Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ 7
1.1. Понятие и сущность методической работы в ДОУ 7.
1.2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом 13
Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
2.1 Понятие «деловая игра» в психолого-педагогической литературе……….28
2.2. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ 38
Глава III. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 52
3.1. Диагностика деловой игры как формы методической работы 52
3.2. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 61
Заключение 82
Литература 86
Приложение 1 91
Приложение 2 95
Приложение 3 99

Вложенные файлы: 1 файл

%B8на Аркадьевна Деловая игра21.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им.Н.Г.Чернышевского

 

Факультет_____________________________

Кафедра_______________________________

 

 

 

 

 

Деловая игра как форма  организации методической работы в  ДОУ

(тема)

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Специальность (направление)_________________________________________                                     цифровой код «название специальности»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Федотова Марина Аркадьевна

Студентка 5 курса дневного (заочного) отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущена к защите                                                 Научный руководитель:

«____» __________20___г.                                     Старший преподаватель

Зав.кафедрой________________                           Додонова Г.А

 

 

Чита, 2012г.

Забайкальский государственный

гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г Чернышевского

 

Факультет___________________________________________________________

Кафедра_____________________________________________________________

Специальность_______________________________________________________

 

                                                                      Утверждаю:

                                                                                 Зав. кафедрой________________

«____»_________________20__г.

 

 

Задание

на выпускную квалификационную работу

 

____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

1.Тема выпускной квалификационной  работы_____________________________

 

____________________________________________________________________

 

Утверждена приказом по университету от____________№__________________

2.Срок подачи студентом законченной работы ____________________________

3.Перечень подлежащих  разработке вопросов: ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Перечень графического материала  (с указанием чертежей, таблиц, графиков)

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Консультанты по работе (с указанием относящихся к  ним разделов дипломной):

 

Раздел

Консультант

Подпись, дата

   

Задание принял

Задание выдал

       

 

 

Руководитель______________________

                             Задание принял

к исполнению студент_______________

Оглавление

 

 

 

Введение

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования  к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при  подготовке к очередному методическому  мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события  старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

 Одна из основных функций заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.

Известно, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников;  обмен опытом  между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа  ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению  внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение  педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все  ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшем образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

Традиционные формы  методической работы, в которых все  еще главное место отводится  докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности  и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

 Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Вопросы использования  деловых игр в практике работы организаций изучены в работах Г.С. Абрамовой, О. С. Анисимова, Я.М. Бельчикова, М.М. Биррштейна, Н.Д. Слободиной и др.

Проблема использования  деловых игр в методической работе ДОУ освещена в работах Л.М. Волобуевой, Т.А. Голициной, К.Ю. Белой, В.И. Лях и др. Однако в практике работы ДОУ деловые игры, как форма работы используются недостаточно. Это на наш взгляд, связано с недостаточным знанием методистами методики проведения деловых игр, умением разрабатывать деловые игры применительно к проблеме, над которой работает ДОУ.

Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.

Объект исследования: методическая работа в ДОУ.

Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.

Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если

- включать деловые игры в  проведение педагогического Совета;

-проводить практические занятия  в форме деловых игр.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе;
  2. Определить понятие «деловая игра» в литературе;
  3. Рассмотреть деловую игру с позиции активного метода повышения квалификации педагогов ДОУ;
  4. Раскрыть методику организации и проведения деловой игры в дошкольном образовательном учреждении;
  5. Осуществить подбор и провести диагностику эффективности проведения деловых игр в ДОУ;
  6. Разработать систему повышения квалификации педагогов с применением деловых игр;
  7. Оценить эффективность данной работы.

Методы исследования:

 Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, реферирование.

Эмпирические: анкетирование (исследование микроклимата и общения при проведении игры), метод эмоционально-цветовой аналогии, беседа.

Статистические: количественно-качественный анализ результатов диагностики.

  Методология исследования. Основой проведенного исследования явились системный, личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего, основополагающие труды отечественных психологов по проблеме профессионального развития личности и деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.И. Берг, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик. B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежных ученых (У. Джеймс, Р.Мейли, Дж.Райанс, Д.Фонтана и др.).

Практическая  значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, родителям, студентам дошкольных специальностей, так как в них представлены теоретические и методические аспекты повышения квалификации воспитателей ДОУ средствами деловых игр. 

 

Глава I.  Психолого-педагогические   основы организации методической работы в ДОУ

    1. Понятие и сущность методической работы в ДОУ

 

М.М. Поташник методическую деятельность определяет как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. «Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов» [23, с. 56].

Данное определение  в полной мере относится и к  дошкольному образованию.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.

Задача методической деятельности, по мнению К.Ю. Белой, заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива[14, с. 6].

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный  и творческий процесс, в котором  осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам  работы с детьми.

В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в  системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления  в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая, инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

Информация о работе Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