Воспитание экологической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:47, реферат

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Концепция проекта……………………………………………………………………5
1.1. Авторские подходы к системе патриотического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………………5
1.2. Программа воспитания экологической культуры у детей в начальной школе……………...........................................................................................................8
РЕЗЮМЕ……………………………………………………………………………...15
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

проект экологическое воспитание младших школьниковMicrosoft Office Word (5).docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Омский  государственный педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии детства

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ экологической КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

ПРОЕКТ

по дисциплине «Педагогика начального образования»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса очного отделения

факультета начального, дошкольного и специального образования

 

Ф.И.О.

 

Выдрицкая  Людмила Вячеславовна

 

Проверила:

кандидат  педагогических наук, доцент

Чердынцева  Евгения Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2012

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

Концепция проекта……………………………………………………………………5

1.1. Авторские  подходы к системе патриотического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………………5

1.2. Программа  воспитания экологической культуры у детей в начальной школе……………...........................................................................................................8

РЕЗЮМЕ……………………………………………………………………………...15

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..17

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Проблема  взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая  проблема взаимодействия человека и  природы, а также воздействия  человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы. Планету  может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого  понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных  сообществах, осознание того, что  человек - это всего лишь часть  природы. Это означает, что экологическая  проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной  деятельности человека на Земле. Она  вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической  культуры, экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю  жизнь.

 Глобальные  проблемы современности, несущие  угрозу жизни и человеческой  цивилизации, вызвали необходимость  экологического образования, призванного  реализовать идеи становящегося  экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия  общества и природы приводит  к интенсивному процессу экологизации  общей культуры человечества, и  как следствие, - к формированию  теории и практики экологического  образования. 

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

 

      Начинать экологическое воспитание  надо с младшего школьного  возраста, т.к. в это время приобретенные  знания могут в дальнейшем  преобразоваться в прочные убеждения.  С позиции современных исследований  начальная школа – важнейший  этап в становлении мировоззренческой  позиции человека. Интенсивного  накопления знаний об окружающем  мире,  формирования  культуры  поведения в природе и социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Концепция проекта

 

 

Цель проекта:

Создание  системы работы с младшими школьниками, направленной на  оптимальное  развитие экологической культуры учащихся.

 

Задачи проекта:

  • Разработать  наиболее приемлемые средства, формы и методы, обеспечивающие познавательную, творческую и деятельностную активность младших школьников.
  • Создать условия для практической и исследовательской деятельности учащихся.
  • Разработать планы-конспекты мероприятий.

 

1.1 Авторские  подходы к системе экологического воспитания младших школьников

В настоящее  время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально  необходимого нравственного качества личности.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.

Она выступает  одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает  свой отпечаток на мировоззрение. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

 Ученые  Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В.  Миронов, Л.П. Печко выделяют  разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это  утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без  ущерба для окружающей среды и  здоровья людей.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

- интерес  к природе;

- знания  о природе и ее охране;

- эстетические  и нравственные чувства к природе;

- позитивная  деятельность в природе;

- мотивы, определяющие  поступки детей в природе.

Б.Т. Лихачев  методы и формы экологического образования  и воспитания условно разделяет  на несколько групп. Это: школьные и  внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям  и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения  к действительности, нравственного  самосовершенствования.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная  работа с различными источниками  информации позволяет накопить фактический  материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет  внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

Построение  системы экологического образования  с начала 90-х годов базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Учеными  были разработаны специфические  принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования:

·принцип  единства познания-переживания-действия;

·принцип  систематичности и непрерывности;

·принцип  взаимосвязи глобального, национального  и краеведческого подхода к анализу  экологических проблем и путей  их решения;

·принцип  междисциплинарности.  

 Большинством учителей, работающих в начальных классах отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение - традиционные методы;

- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;

вовлечение  учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды  местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация  экологической тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических  знаний: лекции, беседы, плакаты).

 

 Экологическая  культура проявляется в ответственном  отношении к природе как к  всеобщему условию и предпосылки  материального производства, к объекту  и предмету труда, естественной  среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

  Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

  • культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
  • культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
  • культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.

Т.А. Бабакова считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе. Она рекомендует познавательную деятельность связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.

Методические  основы формирования экологической  культуры школьников разработаны в  трудах академика Н.Н. Моисеева. Он утверждает, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник  эмоционально  восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается  объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

С.Н. Николаева считает, что в период младшего школьного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, в школе среднего звена. Формируются основы личности, ребенок начинает осознавать свое «Я» и объективно себя оценивать, выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа». 
        Мироощущение «Я и природа» позволяет, по мнению Николаевой, формировать осознанно-правильное отношение к природе у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое затем ложится в основу экологически правильной практической деятельности, в которой проявляется и реализуется экологическая культура личности.

1.2 Программа воспитания экологической культуры у детей в начальной школе

Организация внешкольной  работы с учащимися начальных  классов позволяет удовлетворить  естественный интерес детей к  природе, способствуют лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется  выращиванию растений, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране зеленых насаждений, птиц, а также работа с природным  материалом.

Информация о работе Воспитание экологической культуры у младших школьников