Гувернерство как социально- педагогический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

В последнее время стала складываться тенденция к индивидуализации обучения. Но недаром говорят что новое - это хорошо забытое старое. На рубеже эпох мы обращаемся назад, возвращаем старые традиции.
Гувернёр - это наёмный домашний наставник, призванный образовывать детей высшего, привилегированного общества (дворян, духовенства, филантропически настроенных помещиков). Термин "гувернёр" французского происхождения. Впервые был употреблён в исторической литературе конца 17 века при обращении князя В.В. Голицына к боярам "о необходимости учить своих детей" и приглашать с этой целью польских гувернёров.

Содержание

Общие сведения. Определение Гувернерства
История гувернёрства в России
Педагогическая характеристика деятельности гувернёров
Материальное обеспечение гувернёров
Организация и основные направления содержания домашнего образования
4. Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Гувернерство.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Пензенский  Педагогический Институт

 имени В.Г. Белинского

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Гувернерство как социально- педагогический институт».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Булатова В.     

Студентка группы Б-21

    Проверила:  Калашникова С. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза 2012

Оглавление

 

  1. Общие сведения. Определение Гувернерства
  2. История гувернёрства в России
  3. Педагогическая характеристика деятельности гувернёров
    • Материальное обеспечение гувернёров
    • Организация и основные направления содержания домашнего образования

4. Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения

 

В последнее время  стала складываться тенденция к  индивидуализации обучения. Но недаром  говорят что новое - это хорошо забытое старое. На рубеже эпох мы обращаемся назад, возвращаем старые традиции.

Настоящий джентльмен воспитывается  дома, ибо "даже недостатки домашнего  воспитания несравненно полезнее приобретаемых  в школе знаний и умений", утверждал  в 1693 г. Джон Локк

 

Гувернёр - это наёмный  домашний наставник, призванный образовывать детей высшего, привилегированного общества (дворян, духовенства, филантропически  настроенных помещиков). Термин "гувернёр" французского происхождения. Впервые  был употреблён в исторической литературе конца 17 века при обращении князя В.В. Голицына к боярам "о необходимости учить своих детей" и приглашать с этой целью польских гувернёров. "Положением о домашних наставниках и учителях" 1834 г. названный термин был закреплён в законодательных документах как "домашний наставник".

 

Толковый словарь русского языка так же объясняет значение слова гувернантка: "воспитательница детей, приглашаемая в семью, чаще иностранка".

 

 

История гувернёрства в России

 

Гувернёрство в России получило распространение ещё до создания государственной системы образования. В истории его развития можно условно выделить ряд этапов:

 

  1. 11-17 вв., представленный "мастерами грамоты", их методикой обучения христианской вере, первоначальных знаний славянорусской и гражданской грамот, позже - латинского языка и элементов светской науки (грамматики, риторики, арифметики).
  2. 18 - начало 19 вв., - появление наряду с отечественными домашними наставниками иностранных. Если для первых было характерно нравственно-религиозное воспитание детей, то для гувернёров-эмигрантов - воспитание на иностранный манер.
  3. Начало 19 - середина 19 века, характеризуется присутствием в домашнем образовании из отечественных гувернёров:
    • а)  действительных студентов - (выпускников) и учащихся высших учебных заведений. Духовных Академий;
    • б) выпускников и выпускниц средних учебных заведений (пансионов).

 

Из иностранных гувернёров - французов (преимущественно в I четверти XIX в.), англичан, немцев, шведов (во II четверти XIX в.).

Каждый из этапов имел характерные черты и свои особенности, сыграл важную роль в становлении института гувернёрства в России. Специфика эволюции гувернёрства в России заключалась в его самобытном происхождении (исконно русское происхождение наставничества в лице "мастеров грамоты"), с одной стороны, и в государственном (определение правового статуса и упорядочение педагогической деятельности) - с другой.

 

До 30-х гг. 19 в. образование в частных домах являлось видом "частного учения". Оно "противостояло" обучению в правительственных школах, находящихся на содержании правительства, и в общественных школах, состоящих на "иждивении" общества. Главной характерной чертой "частного учения" считалось то, что оно "поддерживалось" и "покрывалось" средствами частных лиц. Гувернёр, обучающий в частном доме, занимался с одним или несколькими детьми, "принадлежащими к одному семейству" и воспитанных в одних, более или менее одинаковых условиях. Домашнее образование носило личностно-ориентированный характер и тем самым отличалось от обучения в правительственных и частных школах. В то же время в материально-правовом отношении профессия гувернёра оставалась практически не защищённой. Правительственные документы первой четверти 19 века указывали преимущественно на условия их деятельности.

 

Традиционное церковное воспитание в целом не предусматривало присутствия гувернеров, а уж тем более иностранных, в домашнем воспитании детей. Это и неудивительно, так как педагогическое сословие как таковое отсутствовало вообще. Священники в школе и приставленные к детям "дядьки" и "няньки" в семье ставили перед собой лишь "душеспасительную" задачу, отодвигая воспитание и образование на второй план.

