Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:43, контрольная работа
Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь гуманитарной и технической культур в профессионально - педагогическом образовании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать научно - исследовательскую литературу по данной проблеме;
- раскрыть сущность гуманитарной и технической видов культур;
- рассмотреть их в контексте профессионально - педагогического образования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Гуманитарная культура: краткая характеристика……………………………..
5
1.2 Становление и особенности технической культуры…………………………..
7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТУРНОЙ КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Гуманитарная культура в профессионально-педагогическом образовании…
10
2.2 Техническая культура в профессионально-педагогическом образовании…...
12
2.3 Взаимосвязь гуманитарной и технической типов культур в профессионально-педагогическом образовании…………………………………...
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….
17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
«Российский государственный профессионально-педагогический высшего профессионального образования университет» филиал в г. Первоуральске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Введение в профессионально-педагогическую специальность
на тему: «Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании»
Выполнил: студент № группы
(Ф. И. О.)
Проверил: преподаватель
(Ф. И. О.)
Первоуральск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ |
|
1.1 Гуманитарная
культура: краткая характеристика…………………… |
5 |
1.2 Становление и
особенности технической |
7 |
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТУРНОЙ КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ |
|
2.1 Гуманитарная
культура в профессионально- |
10 |
2.2 Техническая культура
в профессионально- |
12 |
2.3 Взаимосвязь гуманитарной
и технической типов культур
в профессионально- |
14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
16 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………. |
17 |
ВВЕДЕНИЕ
Основы и взаимосвязи людей в обществе представляют многие стороны жизни и виды деятельности: экономические, финансовые, политические, социальные, научные, культурные, территориальные, исторические, духовные, конфессиональные и др. Они имеют взаимосвязанный и взаимопереходящий характер. Одной из таких основ, объединяющих людей в обществе, является культура как исторический и социальный феномен.
Культура - многоплановое, системное явление и понятие. В общем виде, культура – это совокупность духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению по каналам социальной информации и способствующих сохранению общества [6].
В современной исследовательской литературе выделяют несколько видов культур. Одной из наиболее емких по своему содержанию является гуманитарная культура.
Гуманитарная культура - это широкое понятие, охватывающее смыслы, ориентации, способы, действия и их результаты. Это побудительный мотив, реализуемый в деятельности, нацеленный на достижение и приближение к успехам, результатам. Последние представляют ценности из разных сфер и областей жизни, значимые и культивируемые людьми.
Однако на сегодняшний день в обществе наблюдается стремительное развитие технической культуры. На человека и общество в современной жизни большое воздействие оказывают фундаментальная наука, техника и информационные технологии. Их значение трудно переоценить, однако имеются и негативные последствия. Во втором аспекте ощутимы проявление технократизма, распространение элементов технократического типа культуры. Эту тенденцию дополняет и осуществляет переход к рыночной экономике. Она выражается в утилитарном практицизме, погоне за доходом, обесцениваются духовные, гуманные и гуманитарные традиции и приоритеты [7].
На фоне таких тенденций и проявлений особую актуальность приобретает необходимость дополнительного исследования как гуманитарной, так и технической видов культуры. Эта проблема в последние годы в большей степени рассматривается в культурологии, однако в педагогике, тем более в аспекте профессионально - педагогического образования, она не находит достаточного отражения. Решению этой проблемы и посвящена данная работа.
Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь гуманитарной и технической культур в профессионально - педагогическом образовании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать научно - исследовательскую литературу по данной проблеме;
- раскрыть сущность
гуманитарной и технической
- рассмотреть их в контексте профессионально - педагогического образования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе отражены основные аспекты гуманитарной и технической культур, дана их краткая характеристика. Во второй главе рассматривается взаимосвязь гуманитарной и технической видов культур в профессионально - педагогическом образовании.
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Гуманитарная культура: краткая характеристика
Общеизвестно, что гуманитарная культура представляет собой сложное, многомерное явление. Нет единого мнения по поводу её структуры и содержательного наполнения её структурных компонентов. Исследователи выделяют те или иные компоненты в зависимости от подходов к анализу гуманитарной культуры.
Исходя из сформулированных в отечественной психологии, положений по теории личности о том, что:
1. человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);
2. человек проявляется
в системе отношений к
Выводя структуру личности из видового строения человеческой деятельности, М.С.Каган характеризует ее следующими компонентами:
Таким образом, исходя из понимания гуманитарной культуры личности как культуры знания, культуры отношения, культуры общения, культуры деятельности, и из структуры личности (М.С. Каган), в структуре гуманитарной культуры личности можно выделить следующие компоненты:
Рисунок 1 - Структура и содержание гуманитарной культуры личности
Компоненты гуманитарной культуры личности не могут быть сведены к простой сумме их составляющих. Осмысление понятия гуманитарной культуры личности позволяет сделать вывод о том, что духовное, ценностное становление личности является основополагающим для функционирования всех компонентов гуманитарной культуры, так как гуманистические ценностные отношения пронизывают все её компоненты, образуя «ценностное сечение» гуманитарной культуры личности[2].
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ведущим фактором развития гуманитарной культуры личности являются усвоенные личностью гуманистические общечеловеческие интерсоциальные ценности, которые должны стать основой поведения личности в современном поликультурном социуме.
1.2 Особенности технической культуры
В основе технической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н. Стефановым, что «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать».
Техническая культура предполагает не столько само обладание информацией, сколько рационализацию ее потока, носителей и возможность эффективно и оперативно транслировать ее в процессе управления. Она во многом зависит от умения применить всесторонний, системный подход. Поэтому одно из первейших требований к технической культуре — это получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации.
Технологизация культуры как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, постепенно либо строится как искусственное образование, главная функция которого — соединение науки и практики. Техническая культура невозможна без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей[2].
В технической культуре важен учет социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а порой и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление таких ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или по крайней мере нейтрализацию.
Техническая культура проявляет себя и в процессе совершенствования исследовательской работы, в сфере интеллектуальной деятельности, в образовании, воспитании, художественном творчестве, строится по их законам. Но техническая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, — в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна политической и социальной технологий прежде всего определяется их наукоемкостью.
Техническая культура призвана отвечать и за то, что же реализуется в процессе ее применения. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям[1].
Все это позволяет сделать вывод, что техническая культура — это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем и смыслом человеческого существования.
Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость: как получить конечный политический и социальный результат, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющийся потенциал (общества, социальной организации, личности и др.).
XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования технической культуры открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в политическую и экономическую жизнь общества, в управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач [4].
Информация о работе Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании