Выразительность речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:59, реферат

Краткое описание

Целью является изучение теоретических подходов к формированию выразительной речи у дошкольников.
Объект – выразительность речи.
Предметом изучения в данной теме является процесс овладевания детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного воздействия.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятием выразительной речи;
2. Рассмотреть средства выразительной речи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...………………………………………………………………...…….3 1. Общие теоретические подходы к определению понятия выразительности речи…………………………………………………………………………….4
2. Средства выразительности речи…………………………………………………5
Выразительность речи в разных возрастных группах………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………………………..17
ЛИТЕРАТУРА….………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ 2011 ГОД.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.

Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы дети быстро переходят к более простым словам, которыми замещают развернутые словесные ответы (там, вот идет, туда ушел, тут взял, сюда закатилась).

Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета. «На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное, ее рассматривал кто-то из детей? Ты не отобрала эту книгу, а попросила? Скажи, как ты это сделала» [13].

Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»). После того как воспитательница познакомила детей с новой игрушкой, многократно произнесла ее название, можно дать ее детям для игры. [5]

Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т. д., а также в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре. Перечень занятий по развитию речи дается в «Программе воспитания в детском саду». Наглядные средства, применяемые на занятиях, те же, что и на предыдущем возрастном этапе, но усложняется содержание занятий.

Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом работы является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание [15].

 

Речь детей старшего дошкольного возраста

 

Старший дошкольный возраст – период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности.

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением.

При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность.

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи [14].

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание  
взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.

Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте [7].

Л. С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника [16].

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях [9].

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы рассмотрели формирование выразительной речи.

Изучив литературу, я пришла к выводу, что роль выразительной речи для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Наиболее точное определение выразительной речи, по моему мнению, у Д. Э. Розенталя. (Выразительность речи – это умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя [10].)

Выразительность речи включает в себя вербальные и невербальные средства. Вербальными являются темп и ритм речи, высота  и тональность голоса, тембр, интонация, дикция и др.

Невербальными являются жесты, мимика, пантомимика. Они обычно служат дополнением к лингвистическим средствам выразительности. Сопровождая речь, паралингвистические средства усиливают оттенки эмоциональной окраски слов, дополняют интонацию, подчеркивают необходимые смысловые части высказывания, иллюстрируют выраженную словами мысль. Основное их назначение - уточнение мысли, ее оживление, усиление эмоционального звучания речи.

Умелое использование лингвистических и паралингвистических средств выразительности способствует индивидуализации речи, ее яркости, самобытности [17].

В ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53% [8].

Выразительность речи обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Выразительность речи способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. При этом дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Выразительность речи также  позволяет дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игровой и художественной. Она характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: [Электронный документ].–(http://referat.resurs.kz/ref/virazitelnost-rechi).Проверено 24.05.2006
  2. Бородич, А.М. Методика формирования речи детей [текст] / А. М. Бородич. – М.: 2001 – 126 с.
  3. Головин, Б.Н. Выразительность речи: [Электронный документ]. – (http://www.bibliofond.ru/view). Проверено 22.08.2007
  4. Головин, И.Б. Основы культуры речи [текст] /  И. Б. Головин. – Санкт -Петербург: Слово, 2005. – 83 с.
  5. Джежелей, О. В. Читаем и играем [текст] / О. В. Джежелей. – М.: Просвещение, 1994. – 86 с.
  6. Костюк, М. Е. Риторика для дошкольников [текст] / М. Е. Костюк. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.
  7. Львов, М. Р. Основы теории речи [текст] / М. Р. Львов. – М.: Издательский центр Академия, 2000. – 248 с.
  8. Павалаки, И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников [текст]: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук /  И. Ф. Павалаки. – М.: 2006 – 156 с.
  9. Прохорова, Е. В. Театрализованные игры (практический материал по развитию речи) [текст] / Е, В. Прохорова. – СПб.: Смарт, 1995. – 237 с.
  10. Розенталь, Д.Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи [текст] / Д. Э. Розенталь. –  М.: Знание, 2003. – 91 с.
  11. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду [текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во Совершенство, 1999. – 384 с.
  12. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду [текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во Совершенство, 2001. – 126 с.
  13. Ушакова, О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников [текст] / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во Совершенство, 1996. – 153 с.
  14. Хватцев, М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей: [Электронный документ]. (http://referat.resurs.kz/ref/virazitelnost-rechi).Проверено 24.05.2006
  15. Шарова, И. И. Развиваем речь, или Маленький оратор [текст] / И. И. Шарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 235 с.
  16. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [текст] / Н. Х. Швачкин // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст. / Под. ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1995. – 135 с.
  17. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника [текст] // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст. / Под. ред. Н. Х. Швачкин. – М.: 2001. – 193 с.
  18. Шевцова, Е.Е.Технологии формирования интонационной стороны речи [текст] / Е. Е. Шевцова. – М.: АСТ, 2008. – 222 с.

Информация о работе Выразительность речи детей дошкольного возраста