Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:04, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению идеи гуманизма в коррекционном обучении, хотя, несомненно, основные аспекты гуманистического обучения и воспитания применимы и к обычным детям.
Актуальность работы, как отмечалось выше, состоит в изменении общего содержания понятия гуманизма, и в коррекционном обучении, в частности, наметившееся в нашей стране в последние годы.
Введение 2
Глава I. Цели и задачи коррекционно – развивающего обучения 3
Глава II. Общая характеристика идеи гуманизма в коррекционно-развивающем обучении 9
Глава III. Гуманистическая компонента в коррекционном обучении на современном этапе и перспективы ее развития 21
Заключение 31
Библиографический список 32
Гуманизм в коррекционном обучении
Содержание
Введение 2
Глава I. Цели и задачи коррекционно – развивающего обучения 3
Глава II. Общая характеристика идеи гуманизма
в коррекционно-развивающем обучении 9
Глава III. Гуманистическая компонента в коррекционном обучении
на современном
этапе и перспективы ее
Заключение 31
Библиографический список 32
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма,
естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм
(за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить
гуманистическое? Переживает ли сам человек деяния стоящих над ним или рядом
с ним как благо? Участвует ли в этом благодеянии сам, хочет ли его?
Проблема гуманизации воспитания у нас в стране наиболее остро встала в
годы перестройки и привлекла особое внимание ученых в начале 90-х годов. В
этот период появляется множество концепций воспитания - все
гуманистические. Возникла иллюзия, что можно чуть поправить систему
коммунистического воспитания, ничего кардинально не меняя. ("У нас
воспитание всегда было гуманистическим: учителя не били детей, это
запрещалось...").
Наиболее сложный и в то же время главный параметр педагогического
гуманизма (живет ли ребенок сегодня или готовится жить - обращение к
отдельному человеку, к его особенностям и проблемам) в гуманистических
концепциях воспитания звучал как бы между прочим: отдавалась дань критике
вульгарного коллективизма, но взамен ничего не предлагалось.
Трудность теоретиков
воспитания состояла в
и психологической концепции свободного человека. Фактически предлагались
новые средства воспитания для старой цели - формирования человека,
абсолютно социально детерминированного, то есть несвободного. Возникала
иллюзия, что методами социализации можно решить проблемы отдельного
ребенка, индивидуального человека. Это относится, в частности, к процессу
социализации детей с
В 1991 году в "Вестнике образования" была опубликована Концепция и
программа деятельности освобожденного классного руководителя (классного
воспитателя), ориентированного на индивидуальную работу с учащимися.
Необходимо было освоить два ключевых слова: "защита" и "проблема".
Практика стала
работать с индивидуальными
психологическая служба, коррекционная педагогика, специалисты для решения
социальных, медицинских проблем, помогающие таким образом детям успешно
продвигаться в образовании.
А в теории мы оставались с прежним определением воспитания и
пониманием его в том виде, как оно сложилось в доперестроечных учебниках:
"целенаправленный процесс
только от задач социума. В практике же воспитание получило объективную
дифференциацию. И она требовала теоретического обоснования, осмысления.
Данная работа посвящена рассмотрению идеи гуманизма в коррекционном
обучении, хотя, несомненно, основные аспекты гуманистического обучения и
воспитания применимы и к обычным детям.
Актуальность работы, как отмечалось выше, состоит в изменении общего
содержания понятия гуманизма, и в коррекционном обучении, в частности,
наметившееся в нашей стране в последние годы.
Следует отметить, что в специализированных работах доперестроечного
времени авторы как-то вскользь упоминали гуманистическую компоненту
обучения детей с различного рода отклонениями; с другой стороны,
сегодняшний день характеризуется практически полным отсутствием на книжном
рынке соответствующих работ. Лишь в периодической печати (в первую очередь,
журнале «Дефектология») имеются публикации по теме. Поэтому при написании
работы пришлось столкнуться с проблемой частичного отсутствия необходимой
информации.
Глава I. Цели и задачи коррекционно – развивающего обучения
Важнейшим направлением
теоретических и
области олигофренопедагогики является исследование особенностей,
возможностей и педагогических условий формирования у учащихся
вспомогательной школы высших психических
функций посредством
развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и
олигофреннопедагогики представляет собой результата развития взглядов на
слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в
разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.
В большинстве публикаций 60-70-х годов развитие умственно отсталых
учащихся не рассматривается как самостоятельный дидактический принцип, этот
вопрос обсуждается в них в связи с коррекционными задачами обучения. Во
многих учебно–методических работах, адресованных учителям вспомогательной
школы, в качестве специфической целевой установки обучения выделяется не
развитие ребёнка, а коррекция его недостатков. Но в одной из последних
фундаментальных работ по олигофренопедагогике («Воспитание и обучение детей
во вспомогательной школе», под редакцией В.В. Воронковой, Москва,1994)
воспитывающая и развивающая направленность обучения снова отнесена к числу
основных дидактических
Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе Л.В.
Занкова «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования,
рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в
развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то
результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для
развития школьников»
У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы
стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова и др.
В концепции
специального обучения и
умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М.
Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П.
Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.)
коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального
обучения и воспитания аномальных детей.
Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие)
психических и физических функций
аномального ребенка в
образования, подготовка к жизни и труду.
Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы во
вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными
компонентами системы образования и только после этого рассматривать
внутренние структуры
Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и
развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта,
а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса -
воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с
другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и
нецелесообразно.
Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию,
как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно,
поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии
аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно – педагогической работе,
то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение,
воспитание, развитие.
В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы во
вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и
направляемый процесс
обучения и воспитания.
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах
преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения
способов применения полученных знаний.
Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают,
что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция
развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе
специального обучения перестраиваются психические и физические функции,
формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.
Исходя из концепции специального образования, коррекционно –
педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так
как она определяет дефектологическую направленность учебно –
воспитательного процесса в специальной школе.
Вся система коррекционно – педагогической работы призвана
реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям
окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который
наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и
приносить пользу обществу.
Разработка адекватной системы коррекционного обучения и воспитания
глубоко умственно отсталых детей имеет большое теоретическое и практическое
значение. Это подчёркивал Л.С.Выготский. В написанном им предисловии к
книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка»,
вышедшей в 1932 году, он ставит кардинальные вопросы о смысле и целях
работы с этими детьми. Л.С.Выготский пишет: «Основной вопрос, который
встаёт перед нами, когда мы говорим о воспитании глубоко отсталого ребёнка,
заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать такие колоссальные
усилия на обучение и воспитание глубоко отсталого ребёнка и особенно
идиота, если результаты этих усилий оказываются по сравнению с
результатами, достигнутыми нормальным ребёнком, такими ничтожными?
Диспропорция между усилиями и результатами работы уже не раз внушало самые
пессимистические выводы многим исследователям, подходившим к этой проблеме
с практической стороны… Этот взгляд и теоретически и практически
неправильный, и центральное значение книги Е.К.Грачёвой мы видим, прежде
всего, в том, что она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в
течение почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималистскую
теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко
отсталым детям … Воспитание нужно отсталому ребёнку больше, чем
нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей,
с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой –
глубоко специфичные.
Общие цели и
задачи для обучения и
развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию
отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными
членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются
актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более
низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы,
уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного
поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно – воспитательной работы с глубоко умственно
отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация,
трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в
условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.
Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них
жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли
самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных
производственных цехах
трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих
основных задач с детьми вспомогательной школы:
1. Развитие всех психических
функций и познавательной
в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в
этой работе должно быть направлено на умственное развитие.