Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь гуманитарной и технической культур в профессионально - педагогическом образовании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать научно - исследовательскую литературу по данной проблеме;
- раскрыть сущность гуманитарной и технической видов культур;
- рассмотреть их в контексте профессионально - педагогического образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

1.1 Гуманитарная культура: краткая характеристика……………………………..
5
1.2 Становление и особенности технической культуры…………………………..
7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТУРНОЙ КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Гуманитарная культура в профессионально-педагогическом образовании…
10
2.2 Техническая культура в профессионально-педагогическом образовании…...
12
2.3 Взаимосвязь гуманитарной и технической типов культур в профессионально-педагогическом образовании…………………………………...

14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….
17

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в профессионально-педагогическую специальность.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Российский государственный профессионально-педагогический высшего профессионального образования университет» филиал в г. Первоуральске

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Введение в профессионально-педагогическую специальность

на тему: «Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании»

 

 

 

Выполнил: студент № группы

(Ф. И. О.)

Проверил: преподаватель

(Ф. И. О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоуральск

2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ  АСПЕКТЫ

 

1.1 Гуманитарная  культура: краткая характеристика……………………………..

5

1.2 Становление и  особенности технической культуры…………………………..

7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТУРНОЙ КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

2.1 Гуманитарная  культура в профессионально-педагогическом  образовании…

10

2.2 Техническая культура  в профессионально-педагогическом  образовании…...

12

2.3 Взаимосвязь гуманитарной  и технической типов культур  в профессионально-педагогическом  образовании…………………………………...

 

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….

16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основы и взаимосвязи людей в обществе представляют многие стороны жизни и виды деятельности: экономические, финансовые, политические, социальные, научные, культурные, территориальные, исторические, духовные, конфессиональные и др. Они имеют взаимосвязанный и взаимопереходящий характер. Одной из таких основ, объединяющих людей в обществе, является культура как исторический и социальный феномен.

Культура - многоплановое, системное явление и понятие.  В общем виде, культура – это совокупность духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению по каналам социальной информации и способствующих сохранению общества [6].

В современной исследовательской литературе выделяют несколько видов культур. Одной из наиболее емких по своему содержанию является гуманитарная культура.

Гуманитарная культура - это широкое понятие, охватывающее смыслы, ориентации, способы, действия и их результаты. Это побудительный мотив, реализуемый в деятельности, нацеленный на достижение и приближение к успехам, результатам. Последние представляют ценности из разных сфер и областей жизни, значимые и культивируемые людьми.

Однако на сегодняшний день в обществе наблюдается стремительное развитие технической культуры. На человека и общество в современной жизни большое воздействие оказывают фундаментальная наука, техника и информационные технологии. Их значение трудно переоценить, однако имеются и негативные последствия. Во втором аспекте ощутимы проявление технократизма, распространение элементов технократического типа культуры. Эту тенденцию дополняет и осуществляет переход к рыночной экономике. Она выражается в утилитарном практицизме, погоне за доходом, обесцениваются духовные, гуманные и гуманитарные традиции и приоритеты [7].

На фоне таких тенденций и проявлений особую актуальность приобретает необходимость дополнительного исследования как гуманитарной, так и технической видов культуры. Эта проблема в последние годы в большей степени рассматривается в культурологии, однако в педагогике, тем более в аспекте профессионально - педагогического образования, она не находит достаточного отражения. Решению этой проблемы и посвящена данная работа.

Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь гуманитарной и технической культур в профессионально - педагогическом образовании.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать  научно - исследовательскую литературу  по данной проблеме;

- раскрыть сущность  гуманитарной и технической видов  культур;

- рассмотреть их  в контексте профессионально - педагогического  образования.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе отражены основные аспекты гуманитарной и технической культур, дана их краткая характеристика. Во второй главе рассматривается взаимосвязь гуманитарной и технической видов культур в профессионально - педагогическом образовании.

 

 

ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ  АСПЕКТЫ

1.1 Гуманитарная  культура: краткая характеристика

Общеизвестно, что гуманитарная культура представляет собой сложное, многомерное явление. Нет единого мнения по поводу её структуры и содержательного наполнения её структурных компонентов. Исследователи выделяют те или иные компоненты в зависимости от подходов к анализу гуманитарной культуры.

Исходя из сформулированных в отечественной психологии, положений по теории личности о том, что:

1. человек есть  субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);

2. человек проявляется  в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев) и из понимания культуры  мы выделяем четыре плана рассмотрения  гуманитарной культуры личности:

  1. культура знания, познания;
  2. культура отношения (к себе, социуму, миру, знаниям, ценностям);
  3. культура общения и социального взаимодействия;
  4. культура деятельности по присвоению и созданию социокультурного опыта.

Выводя структуру личности из видового строения человеческой деятельности, М.С.Каган характеризует ее следующими компонентами:

  • гностический потенциал (определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность, складывающейся из знаний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознания);
  • аксиологический потенциал (определяется системой ценностных ориентаций, т.е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями);
  • творческий потенциал (определяется полученными и самостоятельно выработанными личностью умениями и навыками, способностями к действию);
  • коммуникативный потенциал (определяется мерой и формами общительности личности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми);
  • художественный потенциал (определяется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем, как она их удовлетворяет).

Таким образом, исходя из понимания гуманитарной культуры личности как культуры знания, культуры отношения, культуры общения, культуры деятельности, и из структуры личности (М.С. Каган), в структуре гуманитарной культуры личности можно выделить следующие компоненты:

  • информационно-когнитивный (овладение и передачу накопленных систематизированных гуманитарных социокультурных знаний, которые являются основой гуманистического сознания, целостного мировоззрения, формирующим и смыслообеспечивающим фактором, который определяет действия современного человека, а также координирует его систему ценностей);
  • аксиологический (ценности, мировоззрение, нравственность, социальные стандарты поведения человека в социуме);
  • коммуникативный  (общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания);
  • рефлексивно-деятельностный (рефлексивное отношения к знаниям, деятельности, себе как субъекту деятельности);
  • художественный (индивидуальный художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких художественных потребностей в искусстве и формируемый преимущественно под его непосредственным воздействием).

 

Рисунок 1 - Структура и содержание гуманитарной культуры личности

Компоненты гуманитарной культуры личности не могут быть сведены к простой сумме их составляющих. Осмысление понятия гуманитарной культуры личности позволяет сделать вывод о том, что духовное, ценностное становление личности является основополагающим для функционирования всех компонентов гуманитарной культуры, так как гуманистические ценностные отношения пронизывают все её компоненты, образуя «ценностное сечение» гуманитарной культуры личности[2].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ведущим фактором развития гуманитарной культуры личности являются усвоенные личностью гуманистические общечеловеческие интерсоциальные ценности, которые должны стать основой поведения личности в современном поликультурном социуме.

 

1.2 Особенности технической культуры

В основе технической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н. Стефановым, что «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать».

Техническая культура предполагает не столько само обладание информацией, сколько рационализацию ее потока, носителей и возможность эффективно и оперативно транслировать ее в процессе управления. Она во многом зависит от умения применить всесторонний, системный подход. Поэтому одно из первейших требований к технической культуре — это получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации.

Технологизация культуры как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, постепенно либо строится как искусственное образование, главная функция которого — соединение науки и практики. Техническая культура невозможна без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей[2].

В технической культуре важен учет социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а порой и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление таких ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или по крайней мере нейтрализацию.

Техническая культура проявляет себя и в процессе совершенствования исследовательской работы, в сфере интеллектуальной деятельности, в образовании, воспитании, художественном творчестве, строится по их законам. Но техническая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, — в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна политической и социальной технологий прежде всего определяется их наукоемкостью.

Техническая культура призвана отвечать и за то, что же реализуется в процессе ее применения. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям[1].

Все это позволяет сделать вывод, что техническая культура — это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем и смыслом человеческого существования.

Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается в плоскость: как получить конечный политический и социальный результат, каким методом и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющийся потенциал (общества, социальной организации, личности и др.).

XXI век, по прогнозам  экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования технической культуры открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в политическую и экономическую жизнь общества, в управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач [4].

Информация о работе Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании