Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:47, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
Концепция проекта……………………………………………………………………5
1.1. Авторские подходы к системе патриотического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………………5
1.2. Программа воспитания экологической культуры у детей в начальной школе……………...........................................................................................................8
РЕЗЮМЕ……………………………………………………………………………...15
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………..17
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………19
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Омский государственный педагогический университет
Кафедра педагогики и психологии детства
ВОСПИТАНИЕ экологической КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОЕКТ
по дисциплине «Педагогика начального образования»
Выполнила: студентка 2 курса очного отделения
факультета начального, дошкольного и специального образования
Ф.И.О.
Выдрицкая Людмила Вячеславовна
Проверила:
кандидат педагогических наук, доцент
Чердынцева Евгения Валерьевна
Омск - 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Концепция проекта……………………………………………………………
1.1. Авторские подходы к системе патриотического воспитания младших школьников ……………………………………………………………………………5
1.2. Программа
воспитания экологической культуры
у детей в начальной школе……………....................
РЕЗЮМЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Проблема
взаимосвязи человека с природой
не нова, она имела место всегда.
Но сейчас, в настоящее время, экологическая
проблема взаимодействия человека и
природы, а также воздействия
человеческого общества на окружающую
среду стала очень острой и
приняла огромные масштабы. Планету
может спасти лишь деятельность людей,
совершаемая на основе глубокого
понимания законов природы, учет
многочисленных взаимодействий в природных
сообществах, осознание того, что
человек - это всего лишь часть
природы. Это означает, что экологическая
проблема встает сегодня не только
как проблема сохранения окружающей
среды от загрязнения и других
отрицательный влияний
Глобальные
проблемы современности,
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Начинать экологическое
II Концепция проекта
Цель проекта:
Создание системы работы с младшими школьниками, направленной на оптимальное развитие экологической культуры учащихся.
Задачи проекта:
1.1 Авторские подходы к системе экологического воспитания младших школьников
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.
Она выступает
одним из целостных свойств личности,
которое обуславливает
Ученые
Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В.
Миронов, Л.П. Печко выделяют
разные компоненты этого
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические
и нравственные чувства к
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Б.Т. Лихачев
методы и формы экологического образования
и воспитания условно разделяет
на несколько групп. Это: школьные и
внешкольные методы формирования сознания
и развития мышления, научение умениям
и навыкам практически
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Построение системы экологического образования с начала 90-х годов базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования:
·принцип единства познания-переживания-действия;
·принцип
систематичности и
·принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;
·принцип междисциплинарности.
Большинством учителей, работающих в начальных классах отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:
- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;
- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение - традиционные методы;
- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания - проблемный подход к процессу обучения;
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
Экологическая
культура проявляется в
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие.
Т.А. Бабакова считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе. Она рекомендует познавательную деятельность связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. Он утверждает, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечает, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Младший школьник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, в альтруистической деятельности. Младшему школьнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
С.Н.
Николаева считает, что в период младшего школьного
возраста происходит качественный скачок,
в значительной степени определяющий
процесс развития экологической культуры
личности в дальнейшем, в школе среднего
звена. Формируются основы личности, ребенок
начинает осознавать свое «Я» и объективно
себя оценивать, выделять себя из окружающей
среды, преодолевает в своем мироощущении
расстояние от «Я - природа» до «Я и природа».
Мироощущение «Я и природа» позволяет,
по мнению Николаевой, формировать осознанно-правильное
отношение к природе у детей дошкольного
и младшего школьного возраста, которое
затем ложится в основу экологически правильной
практической деятельности, в которой
проявляется и реализуется экологическая
культура личности.
Информация о работе Воспитание экологической культуры у младших школьников