Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. В старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних,

Содержание

Введение - 3
1. Теоретические основы трудового воспитания
1.1 Воспитательно-образовательная работа в ДОУ - 5
1.2 Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия - 7
2. Овладение детьми навыками трудовой деятельности
2.1 Занятия ручным трудом для формирования технических навыков у детей - 10
2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту - 13
Заключение - 23
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Китаева Т.Н..docx

— 63.83 Кб (Скачать файл)

Чтобы вызвать интерес к ручному  труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей: сказочных  персонажей, белья для кукол. Дети при этом должны почувствовать интерес  педагога к изготовлению предметов  своими руками. Например, поставить  несколько изделий из разных материалов – рыбку из еловой шишки, клоуна из желудей, грибочки из скорлупы грецкого ореха. Полезно организовать выставку поделок в уголке для родителей, к этому привлечь детей, вместе обсудить чьи работы надо поставить.

В детском саду должны быть созданы  максимальные условия для поддержания  интереса детей к ручному труду, что способствует воспитанию настойчивости, аккуратности, бережливости, начал  коллективизма.

Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых  дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают  у них интерес к труду, а  также закрепляют недостаточно усвоенные  трудовые навыки, знания и умения. Такие  поручения помогают воспитательнице  успешно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, приемы руководства трудовой деятельностью, учитывая эмоциональное состояние  ребенка, особенности его характера, уровень трудовых умений.

Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Так, детям предлагают расставить стулья, полить растения, разложить  материалы для занятий на столы, подмести веранду. Одновременно детей  обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок  предварительно может выложить на доске, фланелеграфе. Придерживаясь наглядно представленного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.

Воспитательница, наблюдая за работой  ребенка, определяет, что он усвоил, какие трудности испытывает, нуждается  ли в помощи. На этой основе разрабатывается  методичка руководства процессом  выполнения трудового поручения. У  детей пяти лет должна быть сформирована привычка к трудовому усилию. Воспитательница  во время работы детей старается  помочь ребенку в тот момент, когда  он, столкнувшись с первой трудностью, бросает дело, не доведя его до конца, отвлекается, теряет интерес к дальнейшему  выполнению задания. Только тщательный ежедневный контроль поможет взрослому  заметить снижение эмоционального настроя  воспитанника в процессе работы и  позволит определить методы воздействия  на него: поощрить старание, усердие  ребенка, заинтересовать, а иногда и  просто потребовать от него выполнить  задание, подкрепляя требование соответствующим  разъяснением: «Все дети трудятся хорошо, и ты уже научился это делать»; «Надо помочь, мне одной трудно».

В процессе труда воспитательница  разъясняет детям правила, выполнение которых поможет им хорошо сделать  работу. Правила должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся  такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

Выполнение других правил способствует организации поведения детей  во время работы. Например: «Нельзя  отвлекаться, когда трудишься»; «Работу  надо выполнять аккуратно»; «Насолил, налил – убери за собой». Правила  не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно  наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило  поможет ему справиться с поручением взрослого. Дети пяти лет нуждаются  в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто  поглядывает на воспитательницу, ждет оценки, поощрения. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу же оставил игру, как только я попросила его помочь мне, - говорит воспитательница, - поэтому мы так быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых трудовых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешить полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей старшего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.

2.2 Коллективный и совместный самостоятельный труд в быту

 

Коллективные поручения даются в тех случаях, когда у детей  уже сформированы трудовые навыки, необходимые для выполнения различных  заданий. Например, вымыть игрушки, разложить  материал для рисования, вынести  на участок вдвоем корзину с игрушками. Такие задания, как правило, не ставят детей в прямую зависимость друг от друга. Сверстников объединяет общий  результат труда, а также общение, которое возникает в процессе выполнения поручения. Воспитательница  приучает ребят помогать друг другу, доводить дело до конца. Необходимо поощрять доброжелательное общение между детьми, так как оно является началом дружеских взаимоотношений в совместной деятельности.

