Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:28, реферат
Цель исследования - изучить особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих нарушения речи.
Задачи исследования :
Выявление особенностей формирования грамматических понятий у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в сравнительном плане с нормой.
2. Совершенствование ранее разработанных методик логопедической работы (направление и содержание) по формированию грамматических понятий у детей младшего школьного возраста с ОНР.
3. Проведение экспериментального обучения детей младшего школьного возраста, имеющих недоразвитие речи, по специально подобранной методике.
4. Анализ методики, определение эффективности предлагаемой системы работы.
шествующие формы. Мы редко имеем дело с чистыми выражением какого-либо определенного уровня. Чаще можно встретить переходные состояния, в которых сочетаются черты нового уровня наряду с еще неизжитым проявлением более ранних образований. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, cкудный словарный запас, аграмматизм, дефекты фонемообразования. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
Уровни общего недоразвития речи.
Исходя из коррекционных задач, Р.Е.Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
1 – полное или частичное отсутствие общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «лепетные» предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой. Ограниченность словаря сочетается с недостаточным уровнем понимания речи, для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных
с пониманием категории числа, времени, рода, падежа. Анализируя самостоятельную речь таких детей, можно выделить следующие закономерности:
Использование одних и тех же «лепетных» слов для обозначения нескольких предметов и явлений ( биби – машина, велосипед, самолет и т.д.)
Замена названий предметов названиями действий – и наоборот: тиди (сиди) – стул, таберетка, кресло; сет (шьет) – игла.
3. Общеупотребительные слова ребенок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний: ко – кошка; бака – собака и т.д.
Татик тя – у мальчика мяч.
2 уровень
речевого развития
1)ограниченность пассивного словарного запаса, незнание названий многих профессий и их атрибутов, не только оттенков, но и некоторых основных цветов ( желтый, коричневый, зеленый и т.д.), глаголов с различными оттенками значений (подъехал, переехал, выехал), предметного и глагольного словаря, связанного с животным и растительным миром и т.д.;
2) наличие аграмматизма ( неправильное употребление грамматических конструкций), пропуск предлогов ( пат ковати – спать на кровати), отсутствие согласования прилагательных, существительными ( ет патипять пальцев); смешение падежных форм ( исую кадас – рисую карандашом);
3) грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов (гаю – играю, лека – елка);
4) недостаточность фонетической стороны речи подтверждается наличием большого количества несформированных звуков (наблюдается наличие 6 видов нарушений звукопроизношения: дефекты озвончения, смягчения, сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм и дефекты небных звуков).
3 уровень речевого развития
характеризуется появлением
При 3 уровне речевого
развития дети пользуются распространенными
предложениями, отмечается попытка
употреблять сложно - сочиненные
и сложноподчиненные
лексические замены (плащ-пальто; халат-пижама)
трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: клюный-клюквенный ( с продуктами питания),глинявый (с различными материалами),сос-ный ( с растениями ); в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий (приехал-ехал, подписал-пи-сал и т.д.);
аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных- с существительными: мама снимает чайник плиты (с плиты) и т.д.;
недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков: Деитки игают песок.(Девочки играют в песок.) Девочка а улицу собираца гулять.(Девочка на улицу собирается гулять.)
Незначительное нарушение компонентов языковой системы проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобран-ных заданий. Отмечается недостаточная дифференциация звуков ( ть-ц-сь-щ) характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявляется в том, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие – искажение звуконаполняемости в разных вариантах (потрной-портной, качиха-ткачиха и т.д.) Недостаточные внятность, выразительность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление общей ее «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета ( горошка – горошина ), субъекта - деятеля, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных (скворчик – скворушка), а также прилагательных, характеризующих эмоционально - волевое и физическое состояние объеков (хвастовый-хвастливый). Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов: книжник – книголюб. Несформированность грамматического строя речи проявляется в непра-вильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места ( предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направледвижение, и места движения (К, ПО), предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще. Почти у всех детей наблюдаются отклонения при использовании в речи форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных. Т.Б.Филичева выделила четвертый уровень недоразвития речи. К четвертому уровню относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Степени речевого недоразвития не представляют собой застывших образований. В каждом из них находим элементы предыдущего и последующего
уровней. Новые элементы сначала вкрапливаются, а затем вытесняют предшествующие формы. В реальной действительности редко имеем дело с чис-тым выражением какого-либо определенного уровня. Чаще можно встретить переходные состояния, в которых сочетаются черты нового уровня наряду с еще неизжитым проявлением более ранних образований.
Нарушения формирования
Главным механизмом
Проанализировав речь
детей с ОНР, обнаруживаем у
них нарушения в овладении
как морфологическими, так и синтаксическими
единицами. Эти дети испытывают
затруднения как в выборе
Нарушение морфологической системы языка при ОНР
Для того чтобы овладеть
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных ( много стулов, синий вазы);
неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных ( два грибов);
неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (она поливал, мальчики прыгает);
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (солнце села);
неправильное употребление предложно-падежных конструкций (с стола, под стула, в магазину).
Также у детей с ОНР выявляются как общие, так и специфические
аграмматизмы ( окказиональные формы).
Общие окказиональные формы
Когда ребенок овладевает практической грамматикой у него наблюдаются разнообразные аграмматизмы, так называемые окказиональные формы. Основным речевым механизмом окказионализмов является «гипергенерализация» ( по Т.Н.Ушаковой), т.е. излишнее обобщение наиболее частотных форм, формообразование по аналогии с продуктивными формами.
Выделим виды окказионализмов при формообразовании ( по С.Н.Цейтлин).
1. Унификация места ударного
слога, т.е. закрепление ударения
за определенным слогом в
2. Устранение беглости гласных, т.е. чередование гласного с нулем звука (много кошков, кукл)
3. Игнорирование чередований конечных согласных (ухи, бегит)
4. Устранение наращения или изменения суффиксов ( яйцо-яйцы, дом-домы, утенок-утенки, стул-стулы).
5. Отсутствие супплетивизма при формообразовании ( котенок – котенки, корова – коровеноки).
При этом выбор
Нарушение синтаксической
У детей с ОНР отмечается
и нарушение формирования
1 группа – эти дети
правильно воспроизводят
2 группа – нарушение
как морфологической системы
языка, так и синтаксической
тия (ЗПР), детским центральным параличом (ДЦП) с сохранным интеллектом.
Нарушение грамматического
Детский
церебральный паралич – это
тяжелое заболевание нервной
системы, которое нередко приводит
к инвалидности ребенка. ДЦП возникает
в результате недоразвития или
повреждения мозга в раннем
онтогенезе. При ДЦП страдают
самые важные для человека
функции – движение, психика и
речь. Психические и речевые
расстройства, так же как и
двигательные, варьируются в широких
пределах, и может наблюдаться
целая гамма различных