Графомоторные навыки детей. Пути и способы их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:33, доклад

Краткое описание

1. Значение тонкой моторики и графомоторных навыков в развитии и обучении ребенка.
2. Особенности развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Пути и средства развития тонкой моторики и формирования графических навыков у детей с ЗПР.
4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Родительское собрание №3.docx

— 112.78 Кб (Скачать файл)

Упражнение 7.

Цель: формирование умения рисования наклонных линий.

Начертание  наклонных линий (длинных и коротких) внутри строки по намеченным точкам и в направлении стрелки.

Примечание. Обратить внимание детей на наклонные  линии строки, помочь в написании наклонных элементов при различном положении тетради.

Упражнение 8.

Цель: формирование умения рисования коротких и длинных линий по опорным точкам.

Упражнение  в чередование коротких и длинных  линий (прямых и наклонных) по опорным  точкам. «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, едет поезд запоздалый»; «Построим мост через реку, проложим рельсы по мосту».

Главное требование - ни наклонные, ни прямые линии  не должны пересекаться, чтобы не было крушения поезда.

Упражнение 9.

Цель: формирование зрительно – двигательной координации, формирование понятия «крайний» и «наклонные»

Ход выполнения:

Перед выполнением задания делаем акцент: прежде чем ручка оставит свой след на бумаге, т. е. перед тем, как  осуществить движение рукой, необходимо, оставаясь на точке (начало движения), мысленно (глазами) проделать предстоящий путь.

Это предупреждение позволит в дальнейшем избежать многих графических ошибок. Детей следует учить мысленно контролировать путь, который им предстоит проделать ручкой на бумаге.

Детям показываем, как вычеркиваются фигуры. Это можно делать так: наклонная линия справа налево сверху вниз. Здесь и в последующем необходимо добиваться правильного и точного зачеркивания (только одной линией).

Упражнение 10.

Цель: обучение рисованию горизонтальных и вертикальных линий в две и три клетки длиной, знакомство с наклонными (или косыми) линиями

Ход выполнения:

Объясняем детям, что при проведении линии  через две или три клетки она  должна быть безотрывной и ровной. После обведения вертикальных и  горизонтальных линий остаются наклонные линии, при проведении которых не используются как помощники стороны клетки. Поясняем, что горизонтальные линии проводятся слева направо или наоборот, а вертикальные — сверху вниз или снизу вверх.

Рисунок можно выполнить на занятии, а  раскрасить дома. При необходимости задание полностью можно выполнить дома под руководством родителей, которые должны следить за тем, чтобы ребенок правильно пользовался рабочими инструментами и соблюдал правильную посадку при выполнении упражнения.

Упражнение 11.

Цель: обучение штриховке в разных направлениях.

Ход выполнения:

Перед выполнением задания устно разбираем  образец. Добиваемся того, чтобы дети могли словесно представить его. Второй узор дан описательно. Важно  настроить внимание детей перед началом этой работы. Нельзя одно и то же движение называть дважды, поэтому давать задания нужно не спеша, делая паузу после каждого элемента, давая обучающемуся возможность подумать. По завершении работы можно спросить, в чем же сходство и различие между двумя выполненными узорами.

Перед выполнением узора устно разобраем образец. Обязательно напоминаем детям, что тетрадь лежит под углом, верхний конец ручки должен быть направлен в правое плечо. Отдыхать следует в уголках клетки. Необходимо, чтобы дети сами смогли рассказать последовательность написания образца по рисунку. Рисунок обвести и закрасить.

Упражнение 12.

Цель: обучение рисованию линий слева направо.

Ход выполнения:

Знакомим  детей с разлиновкой в клетку. Стороны клетки: верхняя, нижняя, левая, правая. Необходимо сделать акцент на положение тетради и ручки в руке. Линии учим проводить слева направо. Обращаем внимание на то, чтобы дети соблюдали направление движения руки согласно указанным стрелкам на образцах. Необходимо постараться выполнить два движения, не отрывая ручки от тетрадного листа.

Упражнение 13.

Цель: обучение рисованию линий сверху вниз.

Ход выполнения:

Повторяем названия сторон клетки: верхняя, нижняя, левая, правая Линии учим проводить  сверху вниз. При этом не меняется ни положение ручки в руке, ни положение тетради, ни положение руки на столе.

Упражнение 14.

Цель: обучение штриховке прямыми линиями сверху вниз.

Упражнение  в штриховке прямыми линиями сверху вниз - имитация шпал. «Бегут рельсы, как река - заповедные берега». Главное требование - не зайти за границы.

Упражнение 15.

Цель: развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: «Обведи карандашом бабочку и жука. Раскрась ... цветом бабочку, ... цветом жука» (цвет может выбираться либо педагогом, либо ребенком).

Данное  упражнение можно использовать для  расширения запаса представлений об окружающем, для формирования (закрепления) понятия «насекомые».

  • Как одним словом назвать бабочку и жука?
  • Каких   еще   насекомых  ты знаешь?

Упражнение 16.

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: «Помоги бабушке связать шапку, свитер, носки: выполни штриховку различными способами».

Упражнение 17.

Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.

Инструкция: «Помоги котенку размотать и смотать клубки: начиная от точек, обведи клубочки по пунктирам в направлениях, указанных стрелками».

Упражнение 18.

Цель: обучение рисованию прямых линий в заданном направлении.

Ход занятия:

На  доске расположены изображения нескольких объектов (дом, дерево, лес, дорога) и предлагаем детям нарисовать карту, пользуясь которой можно совершить прогулку от дома к лесу и обратно. При этом их внимание нужно обращать на то, что дорожки должны быть прямыми, чтобы до нужного места можно было дойти быстрее.

Упражнение 19.

Цель: обучение рисованию штриховки внутри квадратов.

Ход занятия:

Детям необходимо заполнить квадраты штриховкой по образцу. При заполнении квадратов  штриховкой по образцу учим детей держать в поле зрения уже проведенную выше линию. Стрелки на линиях указывать не следует. Останавливаем внимание на двух выполненных строчках и подводим детей к тому, что в этом задании соединены два предыдущих.

Это задание приучает детей быть внимательными  к выполненным работам, учит их сравнивать элементы между собой, находить их сходство и различие.

В данном случае им предлагаем соединить  два отдельных элемента. Важно  сделать акцент на том, что теперь необходимо постараться выполнить уже четыре движения, не отрывая ручки от тетрадного листа. В углах клетки движение можно приостановить и подумать, как продолжить его дальше (сравнить с образцом), но ручку постараться не отрывать от листа. По завершении образца ручку можно оторвать, передвинуть тетрадь и руку на листе для удобного продолжения работы.

Упражнение 20.

Цель: обучение рисованию штриховки кругов.

Ход занятия:

При штриховке кругов детей знакомим с понятиями большой, малый, средний, запоминают цвета. Можно порекомендовать оставшийся круг заштриховать   красным   карандашом;   предложить назвать цвета кругов в порядке возрастания или убывания. Необходимое условие — взглядом удерживаем предыдущую линию штриховки. Объясняем детям так: спрячьте глазки на ту линию, которая проведена последней, а на ту, которую будете проводить, старайтесь не подглядывать. Это позволяет детям расширить контролируемое поле зрения, дает возможность сохранять параллельность между линиями, что является важным условием для правильного формирования графического навыка письма.

Упражнение 21.

Цель: обучение рисованию квадратов по клетке под диктовку.

Ход занятия:

Учим  рисовать квадраты по клеткам под  диктовку. Важно, чтобы первоначально  был устно разобран представленный для образца квадрат. С каждым ребенком устно проговориваем последовательность написания: ставлю ручку на точку, опускаюсь на клетку вниз, ухожу на клетку вправо, поднимаюсь на клетку вверх и ухожу на клетку влево. Далее выполняем под диктовку обучающего 2—3 квадрата. Затем предлогаем детям выполнять рисование квадратов с комментированием. Важно научить детей сличать выполненный образец с предложенным. Обращаем внимание на то, что образец состоит из двух отдельных фигур. По завершении работы спрашиваем у детей, в чем сходство и различие на строках.

Упражнение 22.

