Графомоторные навыки детей. Пути и способы их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:33, доклад

Краткое описание

1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.
2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Пути и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.
4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Родительское собрание №3.docx

— 112.78 Кб (Скачать файл)

Родительское  собрание № 3

 

Тема: «Графомоторные навыки наших детей. Пути и способы их формирования».

 

План проведения:

1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.

2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Пути  и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.

4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

 

Цели:

- Формировать систему  воспитательных отношений в совместной  деятельности между родителями  и детьми.

- Создавать социально  – психологические основы всестороннего  целостного развития личности.

- Формировать положительную  мотивацию обучения и межличностные  отношения между детьми, родителями  и педагогами.

 

Оборудование:

1. Выставка литературы  по теме.

2. Выставка игр по развитию  мелкой моторики и графомоторных навыков (разнообразные виды шнуровок, скрепки мячики, прищепки, спички, мозаика, конструкторы, различные виды круп, карандаши, грецкие орехи и др.)

3. Памятки и рекомендации  для родителей (по проведению  дома пальчиковой гимнастики, самомассажа, массажа, игр и упражнений по развитию графомоторных навыков).

 

Содержание:

 «Рука – это вышедший  наружу мозг человека» 
И.Кант

1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.

Дошкольный  возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. Именно в дошкольном детстве формируются  те двигательные качества, умения и  навыки ребенка, которые служат основой  его нормального физического  и психического развития.

Двигательный  анализатор имеет обширные связи  со всеми структурами центральной  нервной системы, принимает участие  в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем  базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических  функций.

Возможность познания окружающих предметов у  детей в большей степени связаны  с развитием действий рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации  движения рук – один из показателей  интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у  него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Известно, что у многих детей дошкольного  возраста наблюдаются отклонения в  психомоторном развитии, имеющие  различные проявления и причины. Многими исследователями установлено, что отклонения в психическом развитии чаще всего сочетаются с различными нарушениями физического развития.

Ученые  отмечают, что нарушение психического развития у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушениями в развитии двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует  слаженной работы мелких мышц кисти  и всей руки, а также хорошо развитого  зрительного восприятия и произвольного  внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может  привести к возникновению негативного  отношения к учебе, тревожного состояния  ребенка в школе.

Многие учителя отмечают, что поступая в 1-ый класс, дети с задержкой психического развития с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают серьезные трудности в овладении письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство  родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной  нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще  учиться удерживать в непослушных  пальцах карандаш.

Все это отрицательно сказывается  на усвоении детьми с задержкой психического развития программы 1 класса и вызывает необходимость еще в дошкольном возрасте организации специальных систематических занятий, цель которых - развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развивать навыки ручной умелости, подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Так же отставание в развитии тонкой моторики рук у детей дошкольного  возраста препятствует овладению ими  навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими  предметами, сдерживает развитие некоторых  видов игровой деятельности.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления  в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к  овладению навыком письма, что  в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Разностороннее  изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей  позволило получить данные об особенностях их развития в старшем дошкольном возрасте. ЗПР независимо от причин ее возникновения и форм проявляется в ряде общих характерных особенностей.

К этим особенностям относятся:

- незрелость эмоционально-волевой сферы,

- недоразвитие познавательной деятельности,

- недостаточность знаний и представлений об окружающем мире,      

- нарушение речевого развития.

Исследователи отмечают также, что у дошкольников с ЗПР в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии.

У детей  отмечается повышенная двигательная активность, моторное беспокойство или медлительность, двигательная пассивность.

При ЗПР у большинства детей преобладают  избыточность движений, непринужденность изобразительной и игровой моторики, обнаруживается недостаточность корковой моторики при целенаправленных видах деятельности, нарушение произвольной регуляции движений: плохая координированность, переключаемость и автоматизация движений, нарушение их темпа, неспособность к тонким, изолированным двигательным актам, затруднения в выполнении комбинированных движений, ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы, нарушения пространственной организации движений и четкости непрерывных движений. Дезавтоматизация движений обусловливается наличием выраженных синкинезий (сочетанных движений), недостаточностью реципрокной координации, кинестетических и кинетических основ движений и действий. (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, В.И. Насонова и др.).   

