Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:55, реферат
Теоретическая концепция и практические рекомендации С. Френе во многом сохраняют свое актуальное значение и по сей день. Внимание к особенностям ребенка, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению недостатков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы – все это органически вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в XXI века.
Введение…………………………………………………………………………..3
Гуманистическая педагогика – что это? ....................................................4
Становление Селестена Френе как великого педагога-новатора и педагога-гуманиста…...………………………8
2.1 Жизненный путь С.Френе…………………………………………......8
2.2 Сущность и основное содержание гуманистической педагогики Селестена Френе……………………………………..11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Кафедра психологии личности и специальной педагогики
Реферат
по дисциплине «Педагогика»
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА С.ФРЕНЕ
Выполнила:
студентка 2 курса
КП-112
Беляева Анна
Проверил:
Профессор,
д.п.н. Завражин С.А.
Владимир 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………..23
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая
концепция и практические рекомендации
С. Френе во многом сохраняют свое
актуальное значение и по сей день.
Внимание к особенностям ребенка, разнообразные
эксперименты по активизации учебного
процесса и преодолению недостатков
книжно-вербального обучения, интенсивные
поиски новых форм и методов воспитательной
деятельности школы – все это органически
вписывается в поиски решений задач, стоящих
перед образованием и воспитанием подрастающих
поколений в XXI века.
Изменение приоритетов государственной
политики в области образования в пользу
личности ребенка и творческого характера
ее развития, пересмотр целей образования
и современный курс на гуманизацию образования
позволяет говорить о том, что изучение
педагогического наследия педагогов-гуманистов,
в том числе и С. Френе, становится все
более востребованным.
Анализ научных работ свидетельствует
об отсутствии специальных исследований,
где было бы систематизирована и представлена
в целостном виде гуманистическая направленность
педагогики С. Френе. Значительную трудность
представляет небольшое количество переведенных
на русский язык трудов, посвященных педагогике
С. Френе и непосредственно самих произведений
педагога-гуманиста.
Описание
и толкование отдельных сторон педагогической
системы С. Френе содержатся в работах
В. Бахичевой, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского,
А.А. Загорского, В.В. Краевского, З.А. Мальковой,
Г.К. Селевко, Ш.А. Амонашвили и др. В процессе
исследования чрезвычайно ценным источником
оказалась информация из отечественной
периодической печати, статьи М. Белиловской,
Я. Быстрицкой, В. Степиховой.
В современном
смысле педагогика – это наука
о воспитании и обучении человека.
Она представляет собой сумму
знаний, принципов и конкретных методик по взаимодействию
воспитателя с воспитанником с целью формирования
у воспитуемого качеств потенциально
или реального зрелого человека и гражданина
общества. Как область знания она выработала
в ходе своего исторического развития
огромное множество педагогических систем.
Все они, так или иначе, содержали идею
формирования внутреннего мира человека,
прививки ему адекватного эпохе стиля
мышления, передачи ему определенной суммы
знаний, обучения его навыкам ориентации
и приемам самосовершенствования.
Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный)
- признание ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и проявление
своих способностей, утверждение блага
человека как критерия оценки общественных
отношений [18].
Гуманизация образования
– это развитие образовательных систем
с учетом признания одной из приоритетных
ценностей личность педагога и личность
учащихся, гармонизация их интересов,
взаимоотношений и условий для их развития
и саморазвития.
Гуманизация воспитания
ориентирует нас на то, чтобы мы дали учащемуся
право быть тем, что он есть, право на высказывание
своих мыслей, право на самостоятельную
организацию своей жизни и даже право
на ошибку»[ 3. С. 360]. К сожалению, традиционная
система образования ориентирует учащихся
на овладение определенными знаниями,
умениями и навыками, а качество их усвоения
определяется тем, что ученик запомнил,
как рассказал, но при этом учителей редко
интересуют интересы и потребности детей.
Но на эту тему
также размышляла и Е.В. Бондаревская в
своей статье «Гуманистическая парадигма
личностно ориентированного образования».
Она представляет традиционную школу
в виде социократической модели обучения
[4. C. 12], суть которой состоит в использовании
образования для целенаправленного формирования
личности, нужной государству, отвечающей
его социальному заказу. Но это не значит,
что в этой модели абсолютно игнорируются
запросы и потребности обучающихся, но
они поощряются и удовлетворяются лишь
в том случае, если соответствуют интересам
государства.
Таким образом,
огромным недостатком традиционной системы
образования является отсутствие или
недостаточной учет особенностей и интересов
детей.
