Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение вопроса организации и проведения деловых игр в методической работе ДОУ.
Объект исследования: методическая работа в ДОУ.
Предмет исследования: методика организации и проведение деловых игр в методической работе ДОУ.
Гипотеза исследования: известно, что методическая работа в ДОУ является системой повышения квалификации педагогов ДОУ, можно предположить, что использование деловых игр сделает эту работу эффективнее, если

Содержание

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ 7
1.1. Понятие и сущность методической работы в ДОУ 7.
1.2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом 13
Глава II. Психолого-педагогические подходы к деловой игре как форме организации методической работы в ДОУ
2.1 Понятие «деловая игра» в психолого-педагогической литературе……….28
2.2. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ 38
Глава III. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 52
3.1. Диагностика деловой игры как формы методической работы 52
3.2. Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ 61
Заключение 82
Литература 86
Приложение 1 91
Приложение 2 95
Приложение 3 99

Вложенные файлы: 1 файл

%B8на Аркадьевна Деловая игра21.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Имитационная игра - вид деловой игры учебного характера, в основе которой заложен процесс повторения, воспроизводства («имитации») ранее зафиксированных действий, с целью их освоения 

Организационно-деятельностная игра - вид деловой игры, конструирующий модель взаимодействия деятельностных персонажей (в рамках организации, предприятия и т.п.) в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельности, коллектива организации и т.п. Основной акцент организационно-деятельностной игры состоит в организации критериально-обеспеченной рефлексии моделируемой на сцене производственной ситуации меж-персонажного взаимодействия. Каждый ролевой персонаж деятельности представлен группой участников, которые самоопределяются к своей позиции в ролевой структуре игры и действуют в ходе игры от имени этой позиции. В ролевую структуру включаются реально существующие и наиболее важные, с точки зрения темы игры, деятельностные позиции (например, «группа управленцев», «группа детей», «группа родителей» и т.п.).

Организационно-коммуникативная  игра - одна из разновидностей деловой игры, моделирующая производственные коммуникативные взаимодействия, с целью повышения уровня организованности коммуникативных процессов и развития коммуникативных качеств участников. Орг-коммуникативная игра, как правило, включает в себя следующие ролевые группы участников: группа «ЗА» (тезис); группа «ПРОТИВ» (антитезис); группа «Арбитр» и группа «Организатор коммуникации»

Организационно-мыслительная игра - вид деловой игры, демонстративно конструирующей логико-мыслительные процессы, характерные для моделируемой деятельности, в целях их критического переосмысления и совершенствования. Принципиальным отличием орг-мыслительной игры от орг-деятельностной является то, что в ролевую структуру игры вводятся такие мыслительные позиции, которые явно не представлены в моделируемой деятельности (например, группа «субъекта мысли» (эмпирический аспект); группа «предиката мысли» (теоретический аспект) и т.п.); группа «концептолог»; группа «проблематизатор» и т.п. За счет демонстративного взаимодействия на сцене ролевых групп появляется возможность добиться экстериоризации (внешней представленности) внутренних и скрытых мыслительных процессов с целью их коррекции .

Поскольку деловая игра может решать только производственную (прагматичную) задачу, только учебную  или и ту, и другую, существует следующая классификация, которая предлагается различать типы деловой игры по учебно-прагматическому критерию: а) производственный; б) учебный и в) учебно-производственный. Такая структурация деловых игр особенно удобна в рамках нашей темы[1, с.5]. 

К производственным играм следует, по нашему мнению, отнести «мозговой штурм» и инновационную игры. Эти типы деловых игр за счет особой организации игропроцесса помогают решать реальные проблемы, сложившиеся в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Продуктом здесь выступает «проект» снятия проблемы в практической педагогической деятельности. Этот тип деловой игры не имеет отношение (или весьма косвенное) к повышению квалификации кадров. 

К учебным играм относится тип деловой игры, направленный на развитие в первую очередь производственно-значимых качеств участников игропроцесса. Здесь продуктом являются новые умения и навыки участников, которые необходимы им для успешной педагогической деятельности. Учебные задачи более эффективно решаются в имитационных (воспроизводство модельной производственной ситуации), организационно-деятельностных (моделирование деятельности воспитательно-образовательного процесса), организационно-коммуникативных (моделирование коммуникативных взаимодействий) и организационно-мыслительных (моделирование совместного принятия решений) [38, с.184].  

К более сложному варианту деловой игры относится учебно-производственный тип (или: учебно-прагматический тип), который преследует две цели одновременно: принятие решения по снятию актуальной (для ДОУ) проблемы и учебный эффект (для участников). Однако, решение прагматичной задачи в процессе деловой игры входит в относительное противоречие с решением учебной задачи, в рамках которой качество продукта работы – вторично, поскольку она (учебная задача) ориентированна на формирование умений и навыков. Указанное внутреннее противоречие учебно-производственной игры повышает уровень требований к игротехнической команде и макроигротехнику, обслуживающим подобную игру. От игротехников требуется поддержание в работе групп разумного баланса между процессом «оспособления» участников и процессом разработки практически значимых решений[42, с.15]. 

Наивысшего качества обучающее  консультирование достигает, применяя в качестве базового инструмента  организационно-деятельностные игры (ОДИ). В.С. Попов отмечает, что в настоящее время происходит становление и распространение нового, отличного от научного типа мышления - методологического. В соответствии с ним в «...процессе мышления человек постоянно меняет свои позиции и точки зрения, он рассматривает ситуацию и объекты то с одной, то с другой стороны и в каждой позиции создает или вырабатывает определенное представление, а затем стремится синкретически (соединение разнородных элементов) объединить их друг с другом». Но поскольку «такого рода…комплексы очень далеки от реальности и ее процессов...встает специальная задача произвести разработки этих…комплексов и задать правила логически строгого и объективно-содержательного синтеза всех возникающих в этом процессе смыслов и представлений [26с.148]. 

Организационно-деятельностные игры завоевывают в настоящее время все больше сторонников.

 Кроме этого существует множество классификаций деловых игр по различным критериям и признакам[31, с.75].

1. По времени проведения:

    • без ограничения времени;
    • с ограничением времени;
    • игры, проходящие в реальное время;
    • игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности;

    • балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
    • оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

    • жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
    • свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

  • обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
  • констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
  • поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
  • луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
  • ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
  • групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);
  • имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
  • организационно-деятельностные игры  – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
  • эмоционально-деятельностные игры – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;
  • инновационные игры  – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
  • ансамблевые игры - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб
  • комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры  – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.

Одномерные классификации  проводились по следующим критериям:

а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация педагогической, управленченской деятельности);

б) по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные;

в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;

г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;

д) по наличию случайных  событий - детерминированные и стохастичные.

Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской  игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное  место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим «дело» и «игру».

Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством  моделирования (на уровне понятия и  на уровне действия) новых условий  профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий «игра» и «имитация» также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия «игра» и «управление». Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.

Таким образом, в данном разделе мы провели анализ литературы, определили, что деловая игра - это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии

 

 

 

      1. Методика организации  деловых игр в методической работе ДОУ

 

Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни  человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

В связи с этим обостряется  ответственность взрослых, окружающих ребенка и организующих его жизнь, за качество воспитания, прежде всего перед ребенком и обществом, а также ответственность ребенка перед самим собой и родителями. В связи с этим возрастает роль повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений. А деловые игры являются, на наш взгляд, эффективным методом обучения педагогов ДОУ.

В. С. Кукушин определяет понятие «деловой игры» как один из ведущих методов активного  обучения. Как метод обучения деловая  игра, по мнению В. С. Кукушина, должна отвечать следующим требованиям[44, с.89]:

  • Распределение ролей между участниками игры;
  • Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;
  • Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;
  • различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;
  • наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;
  • введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);
  • использование гибкого масштаба времени;
  • применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;
  • наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;
  • Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;
  • достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего – эффекта деловой игры [45,с.9].

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами[52, с.5].

Информация о работе Деловая игра как форма организации методической работы в ДОУ