Гуманизм в коррекционном обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:04, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению идеи гуманизма в коррекционном обучении, хотя, несомненно, основные аспекты гуманистического обучения и воспитания применимы и к обычным детям.
Актуальность работы, как отмечалось выше, состоит в изменении общего содержания понятия гуманизма, и в коррекционном обучении, в частности, наметившееся в нашей стране в последние годы.

Содержание

Введение 2
Глава I. Цели и задачи коррекционно – развивающего обучения 3
Глава II. Общая характеристика идеи гуманизма в коррекционно-развивающем обучении 9
Глава III. Гуманистическая компонента в коррекционном обучении на современном этапе и перспективы ее развития 21
Заключение 31
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманизм в коррекционном обучении.docx

— 83.43 Кб (Скачать файл)

воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме,  когда,  сложа  руки,

педагог с надеждой ожидает,  когда  ребенок  поумнеет,  проявит  способности

соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию  его

сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда  педагог  глубоко  вникает

во внутренний мир ребенка –  и в зависимости от этого ищет  пути  воспитания,

обучения и развития.

    В-четвертых, учителю  должно быть присуще все лучшее, что людям нравится

в  человеке:  и  улыбка,  и  строгость,  и  сдержанность,  и  скромность,  и

чуткость, и искренность, и интеллигентность, и  общительность,  и  любовь  к

жизни.

    Стремится быть таким  учителю очень важно. Он –  посредник между ребенком

и духовными  ценностями  прошлых  и  современных  поколений.  Эти  ценности,

знания, морально-этические нормы  не  доходят  до  детей  в  стерилизованном

виде, а несут в себе  личностные  черты учителя,  его оценки.  Гуманный

педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им  свой  характер,

предстает перед ними,  как  образец  человечности.  Для  ребенка  знания  не

существуют без учителя, только через любовь к своему учителю  ребенок  входит

в мир знаний, осваивает моральные  ценности  общества.  Зачастую  для  детей,

обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.

    В  жизни  детей,   как   и   взрослых,   много   проблем   –   сложных,

трудноразрешимых, и они заставляют  детей  страдать,  переживать,  бороться,

развиваться. То, что нам может  показаться пустяком,  для  ребенка  вовсе  не

мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее  детство – это движение вперед,  это

непрекращающийся  процесс  взросления.  Задача   коррекционного   воспитания

заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении,  поддерживать  даже

малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет  учиться,

хочет стать взрослым. Однако это  не означает, что  ему  безразлично,  какими

способами,  в  каком  педагогическом  процессе  мы  будем  его  воспитывать,

развивать  и  обучать.  Педагогический  процесс  в  основном  направлен   на

выработку у детей  дисциплины  и  послушания,  точного  выполнения  указаний

взрослых.  В  этих  условиях  школьники,   слепо   подчиняясь   инструкциям,

находятся в постоянном состоянии  напряжения, боязни ошибиться,  недоверия  к

собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость  и  требовательность,

разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно,  чтобы  их

реализация происходила в доброй, гуманной  атмосфере,  чтобы  педагогический

процесс  был   наполнен   чуткостью   и   заботливостью,   отзывчивостью   и

доброжелательностью,  переживанием  успехов   и   утверждением   достоинства

каждого ребенка.

    Какие   же   принципиальные   требования   нужно    соблюдать,    чтобы

педагогический процесс приобрел  личностно-гуманную  направленность?  Прежде

всего, следует учитывать психологические  особенности  детей,  обучающихся  в

режиме коррекции.

    Так, шестилетки еще  не обладают  достаточным  социально-нравственным  и

познавательным опытом, необходимым  для воспитания в ребенке  чувства  долга,

ответственности, для осознания  и понятия необходимости. У ребенка  шести  лет

непрерывно возникают самые  разные  потребности,  которые  постоянно  сменяют

друг друга. Особенность их в  том, что они переживают  как  неотложное,  т.е.

актуальное  хотенье.  Оно  заставляет  малыша  действовать  немедленно,   не

подумав предварительно о том, что  за  этим  может  последовать.  В  середине

занятия ребенок может достать  из-под парты  принесенное  из  дома  яблоко  и

начать его есть, встать и выйти  из  класса  и  т.п.  Актуальные  потребности

теснейшим  образом  переплетаются  с  импульсивной   активностью,   т.е.   с

переходом к действию с первого  же побуждения, без промедления.  Педагог  еще

не договорил вопроса, а ребенок  уже  порывается  отвечать,  задание  еще  не

разъяснено, а  он  уже  приступает  к  выполнению.  Импульсивная  активность

бесконтрольна, ей не  предшествует  хотя  бы  мимолетное  обдумывание.  Дети

этого  возраста  не  могут  быть  сдержанными  и  уступчивыми,  разумными  и

волевыми.

    Шестилетний ребенок  (и, разумеется, не только шестилетний)  стремится  к

игровой  деятельности,  игра  для  него   является   смыслом   жизни.   Игра

превращается в вид деятельности. Управляющий развитием.  В  ней  формируются

личностные качества ребенка, его  отношение к действительности, к  людям.

    Из всех упомянутых  выше психологических особенностей, ведущих  с  точки

зрения  развития  личности  ребенка,  с  неоспоримостью  следует   вывод   о

необходимости соблюдать следующие  педагогические требования:

    Первое. В педагогическом  процессе ребенка постоянно должно  сопровождать

чувство свободного выбора. Это вовсе не означает  свободы  действий  (пусть,

делает,  что  хочет,  пусть  учится,  когда  ему  захочется).  Положение   о

предоставлении  ребенку свободного   выбора   в   педагогическом   процессе

означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так  же

свободно из нее выходит, без  принуждения со стороны взрослого.  Игра  –  это

метод познания действительности.  Роль  учителя  заключается  в  том,  чтобы

направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход  в

том и заключается, чтобы необходимое  для усвоения  в определенный  период

педагогического процесса сделать  личностно  значимым,  т.е.  чтобы  ребенок

педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал  как  свободно

выбранную, принимал ее на основе хотения». Учиться  с  увлечением  и  охотой

ребенок будет в том случае,  если  педагог  вовлекает  его  в  разнообразную

деятельность, в которой он сам  добывает  знания,  проводя  опыты,  свободно

высказывая  свои  мысли  или  впечатления.  Педагогический  процесс   должен

постоянно  поощрять   сознательную   самостоятельную   учебно-познавательную

деятельность, побуждать детей  к сотворчеству, сотрудничеству с  учителем.

    Второе.   Педагогический   процесс   коррекционного   обучения   должен

характеризоваться  ярко  выраженной  развивающей   тенденцией.   Необходимое

условие и источник развития –  трудности.  Если  эти  трудности  выходят  за

пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел  их,  то  они

могут породить  лень,  недисциплинированность,  грубость.  В  педагогическом

процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании  и

обретении жизненного опыта, навыков  нравственного поведения приобретают  для

ребенка совершенно иной психологический  смысл: посильная  трудность  создает

условие для переживания  чувства  удовлетворения,  дарит  радость  познания,

веры в свои силы.

    Третье. Педагогический  процесс  должен  предоставить  ребенку  радость

жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов  детей.  Нужно  выбрать

время,  чтобы  поговорить  о  вчерашней  детской  телепередаче;   подбодрить

ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о  том,  каким  они  хотят

сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в

том, чтобы создать непринужденную  обстановку,  дать  ребятам  положительный

эмоциональный заряд, освободить от  отрицательных  эмоций,  с  которыми  они

могли прийти в школу. Радость жизни  ребенок  ощутит  только  в  том  случае,

если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

    Ребенок – целостная  личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический

процесс увлекал его  полностью,  со  всеми  его  жизненными  стремлениями  и

потребностями.  В  этом   процессе   ребенок   должен   испытывать   чувство

постоянного обогащения жизни, удовлетворения  своих  растущих  и все более

разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет  смыслом

жизни  для  ребенка,  если  оно  управляется  с  его  же  позиции,  реализуя

внутреннюю  готовность  к  развитию,   самостоятельности,   самоутверждению,

нравственному становлению.

    Самое главное для  учителя коррекционного обучения  –  проявлять  мудрое

терпение. Принцип терпения не означает благодушия или  неразумного  упорства

в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять  к

ним исключительную чуткость, постоянную заботу,  оказывать  незамедлительную

помощь, сопереживать в неудачах, вселять  уверенность в успехе.

    Многолетний опыт лучших  отечественных педагогов коррекционного  обучения

убеждает в том, что влияние  одного человека на другого при раскрытии  лучших

человеческих черт – самая благоприятная  обстановка для воспитания  личности.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при  условии,

когда можно  вкладывать  частицу  своих  духовных  сил  в  другую  личность,

стремится сделать ее лучше. Воспитатель  сам должен  быть  высоконравственной

личностью, чтобы достичь успехов  в воспитании детей. Воспитание, тем  самым,

представляет собой единство духовной жизни воспитателя  и  воспитанников.  В

первую  очередь  необходимо  добиваться  дружной  творческой   атмосферы   в

педагогическом   коллективе.   Гуманистическая   направленность   педагогики

подразумевает  неприменение  спасительной  силы  наказаний  -  своеобразного

«педагогического экстремизма»:  воспитание  можно  организовать  так,  чтобы

надобности в наказании вообще не  было.  Это  действительно  возможно,  если

между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство,  если

они   на   какой-то   ступени   развития   обоюдных   отношений   становятся

единомышленниками в утверждении  высоких нравственных ценностей.

    Педагог   коррекционно-развивающего   обучения,   воспитатель   призван

чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его  душу,

угадывать его сложный духовный  мир,  но  при  этом  –  беречь,  щадить  его

неприкосновенность,  уязвимость,  ранимость   его.   Недопустимо   нанесение

нечаянных ран и  обид,  тревог  и  беспокойства;  не  представляет  сомнение

уважении личности воспитанника. Но эту свою  способность наставник должен

передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может

снискать уважение и к себе. Нет  большего зла в человеческих отношениях,  чем

повышенное внимание  к  своей  персоне  и  равнодушие  (или  –  еще  хуже  –

высокомерие) к окружающим. Важно, чтобы дети научились чувствовать  душевное

состояние товарища,  распознавать  чужое  горе,  переживать  его,  как  свое

личное. Детство, школьные годы должны быть  годами  воспитания  сердечности.

Она не наследуется генетически, она  приобретается вместе с  другими  чертами

характера, формируется процессом  воспитания.  Детство  –  важнейший  период

человеческой жизни. И от того, как  прошло детство, кто вел ребенка  за  руку

в детские годы, что вошло в  его разум и сердце из  окружающего  мира,  –  от

этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний  малыш.

 

    Нужно верить, что каждый  человек может достичь  высокого  мастерства  в

той или иной области труда и  стремиться  пробудить  в  своих  воспитанниках

творческое  начало.  Нет  детей  одаренных  и  неодаренных,  талантливых   и

обычных. Распознать, выявить,  раскрыть,  взлелеять,  выпестовать  в  каждом

ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять  личность  на

высокий уровень расцвета человеческого  достоинства.

    Воспитание  интереса,   потребности   в   самостоятельной   осмысленной

деятельности  закладывает   в   характер   стимул   самосознания   личности.

Равнодушие, инертность школьника  – его собственный враг номер  один.  Ведущие

отечественные  педагоги  призывают  докапываться  до   самых   корней   этой

опасности и решительно ее устранять. Один  из  таких  корней  –  навязывание

готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил.  В  подобном

случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только  живым делом и

примером.

    Огромную роль в процессе формирования характера и высоких  нравственных

качеств ребенка,  обучающегося  в  режиме  коррекции,  отводится  общению  с

природой. Все то, что приходит в  ум и сердце ребенка из книги, из  учебника,

из урока, приходит лишь  потому,  что  рядом  с  книгой  окружающий  мир,  в

котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того  момента,  когда

он сам может открыть и  прочитать  книгу.  Человек  был  и  всегда  останется

сыном природы, и то, что роднит его с природой,  должно  использоваться  для

его приобщения к богатствам духовной культуры.

    Такое человеческое  качество,  как  тонкость,  эмоциональность   натуры,

выражается в том, что окружающий мир обостряет способность  к  переживаниям.

Человек с тонкой, эмоциональной  натурой не  может  забыть  горе,  страдания,

несчастья  другого  человека;  совесть  заставляет  его  прийти  на  помощь.

Информация о работе Гуманизм в коррекционном обучении