 

Домашние воспитатели  того времени не имели какого-либо специального образования. Занятие  воспитанием детей для этих людей  не составляло их основную профессию, обычно они совмещали ее с какой-нибудь другой - духовной, земледельческой и т.д. Тем более они имели тесную связь с духовенством.

 

Таким образом, внешкольное  образование наших предков до Петра носило тот же характер, что и школьное, т. е. было отмечено церковностью. Основой всех дополнительных знаний служили библейско-апокрифические сказания, к ним, в конце концов, все сводилось. Но с течением времени ситуация меняется. С заступлением на престол Петра I государство начинает более серьезно заботиться об образовании.

 

Стоит отметить, что указом Петра 1725 года "поведено было учить  в академии геометрии и тригонометрии, всякаго звания людей, кто пожелает, во всякия потребы - в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство".

Однако с учреждением  академии запрещалось учиться дома, без разрешения блюстителя и учителей академии, языкам греческому, польскому  и латинскому и другим иностранным  языкам, повелевалось домовых учителей не держать и детей, кроме как в академии, не учить из опасения, как бы домашние учителя, особенно иностранные и иноверные, не внесли какой-либо противности вере нашей православной, чтобы не было разногласия. Виновные в нарушении этого приказа подвергались конфискации имущества.

 

Постепенно отношение  к домашним воспитателям меняется.

Широкое распространение  в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для  обучения несовершеннолетних детей.

 

Оценка роли домашнего воспитания и важности его вполне соответствует духу екатерининской эпохи: "Первым правилом воспитатель должен поставить себе то, чтобы заблаговременно исследовать способности воспитанника, смотрению его вверенного, и сообразно силам и дарованиям молодого человека размерять труды об нем и старания. Внутренняя наклонность всегда готова раскрыться в нас; надобно токмо удачно тронуть ее" - причем индивидуальность присуща не только лицам, но и народам. В нагрузке на ум и на память следует придерживаться разумной середины. Важнейшая тренировка памяти - изучение языков. Ум обогащается, прежде всего, историей. Но, кроме рассудка и памяти, есть еще и воображение, и развивать нужно и его: "История натуры для детей гораздо полезнее, нежели как обыкновенно думают. Молодые люди то скорее понимают, что ближе к чувствам и более действует на воображение".

 

Об иностранном же домашнем воспитании той эпохи можно  прочесть следующее: "иметь из чужестранцев и Россиян, знающих иностранные языки, надзирателей. Они, живучи с ними детьми в одних покоях и будучи всегда при них неотлучно, собственным примером, ежечасным напоминанием и благоразумными советами при всех случаях стараются вкоренить в них благонравное поведение, практически приобучают их к разговорам на иностранных языках, делают с ними каждый день повторения уроков, и руководствуют их в изучении всего того, что задается им от Учителей".

 

В то же время был выпущен  Указ, наказывающий гувернёрам и учителям-иностранцам  иметь аттестаты Академии наук или  Московского университета.

Не имеющим аттестатов грозила высылка из страны, а их хозяевам - штраф в 100 рублей - очень  немалые по тем временам деньги. От экзаменов освобождались лишь выпускники университетов и духовных академий, а также девушки, окончившие учебные заведения по ведомству Министерства народного просвещения.

 

 

 

Педагогическая  характеристика деятельности гувернёров

 

 

Материальное  обеспечение гувернёров

 

В те далекие годы гувернанток  готовили специально, причем с самого детства. Для женщин с пытливым умом и добрым сердцем, вынужденных зарабатывать, эта был, быть может, единственно возможный источник существования.

 

Однако стоит сказать, что источник единственный, но и  вполне "хлебный". Дворянство той  эпохи щедро оплачивало труды  гувернеров, но, как правило, привозных. Ш.Массон, сам воспитатель в семье Салтыковых, в своих записках сообщает о весьма внушительных гонорарах, полученных за воспитание знатных молодых людей: "Господин Брюкнер получил тридцать пять тысяч рублей за четырнадцать лет, посвящённых воспитанию молодых князей Куракиных, а Гранмон - двадцать пять за воспитание князей Долгоруких". Другой пример: исследователь творчества М.Ю.Лермонтова Висковатов отмечает, что англичанин Виндсон, бывший гувернером в семье Уваровых и потом поступивший к М.Ю.Лермонтову, имел жалованье в 3000 рублей годовых и отдельный флигель для себя и жены.

 

 

Литература и кинематограф донесли до нас образ типичной гувернантки того времени. Изящной  и образованной, доброй и беззащитной  бесприданницы, которую пытается соблазнить хозяин и обижает истеричная хозяйка.

