Воспитание экологической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Концепция проекта……………………………………………………………………5
1.1. Авторские подходы к системе патриотического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………………5
1.2. Программа воспитания экологической культуры у детей в начальной школе……………...........................................................................................................8
РЕЗЮМЕ……………………………………………………………………………...15
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

проект экологическое воспитание младших школьниковMicrosoft Office Word (5).docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

По данной программе в  экологическом кружке могут заниматься дети с 1 по 4 класс. В кружок дети принимаются  по желанию, особых требований к знаниям  не предъявляется, должны уметь читать и писать.

В основу содержания положены практические работы, тематика которых  составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Работы по уходу за растениями проводятся систематически, не зависимо от изучаемой  темы.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются  на первый план, то необходимо углублять  знания детей в этой области. Темы бережного отношения к природе  проходит красной нитью во всех занятиях, связанных с изучением природы.

Приобщение детей к  экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в  этом возрасте легче всего приобщить  детей к природе, научить любить и охранять природу.

Основная цель программы формирование экологической культуры через ознакомление с природой. Так, изучение процессов, происходящих в природе в связи с сезонными изменениями, изучение взаимосвязи между живой и неживой природой предполагает знакомство детей с различными деревьями и кустарниками. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

Задачи:

1.Формирование знаний  о закономерностях и взаимосвязях  природных явлений, о взаимодействии  природы и общества человека.

2.Формирование экологических ценностных  ориентаций в деятельности учащихся.

3.Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. При изучении данной программы реализуются много  развивающих задач.

При изучении тем, предусмотренных  программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Программа рассчитана на год. Количество детей в группе 10 – 12 человек.

Формы занятий разнообразные, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей: их большую подвижность; неустойчивость внимания и интересов. Проведение занятий в игровой  форме, включение подвижных игр  повышает интерес к занятиям в  кружке. Следует больше внимания уделять  практической работе детей (изготовление поделок из природного и бросового  материала). Одна из более распространенных форм кружковых занятий – экскурсии  в природу. В работе кружка предусматриваются  проведение массовых мероприятий: Праздник цветов, Праздник птиц, конкурсы, выставки, соревнования; в них участвуют  не только кружковцы, но и остальные  воспитанники.

По окончанию учебного года дети должны знать, какие сезонные изменения происходят в природе, уметь наблюдать и делать выводы из своих наблюдений, уметь ухаживать  за растениями, знать и уметь пользоваться метеорологическими приборами, знать полезные ископаемые, встречающиеся в окружающей местности, знать отличия плодово-ягодных растений по внешнему виду; зимующих и перелетных птиц, корма, которыми они питаются. 
Формы и методы контроля разно уровневые, так как уровень развития детей разный. I уровень – более сложный, II уровень – средний, III уровень – пониженной сложности.

Направления воспитательной работы

Формы воспитательной работы, тематика

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Экология природы

Птицы – наши друзья;

Мы – друзья природы;

Звери и птицы зимой;

Экологические игры (Загадки  природы, Осторожно, их мало!, Почемучкина поляна, Лесная аптека)

О культуре поведения в природе;

Где живут наши меньшие  братья;

Учитесь доброте;

Наш друг – лес;

Экологические проекты (Зеленый  класс)

Природа – наш дом;

О культуре поведения в  природе;

Экологические проекты (Разведка прекрасного и удивительного)

Растения под нашей защитой;

Как мы помогаем природе?

Экологические проекты (Жалобная книга природы)

2. Развлечения

Праздники «Золотая осень», «Мы рады Зимушке-зиме», «Лето звонкое запело», «Просыпается природа». 

Конкурс чтецов, певцов, музыкантов (по произведению о природе)

Вечер экологической сказки

Праздник птиц.

Праздник цветов.

Турнир-викторина «Охраняемые растения нашего леса»

Конкурс загадок о природе.

Круглый стол «Наш помощник - книга» (знакомство с книгами о природе и журналами «Экология», «Родная природа»)

3. Исследования

Волшебница-вода

Какой снег быстрее тает

Можно ли дать жизнь срезанной веточке?

«Птичья столовая». Какая  кормушка пользуется успехом

Можно ли вырастить витамины на окне

Растворяемые и не растворяемые вещества

Исследование свойств воды, воздуха, почвы

Тонущие и плавающие объекты. Промокающие и не промокающие  материалы

4. практические мероприятия

Подкормка животных

Борьба с мусором

Уход за комнатными растениями

Сбор семян

Участие в «голубых» и «зелёных» патрулях

Сбор природного материала

Изготовление панно

«Мастерская Самоделкина» - изготовление кормушек и домиков для птиц

Изготовление подделок из природного материала

Посадка растений

Операция «Мой двор – моя забота» - озеленение территории школы

Оформление клумб

5. Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать  любовь к природе»

Экологические акции «Чистый  микрорайон», «Мой экодом», «Школьный  двор», «Посади дерево», «Школьный  день вместе».

«Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и  компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». 
Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». 
Походы выходного дня.

Помощь в организации  и проведении праздников.


 

Основные формы:

    • экскурсии
    • целевые прогулки
    • экологические и интерактивные игры в природе
    • экологические акции
    • практическая деятельность в природе: подкормка в зимнее время птиц изготовление кормушек
    • заочное путешествие
    • экологические праздники

 

Методы:

    • наблюдения и практические работы
    • дидактические игры
    • беседы
    • работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод
    • экологическое моделирование
    • прогнозирование и проектирование
    • фиксирование результатов (дневник наблюдения).

 

Ожидаемые результаты

 

2 класс

  • В результате проведения мероприятий ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;
  • ученик будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет пытаться оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;
  • будет стараться выполнять правила поведения во время экскурсий, прогулок;
  • будет проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • будет пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
  • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить  исследования.

 

           3 класс

  • Научатся анализировать объекты окружающего мира;
  • будут принимать участие в природоохранительных делах, осознавая важность участия в этих делах;
  • будут строить общения с животными, растениями, проявляя заботу о них, нежели только для удовольствия;
  • выполнение правил поведения в окружающей среде станет привычным делом.

 

               4 класс

    • Овладеют практическими умениями и навыками рационального природопользования;
    • войдёт в привычку соблюдения правил поведения в окружающей среде;
    • научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить  исследования;
    • будут осознавать важность участия в природоохранительных делах;
    • смогут самостоятельно выбрать объект своей экологической деятельности;
    • создадут сборник творческих работ, портфолио;
    • будут принимать участие в конкурсах экологического направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Резюме

 

Положительные последствия:

  1. Ребенок приобретает экологические знания, навыки и потребности в их расширении;
  2. Ребенок проявляет интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать.

Трудности при реализации проекта:

    1. Нежелание детей участвовать в школьных и во внешкольных мероприятиях;
    2. Невозможность сотрудничества родителей со школой;

Новые проблемы:

  1. Как объяснить взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, умственным, физическим и т.д.;
  2. Как сохранить у ребенка чувство ценностного отношения к природе;

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий  жизни в биосфере. В связи с  этим остро встает вопрос об экологической  грамотности и экологической  культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти  показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего  поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные  помимо специальных знаний, рядом  эффективных методик, позволяющих  комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных  ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также  содержание экологического воспитания. Правильно используя различные  методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Целенаправленная  систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юный натуралист», способствует значительному  повышению экологической культуры школьников. 
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

 

     Если в воспитании детей упущено  что-то существенное, то эти пробелы  появятся позже и не останутся  незамеченными. В нравственном  обществе сформирован  закон  об охране окружающей природы,  который должен выполняться каждым  гражданином страны. К его выполнению  подрастающее поколение подготавливается  всем содержанием и формами  нашей жизни, особенно условиями  единого учебно-воспитательного  процесса школы. Полноценный эффект  будет достигнут, когда экологическое  сознание и поведение станут  составной частью общей культуры  молодого человека.

  Дети  – будущее нашей планеты. От  того, какими они вырастут, зависит  выживание человечества.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагогов

 

  1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 2000, - С. 23-29
  2. Дереклеева, Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вербум, 2001.- С 48.
  3. Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С.Иванова.- Учебно-методическое пособие.- М.:ВЛАДОС, 2003.–С. 56.
  4. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в  начальной школе /Т.С.Иванова. – М., 2003,- С. 100-105
  5. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. – 2000. №6. - С. 75-76.
  6. Молодова, Л.П.  Мини – хрестоматия для детей младшего школьного возраста и учителей: Экологические сказки. Сборник.- Минск «Асар», 2001.
  7. Николаева, С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение, 2002.
  8. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб., 2000.
  9. Плешаков, А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
  10. Табакова, ТА. Технология краеведения в экологическом образовании        Экологическое образование. 2001. № 1.- С. 16-18
  11. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и практика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  12. Яковлева, Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников/Е.В.Яковлева. – М: Мозаика-синтез, 2003.
  13. Яковлева, Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. //2000, 65-70

Информация о работе Воспитание экологической культуры у младших школьников