Неточность  моторных актов проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе и, особенно при скоростном переключении движений. При выполнении заданий на динамическую и реципрокную координацию движений отмечаются скованность, несоразмерность движений.

Отмечаются  частые отклонения в письме (нарушение  правильности и точности написания  букв, их размера), затруднения при  проведении прямых линий, в правильном изображении круга, при раскрашивании  и работе с трафаретом и линейкой. Исследование графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР свидетельствует о том, что у них затруднено воспроизведение как рядов с одинаковыми элементами, так и рядов с заменяющими друг друга элементами разной величины. При выполнении графических проб у детей наблюдаются напряжение руки, частый отрыв ручки от бумаги, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи. Детям трудно выполнять движения и удерживать ручку, они не соблюдают линейность письма, не овладевают каллиграфией. Не происходит запоминания и автоматизированного воспроизведения двигательных формул букв (кинем).

Такие легкие и латентные  формы двигательных нарушений являются следствием раннего органического  поражения головного мозга. Истощаемость и утомляемость мышц кистей рук обусловливает  изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации, недостаточная сформированность которой, как важной составляющей процесса формирования графомоторных навыков проявляется в следующем:

- невозможность правильно  провести горизонтальную и вертикальную  линию;

- трудность формирования  правильной траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);

- неустойчивый почерк (неровные  штрихи, различная высота и протяжённость  графических элементов, большие  растянутые и разнонаклонные буквы);

- тремор (дрожание руки), который проявляется в дополнительных  штрихах, дрожащих линиях, а в  более тяжёлых случаях даже  в «бисеринках» - утолщениях на  линии письма.

Помимо этого, в комплексе  с нарушениями зрительно-моторной координации встречаются трудности зрительно-пространственного восприятия, проявляющегося в следующем:

- трудности формирования  зрительного образа цифры, буквы, графического элемента (нарушается соотношение элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

- плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник);

- зеркальное письмо;

- не видит строку, не  может правильно расположить графические элементы в строке или переходит с одной строки на другую;

- трудности расположения  заданий по вертикали или горизонтали;

- не может правильно  скопировать букву, цифру, геометрическую  фигуру.

Важно отметить общность механизмов письма и изобразительной деятельности. Она заключается в следующем: недостаточная сформированность высших психических функций, обеспечивающих становление навыка письма, проявляется и в изобразительной деятельности этих детей. Отмечено низкое качество рисунков, основными чертами которых являлись неточность, упрощённость, схематичность изображений; специфические затруднения при ориентировке на листе бумаги, при передаче пространственных отношений между объектами и их элементами; низкое качество выполнения графических действий (неточность, искривление формообразующих линий, нечёткость контуров изображений, неравномерное нанесение штрихов и т. д.).

Отсюда  можно сделать ряд выводов.

1. Детям с  нарушением психического развития  требуется больше времени и  усидчивости для тренировки руки  и ручной умелости.

2. Они самостоятельно не могут преодолеть указанные выше трудности.

3. Под непосредственным руководством педагога (родителей), учитывающего индивидуальные возможности, важно правильно организовать коррекционную работу.

Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников с ЗПР затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции.

Отклонения  в развитии моторной сферы обусловливают  у детей с ЗПР трудности  в учебной деятельности, которые  особенно отчетливо проявляются  в целенаправленных действиях - при  письме, рисовании, ручном труде (Г. Спионек, 3. Тржесоглава и др.).

Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости разработки и проведении специальной целенаправленной работы по формированию графомоторных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.

3. Пути  и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.

 Графомоторные навыки включают в себя:

1.        Мелкая мускулатура пальцев

-   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Информация о работе Графомоторные навыки детей. Пути и способы их формирования