У А.С.Пушкина: "Гувернантки были сноснее гувернеров: Они были женщины добрые, искренно любившие своих питомцев".

Часто гувернантки относились к своим воспитанникам теплее и лучше, чем их родители, в чём  проявлялась потребность одиноких женщин в любви и заботе о детях.

Рассказы о тяжкой судьбе гувернанток занимают большое  место в мемуарной и особенно художественной литературе. Вспомним хотя бы рассказ А.П.Чехова "Переполох" с описанием того, как гувернантку  напрасно заподозрили в краже брошки, что её безмерно оскорбило.

 

Чему же и как учили  гувернёры и гувернантки, наставники и наставницы порученных им питомцев? Из сочинений русских классиков хорошо известна та важная, если не определяющая роль, которую учителя-иностранцы, и прежде всего французы, играли в домашнем образовании дворянских детей в России 18 -19вв. Вместе с тем именно художественная литература сформировала в общественном сознании крайне одностороннее представление о данном феномене.

 

 

 

Хотя фигура француза-гувернера часто присутствует в произведениях русских писателей, обычно это второстепенный персонаж, лишенный ярко выраженной индивидуальности и обрисованный, нет, скорее обозначенный несколькими беглыми, стереотипными штрихами.

 

Детям старались дать домашнее воспитание, вследствие этого обеспеченные родители отыскивали не просто человека, располагавшего кое-какими знаниями, а опытного педагога. Первоначально среди домашних воспитателей доминировали французы и немцы. Прежде всего, они пытались изолировать своих питомцев от внешнего мира. Эта тенденция была типична для педагогов 18-19 веков. Она проявлялась как в превалировании закрытых учебных заведений, так и в попытках гувернёров основать безукоризненную атмосферу для воспитания в семьях, чтобы ничто не мешало осуществить некую педагогическую методу. Несмотря на несомненные пороки, идея частичной обособленности детей от общества представляется довольно разумной. Ведь ребёнок, оказываясь в мире взрослых, в мире малопонятных ему фактов и разговоров, либо берется подражать, норовя стать маленьким взрослым и тем самым теряя свою личность, либо доставляет себе ложное суждение о мире взрослых. Включать детей в мир взрослых следует исподволь и очень осмотрительно.

 

Основное, чему стремились выучить своих питомцев гувернёры, - это умение трудиться. Они стремились сделать так, чтобы их воспитанники "не покрыли паутиной лени свои от природы светлые головушки", чтобы из ребёнка не получился "больфан" вроде главного героя "Недоросля".

 

Гувернёры почти всегда много внимания уделяли физическому развитию своих питомцев. Но не столько для того, чтобы укрепить их здоровье, сколько приучить терпеливо, переносить трудности.

 

Конец 18 в. - период интенсивного развития естествознания.

В России изучением "естественной истории" активно занимались не только профессиональные ученые, но и многие представители высшей аристократии. Гувернеры принимали самое деятельное участие в этих изысканиях. Находясь в переписке с зарубежными учеными и поддерживая тесные связи с российскими естествоиспытателями, они выполняли функцию одного из каналов популяризации в русском обществе передовых достижений западноевропейской науки.

 

Здесь нельзя не упомянуть о прекрасном. Большая часть иностранных гувернеров были образованнейшие люди, нередко  знатного происхождения. Далеко ходить не надо - кто же развил у великого русского классика А.С.Пушкина любовь к искусству, а именно к рисованию?

Да ни кто иной, как его первый гувернер! Известно, что еще задолго  до поступления в Царскосельский лицей, где преподавалась живопись, к этому искусству интерес у ребенка пробудил французский эмигрант граф Монфор.

Он был очень образованным человеком, хорошим музыкантом и живописцем.

О нем великий поэт написал: "Не могу ставить на одну доску с этими чудаками гувернерами воспитателя детей, французского эмигранта, графа Монфора, человека образованного, гуманного - воспитывать и обучать французскому языку взялся сам граф Монфор. Этот француз любил рисовать, был музыкантом". И здесь же "мы с Монфором обошли всю Москву. Я знал ее вдоль и поперек: Кремль, набережная, каменный мост, памятник Минину и Пожарскому, Воспитательный дом, Петровский театр, Университет"

 

У Михаила Юрьевича Лермонтова также был гувернер. Его звали Жан Капе. Это был французский офицер, раненый во время отступления наполеоновской армии, попавший в плен и выхоженный добрыми людьми. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, няня - по-немецки, и маленький Лермонтов свободно разговаривал на этих языках с раннего детства. А через несколько лет Россия читала "На смерть поэта". Это было рождение еще одного великого классика.

 

Более дифференцированный подход к проблеме намечен в трудах В.О.Ключевского. Он полагал необходимым  проводить различие между французами-гувернерами первого "привоза", случившегося в царствование Елизаветы, и второго - при Екатерине II.

Информация о работе Гувернерство как социально- педагогический институт