Постепенно дети начинают осознанно  относиться к обязанности постоянно  заботиться об окружающих, уровень  выполнения трудовых поручений у  них повышается, ребята уже способны проявлять инициативу и самостоятельность, стремление создать что-то приятное и нужное для окружающих. Педагогу очень важно поддержать эти первые ростки детской самостоятельности. Инициативу в труде воспитанники старшей группы проявляют в тех  случаях, когда педагог умело, переходит от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов достижения результата. С помощью вопросов педагог постепенно приучает воспитанников вспоминать, что они уже умеют делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, целесообразно организовать специальные ситуации, в которых он может действовать самостоятельно. Особенно полезны ситуации, связанные с бытовым трудом: уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, трудом в природе. В старшей группе особенно важно замечать каждый случай проявления детской инициативы. Для развития инициативы более эффективными будут напоминания воспитателя о работе, нужной для всех. Это подскажет детям, каждый самостоятельно сможет сделать, например, для того, чтобы в групповой комнате стало красиво.

Дети дежурят по столовой. Такие  дежурства обеспечивают систематическое  участие в труде всех детей. Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с  салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, расставляют  блюдца, приносят с раздаточного стола  по две чашки на детские столы. Дежурные следят за тем, чтобы на всех столах были салфетки, убирают посуду после еды: хлебницы, стаканы с  салфетками.

Организуя дежурство, педагог должен помнить, что дети не воспринимают эту  деятельность как свою обязанность, поэтому она нуждается в стимулировании, указаниях, напоминаниях, а часто и в непосредственной помощи взрослых. Воспитательница, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на ошибки, отмечает, кому из ребят еще надо постараться, разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто старательно выполняет задание: «Оля и Сережа были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно».

Необходимость труда дежурных по подготовке к занятиям, воспитательница мотивирует тем, что дети стали старше, а занятия  более сложными и поэтому нужны  постоянные помощники. Особенно велика нагрузки в процессе подготовки к занятиям изобразительной деятельности, поэтому не следует раздачу всех материалов возлагать только на дежурных. Дежурные вместе с воспитательницей готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленными воспитательницей, банки с водой, кисти, подставки для них, раскладывают салфетки для осушения кистей. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют посуду, кисти, просушивают их и убирают на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности.

Систематическая работа педагога по руководству процессом выполнения детьми трудовых заданий позволит к  концу года сформировать у них  простейшие трудовые навыки, желание  трудиться, представление о значении их труда окружающих.

Очень важно учить детей выделять в задании цель и способ ее достижения, удерживать в памяти все этапы  работы и самостоятельно выполнять  ее.

Дети старшей группы лучше усваивают  материал, приобретают умения и трудовые навыки, когда они вовлечены в доступные им виды деятельности: игровую, практическую. Как и в младших группах, основными способами сообщения им знаний и умений являются анализ образца и показ способа действий с материалом. Вместе с тем, опираясь на достигнутый детьми трудовой опыт, воспитательница начинает приучать их понимать и словесные объяснения.

Воспитательница приучает ребят действовать  самостоятельно, не мешая друг другу, выполняя задание до конца, преодолевая трудности. Можно предлагать детям варьировать, разнообразить способы выполнения задания. Например, при обучении конструированию воспитательница показывает, как можно добиться, чтобы домики не были похожими: раздвигая кирпичики на разное расстояние, друг от друга, получают окна различной ширины, поворачивая кирпичики разной стороной к себе, меняют конструкцию стен дома.

Воспитательница объясняет, что выполнить  задание можно различными способами, в то же время одним и тем  же способом можно достичь разных результатов. Так, научившись строить  одноэтажный домик и делать перекрытие, дети могут конструировать дома разной высоты усвоенными способами, а используя  различные приемы организации пространства с помощью кирпичиков и кубиков, строить дома по условиям.

Дети часто подражают действиям  сверстников. В целом такой путь приобщения к трудовым умениям вполне правомерен, если он способствует последующему развитию детской активности и самостоятельности. Однако для некоторых воспитанников  подражание становится основным и единственным способом овладения трудовой деятельностью  и знаниями. Таких детей следует  чаще привлекать к коллективному  обсуждению выполненных задний, предоставлять возможности для проявления их собственной инициативы. Дети начинают привыкать согласовывать свои действия ради достижения общей цели, помогать сверстникам. Постепенно у них формируется умение подчинять свои желания замыслам детского коллектива. В результате целенаправленного воспитания появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих. Следует постепенно приучать ребят к работе, объединенной общей целью, которая реализуется только при равноправном участии всех детей. Так, после того, как дети научились строить гараж из маленьких кирпичей и изменять его конструкцию в зависимости о условий, педагог может предложить им построить большой гараж для всех машин, которые имеются в группе. Воспитательница намечает мелом контуры гаража, разбивает дошкольников на четыре подгруппы и указывает, что каждая подгруппа будет строить одну сторону. Все вместе решают, как будет создаваться постройка. Затем ребята подбирают большие кирпичики и строят стены гаража. Когда все будет готово, в гараж заводят машины и убеждаются, что он вмещает их, потому что все постарались построить его прочным и большим. Педагог объединяет работу каждого в общий результат.

Используя возникающие ситуации, педагог  вводит несколько правил, организующих поведение, разъясняет их смысл и  формирует поведение, соответствующее  правилам: перед занятием необходимо навести порядок в группе; убирать  игрушки надо быстро, чтобы не задерживать  всех детей, во время уборки помогать друг другу, затем привести себя в  порядок. Педагог, разъясняя правила, опирается на конкретные поступки детей, показывая необходимость выполнения результата.

В течение года педагог воспитывает  у детей интерес к содержанию занятий, опираясь на который формирует  представление об их значимости. На занятиях можно узнать много нового и интересного. Воспитательница  стремиться к тому, чтобы результаты работы детей отражали их стремление выполнять задание прилежно и  аккуратно. Эти стороны трудовой деятельности воспитанников должны занимать наибольшее место в работе педагога.

Выполнение заданий по изготовлению игрушек из готовых форм не только способствует формированию технических  навыков, но и стимулирует умственную активность детей, их самостоятельный  поиск способов действия. Прежде чем начать конструировать игрушки: домик, автобус, ребята по предложению воспитательницы обдумывают, как соединить формы между собой, какую часть намазать клеем, обозначают эту часть штриховкой.

Основные приемы обучения – это  показ образца и объяснения способов действий. Педагог подробно объясняет  и показывает весь процесс выполнения поделки. Объяснение предшествует деятельности детей. Оно должно быть четким и кратким. Например, при поделке домика по готовому образцу, дети изготавливают из самого листа – дом, из цветного прямоугольника – крышу, из цветной полоски – трубу, окна, дверь.

Так же строится занятие по изготовлению автобуса.

В конце года у воспитанников  старшей группы появляется необходимый  опыт работы, и тогда педагог организует занятие, связанное с конструированием по замыслу. За день-два до занятия  подготавливают небольшую выставку поделок из бумаги и вспоминает вместе с ними, как они делаются.

Перед занятием воспитательница предлагает из изготовленных заранее и разложенных  на столе форм отобрать нужные части: прямоугольники, квадраты, полоски, кружки из мягкого картона. В ходе выполнения работы она руководит детским  творчеством: здесь уместны и  совет, и вопрос, иногда и практическая помощь; проверяет, точно ли дошкольники  воплощают свой замысел. Оценивая готовые  поделки, воспитатель прежде всего отмечает те, в которых проявилась индивидуальность, а также аккуратно и правильно выполненные.

Информация о работе Воспитание у детей трудолюбия в процессе коллективного труда