Цель: Обучение штриховке внутри геометрических фигур.

Ход занятия:

Детям необходимо заштриховать все треугольники, а затем найти два с одинаковым направлением штриховки. Можно предложить разбить фигуры на две группы, например по размеру.

Детям необходимо заштриховать большие и  малые бусины. Прежде всего, необходимо провести штриховку в больших  бусинках и закрасить малые. Затем  последовательно, постоянно прижимаясь к краю, «нанизать» бусинки на ниточку. Это задание можно сделать и дома вместе с родителями.

Упражнение 23.

Цель: самостоятельное составление образца узора (бордюра), тренировочные упражнения.

Ход занятия:

Дети  тренируются в точном повторении образцов по точкам и без них. Затем  сами создают образец узора по словесному описанию. Обучающий диктует не спеша, по отдельным элементам.

Перед тем как предлагаем детям составить  образец самостоятельно, 2—3 образца разбираем вместе с ними на доске (на листке бумаги, если занятия индивидуальные). Объясняем детям, что завершение образца не может быть хаотичным. Он должен завершаться именно в той точке (например, левый нижний угол клетки), где и начинался (естественно, с некоторым отступлением вправо от первоначальной точки).

Необходимо  найти лишнюю фигуру и объяснить  свой выбор (это может быть или  первая, или предпоследняя). Можно  предложить детям в каждой из геометрических фигур провести штриховку. Направление линий выбирают сами, но в каждой из фигур они должны быть различными. При штриховке необходимо соблюдать параллельность линий (показать, как располагаются рельсы на железной дороге).

Упражнение 24.

Цель: обучение рисованию полуовалов (рыбьи чешуйки), рисование кругов в клетке, штриховка.

Ход занятия:

В крупной клетке на доске демонстрируем, как выполнять «рыбьи чешуйки». Точка показывает начало движения, стрелка — его направление. Делаем акцент: не доходя на 1/3 от высоты клетки до левого нижнего угла, необходимо начать закругление, отступив на 1/3 от левого угла вправо — коснуться нижнего края клетки и в средней третьей части — задержаться на ней. Не доходя 1/3 до правого нижнего края, так же начинаем выполнять закругление, коснувшись правого края клетки лишь на 1/3 выше правого нижнего угла. Последнее задание в этом номере немного сложнее. Следует две «чешуйки» с длинным правым краем постараться выполнить безотрывно, затем поставим ручку на правую сторону «чешуйки», отступив от угла клетки на 1/3 вниз.

Этот  же прием используем и при рисовании  кругов. В средней третьей части  каждой из сторон клетки карандаш (или ручка) оставляет след ровно на линии клетки. Начинать рисование следует, отступив от левого верхнего угла на 1/3 вправо. Так как это еще трудно объяснить детям, начало движения везде указано точкой. Но то, что мы проводим линию в середине каждой из сторон клетки, сказать надо. Напоминаем детям, что это как бы две «чешуйки», наложенные друг на друга. Следует не забывать про уголки, срезанные в четырех местах клетки.

 

Работа по формированию графических  умений может осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности, ручного труда и т.п.) и во внеурочное время.

4. Краткие рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития.

  • Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
  • Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка:

- Разминать пальцами глину, пластилин.

- Катать по очереди каждым  пальцем камешки, шарики, мелкие  бусинки и мячики.

- Выполнять пальчиковые игры  и упражнения.

- Рисовать ручкой, мелом, карандашом, гуашью, углем.

- Вырезать ножницами.

- Составлять из различных вырезанных  фигур композиции.

- Играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, скрепками,  палочками.

- Штриховать, раскрашивать и обводить  трафареты, шаблоны.

  • При подборе упражнений необходимо учитывать возрастные и психические особенности детей, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
  • При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
  • Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
  • Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
  • В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
  • Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.  
  • По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с лексической темой занятия.
  • На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
  • «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.  
  • Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.  
  • На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут (первый класс).  
  • Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически  1- 2 раза в день по 5 минут, как часть занятия.  
  • Следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.  
  • Создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

Информация о работе Графомоторные навыки детей. Пути и способы их формирования