Движущие силы и логика воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы:диагностичность, противоречность, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность.

Содержание

1. Движущие силы и логика воспитательного процесса? ...................................2 - 6 стр.
2. Основные понятия. …………………………………………………………………….7 стр.
3. Задания для самостоятельной работы. ……………………………………………8 стр.
4. Литература. ……………………………………………………………………………..9 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docxпедаг.docx

— 86.37 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Движущие силы и логика воспитательного процесса? ...................................2 - 6 стр.
  2. Основные понятия. …………………………………………………………………….7 стр.
  3. Задания для самостоятельной работы. ……………………………………………8 стр.
  4. Литература. ……………………………………………………………………………..9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы:диагностичность, противоречность, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность.

ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ

В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены  связи и зависимости разного  плана: социальная, психологическая, педагогическая. Например, изменения в политике и  идеологии влекут за собой изменения  ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; открытие новых психологических  концепций - во всём характере и методике воспитания…

Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов  и процесса в целом. Пример: в класс  пришёл новый классный руководитель…, в классе случилось ЧП…, введён новый  учебный предмет… - всё влияет на содержание и методику воспитательного  процесса.

Диагностичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития - человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.

Внутреннее это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.

Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.

Общие (универсальные) противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между духовными и материальными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - теперь знаю…

Воспитание как общественное явление представляет собой организационную  часть всей общественной жизни. Поэтому  его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими  только ему противоречиями.

Общественное противоречие, возникающее в результате развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными  отношениями

Проявляется в общественном воспитании виде упрочнения консервативных подходов к подготовке подрастающего  поколения. Организация общественной жизни и подготовки производительных сил в нашем обществе на основе исключительно государственной  собственности привела к сдерживанию  роста производства. Абсолютизация  государственной собственности  и плановость часто сковывали  активность и инициативу творческой личности. В системе образования  это выразилось в её некоторой  формализации и единообразии содержания, форм и методов.

Противоречие возникает  на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в  общественной жизни и производства

Осмысление требований к  жизни, приведение содержания к организации  воспитания в соответствие с этими  требованиями запаздывает, задерживается, отстаёт от бурного развития научно-технического процесса. По мере углубления этого  противоречия необходимо своевременно подмечать и устранять возникающие  «застойные» и консервативные явления, мешающие прогрессивной подготовке подрастающих поколений. Его разрешение требует ритмичного и систематического обновления содержания воспитания и  обучения, приведения в соответствие с требованиями организации и  методов воспитания и обучения. Это  есть противоречие между новыми условиями  общественной жизни и устаревшими  способами подготовки к ней.

Противоречии воспитания образуются между огромными, неорганическими  возможностями развития человеческой природы, заложенными в ней потенциальными природными силами и ограничивающими  это развитие условиями социальной жизни общества

Авторитарные общества, сковывающие  свободу, губят таланты, уродуют  людей, превращая их в услужливых чиновников и нерасторопных бюрократов, в придаток к мещане, в звено  производственного процесса, в винтик общественной жизни. Демократическое  общество по мере развития материально-технической  базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создаёт  реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованиями общественной жизни  и относительно заложенных в ней  природных сил, дарований, задатков.

Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением  к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном  процессе, его природной и социальной незрелостью

Это противоречие является реальной движущей силой, стимулом для  детей к познанию, к активному  участию в воспитательном процессе. Оно обуславливает положение  ребёнка в образовательно-воспитательноной подготовке к участию в жизни  общества не только как объекта, но и субъекта воспитательного взаимодействия.

ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ - интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость.

ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов  и процессов, технологий и техник к более сложным благодаря  умелому использованию педагогами тактики разрешения всех групп противоречий, учёта действия всех трёх общефилософских законов развития воспитательного процесса в целом и каждого элемента.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

На протяжении всей истории  человечества существовали различные  подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно  объединить в две группы:

Формирование личности, управления её развитием согласно потребностям общества. И второе направление, как его сегодня называют

Гуманистическое, обращённое к личности воспитанника, к созданию условий для его внутреннего потенциала. И на этой основе - к социализации и самоактуализации.

Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя - подарить ребёнку всю  прелесть и глубину окружающего  мира, ориентировать его в системе  ценностных отношений к нему; а  цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих  потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом  знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его миропринятие нуждается  в корректировке, в выращивание  системы ценностей подлинных  и в отказе (добровольно!) от ценностей  мнимых.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного  процесса - «человек свободный», «культурный», «человек мыслящий».

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ

Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и  включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д.

ВАРИАТИВНОСТЬ

«Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, которая из них будет обречена на несуществование, а какая будет  актуализирована».

(австралийский психотерапевт  В. Франкл)

Так, организуя диалектический процесс воспитания, педагог постоянно  стоит перед выбором: парадигм воспитания, концептуальных идей стратегических и  тактических задач, средств, методов  и приёмов их наиболее эффективной  реализации; определённых педагогических технологий и организационных форм. Знамением нашего времени стала  тенденция роста количества (и  качества) авторских концепций воспитания, авторских школ, интересных и перспективных  творческих коллективов. Постепенно в  теоретическом осмыслении науки  воспитания и практической деятельности педагог развивает свою профессиональную педагогическую позицию. И чем выше мастерство, тем уникальное и неординарное, ярче эта позиция.

Делая выбор между «лучше - хуже», «прекрасно - безобразно», «добро - зло», «можно - нельзя»»… педагог, как любой человек, неизменно  сталкивается с проблемой «здравого  смысла» и постулатами науки  о воспитании. Парадоксально, но много-много  позитивных последствий иногда приводят к негативному результату: любимое, но балованное дитя, вырастает эгоистом; гора развивающих игрушек - и равнодушие к игре. Почему так?

В психологии есть психологии теория ассимиляции. Она-то и поможет вдумчивому педагогу сделать выбор средств, методов и приёмов, и так их инструментовать, чтобы позитивные, и негативные воздействия окружающего мира позитивно влияли на развитие ребёнка, формируя ОТНОШЕНИЕ: к позитивному - позитивное приятие их, а к негативному - отторжение, неприятие.

Знание этих законов поможет  правильно выстроить логику воспитания, учитывая воздействия среды.

ОПТИМИЗМ

Процесс воспитания логично  строиться как процесс оптимистичный, базирующийся на вере в безграничные возможности растущего человека, его высокое предназначение.

Мир чудесный, радостный, но и противоречивый - бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В  миссию воспитания входит научить ребёнка жизни. Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения.

В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни), и результаты воспитания (качество и воспитания). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам(а)» - как наивысшая ценность.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ВОСПИТАНИЯ.

Воспитание – процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.  
 
Под общими закономерностями воспитательного процесса мы понимаем те существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.  
 
^ Первая закономерность. Воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. 
 
^ Вторая закономерность. Единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. 
 
Третья закономерность. Целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, а проявляет пассивность и т. п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

Логика воспитательного  процесса.

А. С. Макаренко сформулировал  основные положения педагогические логики - логики организации и развития педагогического процесса.

«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.

Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным - всегда полезным либо вредным, действующим  всегда точно; отдельное средство может  быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы  средств.

Информация о работе Движущие силы и логика воспитательного процесса