Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь гуманитарной и технической культур в профессионально - педагогическом образовании.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать научно - исследовательскую литературу по данной проблеме;
- раскрыть сущность гуманитарной и технической видов культур;
- рассмотреть их в контексте профессионально - педагогического образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1. ГУМАНИТАРНАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

1.1 Гуманитарная культура: краткая характеристика……………………………..
5
1.2 Становление и особенности технической культуры…………………………..
7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТУРНОЙ КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Гуманитарная культура в профессионально-педагогическом образовании…
10
2.2 Техническая культура в профессионально-педагогическом образовании…...
12
2.3 Взаимосвязь гуманитарной и технической типов культур в профессионально-педагогическом образовании…………………………………...

14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….
17

Вложенные файлы: 1 файл

Введение в профессионально-педагогическую специальность.docx

— 67.23 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ГУМАНИТУРНОЙ КУЛЬТУР В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Гуманитарная  культура в профессионально-педагогическом  образовании

Основополагающей тенденцией высшего профессионального образования в современном обществе является подготовка специалистов высокой гуманитарной культуры, обладающих умениями гибкой адаптации в меняющихся жизненных условиях, переноса имеющихся знаний, умений, навыков в новую профессиональную ситуацию с целью эффективного решения проблемы; социально-ответственного поведения, выбора активной гражданской позиции; самостоятельного рефлексивного мышления, поиска рациональных путей решения проблем; умелой работы с информационными потоками; адекватного коммуникативного взаимодействия в различных социальных группах; самообразования, постоянного совершенствования собственной нравственности, интеллекта, повышения культурного уровня. Достижение данной цели возможно в контексте гуманизации образования.

Одним из вариантов формирования гуманитарной культуры в профессионально-педагогическом образовании является личностно-ориентированный подход. Он предполагает организацию процесса обучения и воспитания с учетом личностной сферы обучающихся, обеспечение развития личности обучающихся в учебно-познавательной деятельности. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности проявляется в ее направленности на удовлетворение личных целей и соответствии ее мотивам, ценностям, установкам личности [5].

Приведем положения, составляющие содержание личностно-ориентированного подхода:

  1. Целью личностно ориентированного образования является обеспечение всестороннего развития личности.
  2. Развитие личности является как целью, так и содержанием личностно-ориентированного образования.
  3. Основу деятельности участников образовательного процесса составляют: уважение к личности, целостный взгляд на учащегося и учителя; партнерские субъект-субъектные отношения и создание ситуации успеха для участников образовательного процесса.

Овладение гуманитарной культурой неразрывно связано с процессами осмысления, осознания, и формирования собственного личностного ценностного отношения к гуманитарному знанию и культуре, собственной деятельности, т.е. с процессом рефлексии. В связи с этим, рефлексивное мышление выходит на первый план, а его формирование и развитие становятся важными задачами всех ступеней образования в целом и гуманитарного образования в особенности [3].

Процесс познания иной культуры моделируется как процесс культурной рефлексии, организуемой на основе проблемных ситуаций культурологического характера, с тем, чтобы обучающийся умел рефлексировать на себя, свою культуру, ценности своей и иной культуры, свою деятельность и формировать рефлексивное отношение к знаниям, ценностям, деятельности, себе как субъекту культуры и деятельности, умел выявлять общие интерсоциальные ценности.

Итак, с учетом рассмотренных подходов в качестве требований к организации и проектированию процесса развития гуманитарной культуры студентов в ходе профессионально-педагогического образования мы выделяем следующие положения:

  • развитие гуманитарной культуры студентов проектируется как целостная педагогическая система, осуществляемая в рамках комплексного подхода, интегрирующего положения системного, деятельностного, личностно-ориентированного, аксиологического, культурологического подходов, обеспечивающая образованность, формирование толерантного сознания на основе гуманистических ценностных ориентаций; способности к продуктивному общению на межличностном и межкультурном уровнях; готовности к активной творческой деятельности по усвоению и созданию социокультурного у студентов как условия их успешной социальной адаптации и культурной интеграции в современном поликультурном обществе.
  • развитие гуманитарной культуры студентов организуется как рефлексивный процесс познания, сравнения и сопоставления различных культур, направленный на формирование студента как самостоятельного субъекта современного социокультурного процесса [9].