Гуманизация образования
требует создания в условиях школы, вуза,
в условиях всех образовательных систем
комфортной среды и гармонии во взаимоотношениях
между всеми участниками педагогического
процесса. Другими словами, гуманизация
в плане воспитания требует развития педагогических
идей сотрудничества и сотворчества, создание
условий доверительности и взаимной требовательности,
что подразумевает использование разнообразных
творческих работ, диспутов, насыщение
каждого занятия большим эмоциональным
содержанием, непосредственное общение
с учащимися.
Гуманизацию учебно-воспитательного
процесса, таким образом, следует понимать
как отказ от авторитарной педагогики
с ее давлением на личность, отрицающим
возможность установления нормальных
человеческих отношений между педагогом
и учеником, как переход к личностно ориентированной
педагогике, придающей абсолютное значение
личной свободе и деятельности обучаемых.
Гуманистическая
педагогика – система научных теорий,
утверждающая воспитанника в роли активного,
сознательного, равноправного участника
учебно-воспитательного процесса, развивающегося
по своим возможностям. С позиций гуманизма,
конечная цель воспитания состоит в том,
чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным
субъектом деятельности, познания и общения,
свободной, самодеятельной личностью.
Гуманистическая
педагогика в отличие от гуманистической
психологии на данный момент времени все
еще находится на стадии своего становления
и пока что не выделилась в самостоятельную
школу. Вместе с тем следует подчеркнуть,
что в основе практически любой общей
педагогической теории и практики заложены
принципы гуманизма. Весь ее мировой опыт
свидетельствует об этом. Имена великих
педагогов: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо,
И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского,
Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинского и многих других, –
это и имена великих гуманистов, уделявших
вопросам становления и воспитания достойного
человека первостепенное значение.
Гуманистическая
педагогика исходит из идеи гуманности
человека, заложенной в его природе и способной
к проявлению, самоактуализации. Она видит
свою цель в раскрытии гуманных творческих
возможностей каждого человека. Ее идеал
– здоровая творческая личность. Гуманистическая
педагогика исходит из убеждения в том,
что способность человека к самосовершенствованию,
его стремление к достойной жизни, истине,
добру, справедливости и красоте являются
одновременно величайшей потребностью
человеческого существования.
Одна
из главных особенностей гуманистической
педагогики заключается в том, что воспитатель
оптимистически мыслит о детях, относится
к ним как к самостоятельным субъектам,
способным учиться не по принуждению,
а добровольно, по собственному желанию
и свободному выбору. Иными словами, педагог
исходит из того, что у каждого ребенка
в его поступках есть личностный смысл,
есть и личностная значимость учения,
на которую и надо опираться в педагогическом
процессе. А если такого личностного смысла
нет, то надо помочь ребенку его обрести
[4. C. 13].
К достоинствам
гуманистической педагогики относится,
прежде всего, внимание к внутреннему
миру ребенка, ориентация на развитие
личности школьника посредством учения
и общения; во-вторых, поиск новых методов,
форм и средств обучения и взаимодействия
с ребенком. Однако нельзя строить воспитание
и обучение исключительно на интересах
и самодеятельности детей и на культивировании
уникальности личности, поскольку это
ведет не только к снижению уровня знаний
учащихся и роли взрослых в воспитании,
но и представляет моральную и социальную
опасность.
На основе изученных
работ Ш. Амонашвили [1. C. 381], статей В.Я.
Пилиповского [11. С. 101], Е.В. Бондаревской
[4. C. 11-16] были выделены основное положения
и принципы гуманистической педагогики:
- поощрение инициативы учащихся, междисциплинарный подход;
- акцент на
теплые открытые отношения
- структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;
- ограничение роли педагога ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового прийти на помощь;
- отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- создание позитивной обстановки, атмосферы теплоты;
- установление конструктивных межличностных отношений в классе, а также взаимное уважение и доверие между учителем и учащимися;
- учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если только учащийся сам не просит об этом;
- признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);
- доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;
- человеческое отношение к воспитаннику; уважение его прав и свобод;
- предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
- уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- уважение права ребенка быть самим собой;
- ненасильственное формирование требуемых качеств;
- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- совместное
обсуждение педагогом и
Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – Мария Монтессори, Рудольф Штайнер, Селестен Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.
Педагогика
Марии Монтессори, например, построена
на идеях свободного природосообразного
воспитания. Исходное условие – активность
самого ребенка. Доминирующими методами
воспитания должны быть его практические
действия с дидактическими материалами
различного назначения. Решающее значение
имеют индивидуализация обучения и воспитания,
личностный поход.
С именем Рудольфа
Штайнера [5. C. 18] связана так называемая
вальдорфская педагогика, требующая воспитания
ребенка с учетом особенностей именно
его развития. Поэтому важнее всего знать
индивидуальность ребенка — его мышление,
характер, волю, память и т. д. На этой основе
проектируются методы и формы индивидуального
воспитания. Соединяются в неразрывное
целое физическая деятельность ребенка,
его эмоции и мышление – голова, сердце
и руки.
Большой популярностью
на Западе пользуется педагогическая
концепция Селестена Френе. Ее главные
признаки: обязательный учет возрастной
психологии, разнообразия способностей
и наклонностей детей; целенаправленное
стимулирование их интеллектуальной и
эмоциональной активности; общественно
полезный труд на всех этапах обучения;
эффективная система школьного самоуправления;
воспитание в духе высоких моральных и
гражданских идеалов. Но подробнее об
этом пойдет речь в следующей главе данного
исследования.
Итак, гуманистическая
педагогика выступает за приспособление
школы к ученику, обеспечение атмосферы
комфорта и «психологической безопасности».
Личностно-ориентированная педагогика
выводит на первый план самого человека,
его ценности, его личную свободу, его
умение прогнозировать и контролировать
себя.
Селестен Френе родился 15 октября
1896 года в маленьком городке Гарсе в крестьянской
семье. Родители решили отправить его
в неполную среднюю школу близлежащего
городка Грае. В 1913 году, завершив обязательное
обучение, Селестен Френе поступает в
нормальную школу в Ницце. Французские
педагогические школы готовили учителей
системы начального образования и давали
детям малоимущих родителей одну из немногих
возможностей получить интеллигентную
профессию [13. C. 5].
Французские нормальные
школы – педагогические училища, готовившие
учителей системы начального образования.
Это были государственные учебные заведения
интернатного типа, где учащиеся находились
на полном обеспечении. Для детей малоимущих
родителей обучение в нормальной школе
было одной из очень немногих реальных
возможностей получить «интеллигентную»
профессию [6. C. 85].
Во время первой
мировой войны С. Френе был призван в армию,
и в 1915 году под Верденом он был тяжело
ранен в легкое, четыре года провел в госпиталях.
Во время лечения в госпитале он занимался
самообразованием, изучал произведения
классиков педагогического наследия:
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтеня,
а также педагогов-современников Г. Спенсера,
В. Джеймса, В. Вундта, О. Декроли, которые
помогли определить основные направления
в будущей работе учителя.
И только в 1920 году
началась педагогическая деятельность
Селестена Френе в малокомплектной школе
маленького городка в Приморских Альпах.
К середине 20-х
годов XX века эксперименты С. Френе получили
известность. В 1927 году сложилось целое
объединение учителей начальных школ,
разделявших его взгляды. Это был «Кооператив
сторонников светской школы», впоследствии
преобразованный в «Институт современной
школы» и ставший важным центром производства
и распространения учебных материалов.
С. Френе принадлежит идея создания «Международной
федерации сторонников Новой школы», лидером
которой он был много лет. Он основал несколько
педагогических журналов и был их бессменным
руководителем [6. C. 85].
В 1934 – 35 годах
С. Френе удалось построить собственную
школу в Вансе. Это было одноэтажное здание
павильонного типа с бассейном в центре
двора; просторные классные комнаты, светлые
с преобладанием белого и зеленого цветов.
Школа работала как интернат, и учились
в ней в основном дети из малообеспеченных
семей [7].
В 1925 году в составе
делегации французских народных учителей
посетил Советский Союз, где встречался
с Н.К. Крупской. В брошюре «Месяц с русскими
детьми» С. Френе высоко оценил усилия,
направленные на развитие просвещения.
В начале 30-х годов во Франции был создан
«Фронт защиты ребенка». В него входили
известные педагоги и психологи, включая
П. Ланжевена и А. Валлона. Будучи одним
из инициаторов создания «Фронта», С. Френе
стал его секретарем, то есть взял на себя
все организационные функции по координации
этого движения, имевшего антифашистскую
и демократическую направленность
[6. C. 86].
Консервативные чиновники
школьного ведомства и реакционная французская
пресса организовали ожесточенную травлю
С. Френе, клеветнически утверждая, что
в руководимой им школе детей воспитывают
в духе безнравственности и неуважения
к национальным традициям. В защиту С.
Френе выступили демократические организации
и виднейшие представители левой интеллигенции
А. Барбюс и Р.Роллан.
С. Френе умер в
1966 году в Вансе. После его смерти движение
продолжало свою деятельность, а Элиз
Френе, его верная жена, бережно хранила
традиции школы С. Френе.
Информация о работе Гуманистическая педагогика Селестена Френе