Деловая игра как метод активной работы на уроке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день средние специальные заведения остаются в значительной мере консервативными в содержании и методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения педагогов с учащимися. Естественно при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на «качественного» специалиста не может быть «качественным». Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чем непрофессионал.
Целью написания курсовой работы послужило изучение деловых игр, их классификации, структуры, методики разработки и использовании в обучении учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловая игра как метод активного обучения.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Структура  деловой игры

Поскольку в  литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого  представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как  правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры (см. табл2.2.1).

Таблица 2.2.1 Структурная  схема целевой игры (по Айламазьяну)

 

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

 

Методическое  обеспечение

Игровые цели

Педагогические  цели

Роли и функции  игроков

Предмет игры

Сценарий игры

Модель взаимодействия окружающих

Правила игры

Система оценивания

Техническое обеспечение

 

ИМИТАЦИОННАЯ  МОДЕЛЬ

 
           

Рассмотрим каждый элемент этой структуры.

Имитационная  модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который  можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.

Педагогические  цели

дидактические:

- закрепление  системы знаний в области конструирования  ДИ;

- выработка системных  умений по конструированию и  методическому описанию игры;

- обмен опытом  создания ДИ;

- совершенствование навыков принятия коллективных решений;

- развитие коммуникативных  умений разного рода.

воспитательные:

- порождение  творческого мышления;

- выработка установки  на практическое использование  ДИ:

- воспитание  индивидуального стиля поведения  в процессе взаимодействия с людьми;

- преодоление  психологического барьера по  отношению к формам и методам  активного обучения.

Игровые цели

- разработка  вариантов проекта ДИ;

- демонстрация  разработчикам приемов создания  игрового контекста.

Предмет игры - это  предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

Роли и функции  игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов  и явлений, имеющих место в  прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений  с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля профессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

3.4 Методика  разработки деловой игры

Для разработки деловой игры принципиальными моментами  являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут  быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении  целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1)  Для чего проводится данная деловая игра?

2)  Для какой категории обучаемых?

3)  Чему именно следует их обучать?

4)  Какие результаты должны быть достигнуты

(Примеры учебных  целей: показать, как следует привлечь  к выполнению конкретной задачи  целый комплекс инструментов (рекламу,  прессу, телевидение, деловое общение  специалистов различных профилей  и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.).

При постановке целей необходимо различать учебные  цели игры (её ставит перед собой  руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости  игры как феномена (см. исследования, например, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского) целеполагание реализуется в  реальном и условном плане. В реальном плане — это дидактические  и воспитательные цели, в условном — игровые. При чем «чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть специалист. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона… Такого рода цели… выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» (формирования предметной и социальной компетентности специалиста).

Особенностью  деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими студентами. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему.

В настоящее  время выделяют следующие принципы конструирования деловой игры:

В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная  модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который  можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование служб, команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в группе, четкая разработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.

Подготовку игры нельзя ограничить учебной литературой. Желательны посещения производства, встречи и беседы с «коллегами»  по должности, изучение действующего оборудования и технологического процесса и их недостатков, организация работы по сбору и анализу технико-экономических данных.

Преподаватель в подготовительный период направляет работу учащихся, помогает ознакомиться с передовым опытом отрасли, рекомендует  литературу, руководит изготовлением стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых для организационно-технического обеспечения деловой игры.

Успех игры зависит  от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и  других. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат игры, следует выделить следующие:

·  Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит преподаватель;

·  Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний учащихся, микроклимата в учебной группе;

·  Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий каждой службе, отделу, подгруппе;

·  Глубокое изучение учащимися материалов разрабатываемой темы, отработка различных вариантов решений службами, отделами, подгруппами, оформление технической и технологической документации;

·  Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания – экспромты);

·  Отработка каждой службой (назначенной группой) выступлений, внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;

·  Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов;

·  Разбор результатов игры, ее оценка.

Необходимо отметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний учащихся по производственным, технологическим и экономическим  вопросам. Использование на занятиях конкретных производственных данных; уроки на производстве; продуманная организация производственной практики; организация практических конференций; работы кружков технического творчества; привлечение учащихся к рационализаторской работе, проведение предметных недель, встречи с передовиками и специалистами производства, выпускниками колледжа – применение всех этих форм и методов обучения подготавливает учащихся к деловой игре.

ТЕМА ИГРЫ. При  ее выборе необходимо учитывать возможности  учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность. Тема должна быть актуальна и проблемна, иметь варианты решений.

СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры преподаватель  учитывает не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в группе, продумывает возможность создания равных по знаниям, активности, трудолюбию подгрупп, служб и т.д.

Не следует  отбирать преимущественно сильных  учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всем должна найтись «должность», место  в службе. Это имеет большое  воспитательное значение.

Иногда самим  учащимся предоставляется возможность  самим распределять роли. В этом случае преподаватель тактично вносит поправки, если его не удовлетворяет качественный состав группы. При формировании служб, назначении оппонентов учитываются взаимоотношения учащихся, их психологическая совместимость – это обеспечивает высокое качество игры, дух соревнования.

Подбор учащихся на должности осуществляется с учетом их знаний, организаторских возможностей, личностных качеств.

РАЗРАБОТКА И  ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко изучена и выявлены ее дискуссионные возможности, руководитель игры производит примерную «наметку» служб, должностей, объема решаемых задач и хода игры, т.е. выстраивает структурно – логическую схему. В ней определены порядок выполнения работ на всех этапах, источники (отделы службы) для сбора информации, произведена систематизация работы учащихся над своими заданиями.

Благодаря блок-схеме  легче наладить четкую работу служб  и контроль за ними. Учащиеся знают, куда и к кому идти по интересующему  их вопросу.

Задания стоятся  таким образом:

·  Выдача перечня вопросов для всех служб, участвующих в игре;

·  Сбор материалов службами по действующему процессу с выявлением недостатков;

·  Изучение вопроса по литературе, тематическим обзорам, знакомство с передовым опытом по данному вопросу;

·  Анализ предлагаемых вариантов совершенствования с их технико-экономическим обоснованием и сопоставлением между собой и по отношению к исходному.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП ИГРЫ. Когда определена тема, разработаны  задания, оформлены службы, подгруппы, оппоненты, должности, наступает рабочий период.

При подборе  и обработке материалов по действующему производственному процессу руководитель ставит задачу выверить основные данные производства.

Когда учащиеся полностью овладеют действующим  процессом, необходимо направить их усилие на более глубокое знакомство с литературой и передовым опытом по интересующему вопросу.

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости  от ее формы. Но какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных  лиц, их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии.

Информация о работе Деловая игра как метод активной работы на уроке