Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ 7
1.1. Понятие и сущность методической работы в ДОУ 7.
1.2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом 13
Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
2.1 Понятие «деловая игра» в психолого-педагогической литературе……….28
2.2. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ 38
Глава III. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 52
3.1. Диагностика деловой игры как формы методической работы 52
3.2. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 61
Заключение 82
Литература 86
Приложение 1 91
Приложение 2 95
Приложение 3 99
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-
им.Н.Г.Чернышевского
Факультет_____________________
Кафедра_______________________
Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ
(тема)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность (направление)_________________
Исполнитель: Федотова Марина Аркадьевна
Студентка 5 курса дневного (заочного) отделения
Допущена к защите
«____» __________20___г. Старший преподаватель
Зав.кафедрой________________
Чита, 2012г.
Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический университет
им. Н.Г Чернышевского
Факультет_____________________
Кафедра_______________________
Специальность_________________
«____»_________________20__г.
Задание
на выпускную квалификационную работу
______________________________
(фамилия, имя, отчество)
1.Тема выпускной
______________________________
Утверждена приказом по университету
от____________№_______________
2.Срок подачи студентом законченной работы ____________________________
3.Перечень подлежащих разработке вопросов: ____________________________
______________________________
4.Перечень графического
______________________________
5.Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов дипломной):
Раздел |
Консультант |
Подпись, дата | |
Задание принял |
Задание выдал | ||
Руководитель__________________
Задание принял
к исполнению студент_______________
Оглавление
Введение
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.
Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.
Одна из основных функций заместителя заведующего по воспитательно-образовательной работе – оказание помощи воспитателям и специалистам детского сада в организации педагогического процесса, обучение, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми.
Известно, что методическая работа – это часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приёмов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагогов к организации процесса воспитания и обучения дошкольников; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Методическая работа в детском саду постоянно обновляется: большое значение придаётся оказанию разнообразной помощи педагогам, привлечению внимания к их опыту работы, внедряются новые технологии методической работы в дошкольном учреждении.
Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшем образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
Вопросы использования деловых игр в практике работы организаций изучены в работах Г.С. Абрамовой, О. С. Анисимова, Я.М. Бельчикова, М.М. Биррштейна, Н.Д. Слободиной и др.
Проблема использования деловых игр в методической работе ДОУ освещена в работах Л.М. Волобуевой, Т.А. Голициной, К.Ю. Белой, В.И. Лях и др. Однако в практике работы ДОУ деловые игры, как форма работы используются недостаточно. Это на наш взгляд, связано с недостаточным знанием методистами методики проведения деловых игр, умением разрабатывать деловые игры применительно к проблеме, над которой работает ДОУ.
Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если
- включать деловые игры в проведение педагогического Совета;
-проводить практические
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, реферирование.
Эмпирические: анкетирование (исследование микроклимата и общения при проведении игры), метод эмоционально-цветовой аналогии, беседа.
Статистические: количественно-качественный анализ результатов диагностики.
Методология исследования. Основой проведенного исследования явились системный, личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннего, основополагающие труды отечественных психологов по проблеме профессионального развития личности и деятельности в психологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.И. Берг, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик. B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежных ученых (У. Джеймс, Р.Мейли, Дж.Райанс, Д.Фонтана и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, родителям, студентам дошкольных специальностей, так как в них представлены теоретические и методические аспекты повышения квалификации воспитателей ДОУ средствами деловых игр.
М.М. Поташник методическую деятельность определяет как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. «Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов» [23, с. 56].
Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.
В педагогической практике
сложилась целая система
Задача методической деятельности, по мнению К.Ю. Белой, заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива[14, с. 6].
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.
В августе 1994 года Министерство
образования выпускает письмо «О
формах организации и направлениях
деятельности методических служб в
системе образования РФ» № 90-М.
В письме выделяются основные направления
в деятельности методических служб,
реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-
Информация о работе Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