Выразительность речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:59, реферат

Краткое описание

Целью является изучение теоретических подходов к формированию выразительной речи у дошкольников.
Объект – выразительность речи.
Предметом изучения в данной теме является процесс овладевания детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного воздействия.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием выразительной речи;
2. Рассмотреть средства выразительной речи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………...…….3 1. Общие теоретические подходы к определению понятия выразительности речи…………………………………………………………………………….4
2. Средства выразительности речи…………………………………………………5
Выразительность речи в разных возрастных группах………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………………..17
ЛИТЕРАТУРА….………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2011 ГОД.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

3



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 
«ИРКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»

 

 

 

 

ГОЛУБЕВА Полина Анатольевна

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат по специальности 050704 «Дошкольное образование»

 

 

 

 

 

Руководитель: Н. С. Баранова

 

 

 

Иркутск – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………...…….3 1. Общие теоретические подходы к определению понятия                  выразительности речи…………………………………………………………………………….4

2. Средства выразительности речи…………………………………………………5

  1. Выразительность речи в разных возрастных группах………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………………..17

ЛИТЕРАТУРА….………………………………………………………...................19

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Выразительность  при этом  является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности [2].

Заниматься формированием выразительной речи надо в дошкольном возрасте, потому что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для этого. Лучше всего, если формирование будет проходить в игровой деятельности, так как игра – ведущий вид деятельности у дошкольников.

Актуальность формирования выразительной речи заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и несомненной значимости для освоения детьми основ речевой культуры и выразительной речи [2, 4, 6].

Целью является  изучение теоретических подходов к формированию выразительной речи у дошкольников.

Объект – выразительность речи.

Предметом изучения в данной теме является процесс овладевания детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного воздействия.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с понятием выразительной речи;

2. Рассмотреть средства выразительной речи;

3. Изучить теоретические основы формирования выразительной речи в разных возрастных группах.

 

 

  1. Общие теоретические подходы к определению понятия                       выразительности речи

 

Анализ источников по проблеме исследования позволил выявить несколько подходов к определению понятия выразительная речь.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

М. М. Алексеева считает, что выразительная речь – это хорошая дикция, грамотная речь, интересные мысли, сформированные в аккуратную и точную фразу, правильная расстановка логических ударений [1].

По определению Д. Э. Розенталя –  выразительность речи – это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя [10].

Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, то есть, по определению Б. Н. Головина, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» [11].

Выразительная речь, это когда Вы можете выразить свою мысль так, чтобы, во-первых, Вас слушали, а во-вторых, услышали – это определение А. М. Бородича [2].

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной (М. Е. Костюк) [6].

Б. Н. Головин под выразительностью речи понимает такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение [3].

А по определению И. Б. Головина – выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. [4]

  1. Средства выразительной речи

 

В выразительной речи существуют вербальные (лингвистические) и невербальные (паралингвистические) средства. 

Паралингвистические средства выразительности.

Выразительности устной речи способствуют, наряду с лингвистическими, паралингвистические (нелингвистические) средства: жесты, мимика, пантомимика. Они обычно связаны с конкретным высказыванием и служат дополнением к лингвистическим средствам выразительности (лингвистические средства рассмотрены подробнее ниже).

Сопровождая речь, паралингвистические средства усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, подчеркивают необходимые смысловые части высказывания, иллюстрируют выраженную словами мысль. Основное их назначение - уточнение мысли, ее оживление, усиление эмоционального звучания речи. Эмоциональная речь в любой сфере общения, как правило, сопровождается соответствующими жестами, телодвижениями и выражением лица, передающими те или иные чувства.

Можно выделить паралингвистические средства общие и индивидуальные. Первые специфичны для всех носителей русского языка, например, согласие может сопровождаться движением головы сверху вниз, несогласие или отрицание - движением головы из стороны в сторону, настойчивость, требовательность - движением сжатого кулака сверху вниз и т.д. Индивидуальные паралингвистические средства различны у разных представителей даже одной и той же национальности: каждый говорящий находит свой жест, свои телодвижения, у каждого индивидуальное выражение лица. Удачно найденный выразительный жест, соответствующий смыслу высказывания или отдельного слова, повышает действенность речи.

Паралингвистические средства немаловажную роль играют в обычном общении, выражая разнообразные эмоции говорящего, усиливая значение слов, выражений и высказывания в целом.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения [8].

Вербальные средства общения.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека проявляется в ясности его речи», — отмечали еще древние ораторы.) Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием (равномерный, прерывистый), тембр – окраска, качество звука (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса – это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

4. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

5. Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления  выдыхания, голоса, темпа и артикулирования

 при произнесении звуков  речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

6.  Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

7. Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.

Умелое использование лингвистических и паралингвистических средств выразительности способствует индивидуализации речи, ее яркости, самобытности, что, в свою очередь, вызывает интерес к личности автора, усиливает внимание к содержанию его высказывания [17].

В ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53% [8].

 

  1. Выразительность речи в разных возрастных группах

 

Речь детей раннего возраста

 

Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и др.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году — понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году — понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления [18].

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами речевого развития выделяются и такие, которые играют большую роль не столько в данном конкретном периоде, сколько в последующем речевом развитии ребенка. К ним относятся: начало развития понимания слов взрослого в конце первого — начале второго полугодия первого года жизни, овладение активным словарем в последней четверти первого года, усвоение грамматических форм в конце второго года жизни и т. д.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях [15].

 

Речь детей второго года жизни

 

Второй год разделяется на два периода (от 1 года до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Задачи развития речи в общей формулировке являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии разное.

В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. В «Программе воспитания в детском саду» дается перечень категорий, в состав которых входят слова, обозначающие названия людей, предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.), простейших действий. Рекомендуется учить детей понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит малыша понимать смысл поручений и выполнять их.

В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми.

Во втором полугодии задача развития понимания речи взрослого по-прежнему является одной из важнейших. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать названия предметов, явлений, событий, действий, находящихся и происходящих не только в непосредственно близком, но и в более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице); понимать названия признаков предметов, различные слова, необходимые для усвоения правил поведения; понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки; выполнять несложные поручения.

Главной задачей в воспитании детей этого возраста является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети теперь уже могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы. Нужно использовать эту возможность.

Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими: формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления (увиденные, услышанные) [12].

 

Речь детей третьего года жизни

 

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Информация о работе Выразительность речи детей дошкольного возраста