.М. Яшин - М. : ИПП, 2001. - 27 с.
Приложения
Приложение 1
Программа занятий. «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста».
Занятие 1.
Тема: Добро и зло.
Цели: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) данных категорий;
формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры; карточки с текстами - для ведущего.
1. Приветствие. Вступительное
слово, представление
2. Вступительная беседа.
-Ребята, сегодня поговорим
о добре и зле (тема на
доске). А как вы думаете, что
же это такое? Дети
3. Основная часть
3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.
Цель: углубление и уточнение содержания нравственных категорий «добро», «зло».
Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям читается текст):
А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»
-Как вы считаете, о чём думал Петя? «И, наконец, он принял правильное решение».
-Какое решение принял Петя?
-Как оценить его поступок?
Идёт обсуждение. Вывод: Доброта - это помощь людям, животным, растениям.
-А какие добрые поступки
совершали вы? Записываются на
доске под словом «Добро».
-Почему вы так делали?
-Хорошо, молодцы.
-А теперь послушайте такой текст:
Б) «Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:
-Мама, купи мне Деда Мороза.
-Не могу, сынок, осталось всего десять копеек, а Дед Мороз стоит пятьдесят копеек, - ответила мама.
-Какая же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень сильно обиделся».
-Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?
3.2. Упражнение «Пять добрых слов».
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.
Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.
Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.
Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.
3.3. Работа с содержанием понятий темы урока.
Цели: выработать у детей умение оценивать поступки, их последствия;
- дать представление о
том, что мысли могут
Информация о работе Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