 

2.2 Техническая культура  в профессионально-педагогическом  образовании

Техническая культура личности — это мера и способ творческой самореализации личности во всех видах творческой деятельности и общении, направленных на освоение наиболее эффективных способов и оптимальных методов преобразования материи, энергии и информации в интересах человека, общества и охраны природы.

Интегрирующую функцию в исследовании технической культуры личности педагога выполнил собственно технологический подход. Его сущность мы видим в осуществлении комплексного исследования и обеспечения условий саморазвития целостной личности педагога-профессионала, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях для того, чтобы содействовать ему в освоении ценностных смыслов технической культуры. Таким образом, в основу технологического подхода заложена идея саморазвития целостной личности педагога-профессионала, освоившего ценностные смыслы технической культуры через основные технологии материального и духовного производства, деятельности — инновационную и творческую.

Технологический подход позволил теоретически осмыслить сущность технической культуры как личностного новообразования педагога-профессионала. Осознание ценности и высшей цели деятельности — высшего блага — позволяет связать содержание профессиональной педагогической подготовки и мировоззренческую позицию будущего педагога. Педагогу важно осознать и смысл жизни, и смысл своей деятельности, чтобы не реализовывать чужие идеи, а вырабатывать их и работать по своей собственной концепции. При этом наличие собственного смысла вовсе не исключает признания общего смысла педагогической деятельности: главная функция педагога — осуществление связи времён и преемственности поколений на ценностной основе.

Культурно-технологическая концепция развития общества и образования выступает средством соорганизации разнонаправленных и многообразных сфер бытия (мышление, мировоззрение, технологические знания, умения и качества личности, этика и эстетика), технологического образования и самообразования, самосотворения участников процесса работы с будущим.

В рамках профессионально-педагогического образования необходимо постичь личностный смысл технической культуры. Это предполагает:

• наличие представления о технической культуре как универсальном типе, определяющем облик конкретной исторической эпохи, её духовные и материальные ценности;

• установление взаимосвязи и взаимозависимости технической культуры и высшего педагогического образования;

• освоение некоторого минимума категорий данной культуры, достаточного для описания специфических особенностей технической культуры и образования категориального строя сознания педагога;

• наличие целостного представления о мировоззренческих ценностях современной эпохи;

• определение жизненного кредо и личностных жизненных идеалов каждого будущего педагога;

• осознание специфических особенностей технической культуры как принципов организации профессиональной педагогической подготовки;

• непрерывное техническое образование в процессе изучения общепедагогических дисциплин посредством индивидуального освоения различных видов педагогической деятельности.

Ценности технической культуры задают принципиально иное направление человеческой активности. Преобразовательная деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространяется затем и на сферу социальных отношений, которые также начинают рассматриваться в качестве особых социальных объектов, могущих целенаправленно преобразовываться человеком.

Техническая культура тесно связана со всеми сторонами жизни человека и общества и предполагает наличие у будущего учителя, в частности, системы технологических знаний, умений, навыков и определённых личностных свойств, ведь в результате преобразовательной деятельности педагога изменяется среда, особую роль в этом процессе играет технологическая эстетика и активная профессиональная позиция учителя[1].

В условиях техногенной цивилизации одно из главных предназначений технической культуры — содействие преобразовательной деятельности человека. Между тем средства этой деятельности необходимо соотносить с природой, с обществом, с технологической средой. Техническая культура является по своей природе духовным образованием. Духовность является основанием для зарождения у человека потребности в саморазвитии, а затем — в освоении технической культуры как механизма, обеспечивающего это саморазвитие [8].

 

2.3 Взаимосвязь гуманитарной  и технической типов культур в профессионально-педагогическом образовании

Техническая культура, как и гуманитарная, в условиях модернизации педагогического образования исключительно важна, хотя, безусловно, имеет свою специфику. Рассматривая все блоки образования в тесной взаимосвязи, мы полагаем, что важно наполнить профессионально-педагогическое образование, подготовку педагогов, не только гуманитарным, но технологическим компонентом. Это способствует организации в высшем учебном заведении профессиональной образовательной среды.

В этих условиях деятельность будущего педагога определяется возможностью воздействия на сознание с целью преломления ценностей, прививаемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Это требует обеспечения в учебно-воспитательном процессе всестороннего учета индивидуальных особенностей будущих педагогов, изменения традиционного стиля деятельности. На этой основе, благодаря сочетанию социально - и личностно значимых, прагматических и духовных ценностей, усложняется структура мотивации профессиональной подготовки студента. В условиях модернизации образования преподаватель имеет возможность применять профессионально ориентированные технологии обучения и проектировать педагогическую систему, способствующую формированию технической культуры будущего учителя, важнейшего компонента профессионализма педагога [10].

Формирование технической и гуманитарной культур студентов осуществляется в процессе академических занятий, самостоятельной учебной деятельности, научно-исследовательской работы, педагогической практики всех видов, внеаудиторной деятельности. Помимо этого необходимо использовать в работе со студентами технологии самообразования (самообучения, самовоспитания, саморазвития), работы в педагогических мастерских (коллективные исследования, тьюторство), технологии само- и взаимообучения (работы в «динамических парах», обучение по персональным траекториям), технологии консультирования, педагогической поддержки, технологии педагогических дискуссий, консилиумов и т. п.

Таким образом, техническая и гуманитарная культуры являются одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей учителя, а педагогические вузы имеют возможности для их формирования, которые необходимо использовать в решении задач современного педагогического образования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно-исследовательской литературы по проблеме взаимосвязи гуманитарной и технической культур в профессионально-педагогическом образовании позволил выделить следующие основные положения:

- гуманитарная культура  – это система общечеловеческих ценностей, развитие которой происходит через социально-гуманитарную деятельность;

- с развитием  человеческой цивилизации появляется  новый тип культуры – техническая  культура, которая включает в себя знания, умения и навыки преобразующей деятельности;

- техническая культура на сегодняшний день тесно связана с гуманитарной. Преобразующая деятельность человека как правило базируется на гуманитарных ценностях, либо результаты этой деятельности становятся ценностью впоследствии, удовлетворяя человеческие потребности;

- особое место  гуманитарная и техническая культуры  занимают в профессионально –  педагогическом образовании, поскольку  именно в его рамках существует  четкая необходимость формирования  данных типов культур у студентов. Их целостное двустороннее развитие  – требование нашего времени, позволяющее избежать духовного  истощения и задержки инновационного развития общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные в начале работы цель и задачи выполнены в полном объеме.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С.Г. Антонова // Высшее образование в России. - 1994. - № 1. - С. 82-83.
  2. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А.И. Арнольдов. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 237 с.
  3. Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя / В.П. Бездухов, А.В. Бездухов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. - 192 с.
  4. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с.
  5. Запесоцкий, А.С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: дис. ... д-ра культуролог. наук / А.С. Запесоцкий. - СПб., 1996. - 426 с.
  6. Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
  7. Кургузов, В.Л. Гуманитарная культура в системе высшего технического образования: дис. ... д-ра культуролог. наук / В.Л. Кургузов. - М., 1999. - 405 с.
  8. Розанов, В.В. Культура и её развитие в современных условиях / В.В. Розанов // Мираж. - 1996. - С. 7-10.
  9. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студентов высших педагогических заведений / Ю.В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
  10. Шиянов, Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Н. Шиянов. - М., 1991. - 33 с.

Информация о работе Гуманитарная и техническая культуры в профессионально-педагогическом образовании