Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:21, реферат

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемой частью функционирования любого общества, и проявляется практически во всех областях человеческой жизни. Возникает конфликт из-за различий чувств, взглядов, поступков, представлений у людей, часто приводящих к противоречиям в общении и взаимодействии и к столкновению друг с другом. Конфликт чаще всего ассоциируется с неприятными воспоминаниями и складывается мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Современной конфликтологией конфликт признается закономерной, неотъемлемой естественной характеристикой социальных отношений, протекающих не только в деструктивных, но и в конструктивных формах, что дает возможность управлять конфликтами. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности.

Содержание

Введение
1. Понятие и функции конфликта
2. Характеристика основных типов конфликтов
3. Типичные стили поведения в конфликте
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Деловое общение.docx

— 30.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие и функции  конфликта

2. Характеристика основных  типов конфликтов

3. Типичные стили поведения  в конфликте

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      2                                                        

Введение

Конфликт является неотъемлемой частью функционирования любого общества, и проявляется практически во всех областях человеческой жизни. Возникает конфликт из-за различий чувств, взглядов, поступков, представлений у людей , часто приводящих к противоречиям в общении и взаимодействии и к столкновению друг с другом. Конфликт чаще всего ассоциируется с неприятными воспоминаниями и складывается мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Современной конфликтологией конфликт признается закономерной, неотъемлемой естественной характеристикой социальных отношений, протекающих не только в деструктивных, но и в конструктивных формах, что дает возможность управлять конфликтами. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности.

Научные исследования конфликтов имеют давние и прочные корни и относятся к середине первого тысячелетия до нашей эры. Уже тогда были предприняты первые попытки изучения анализа и обобщения причин столкновений. Однако научное изучение конфликта началось только во второй половине XIX столетия. Несмотря на то, что представлено достаточно много научных трудов на данную тему, как зарубежными исследователями (М. Гектер, Д. Истон, Л. Коузер , С. Липсет, Т.Нейрн, и др.), так и российскими исследователями (А.Анцупов, С. Богданов А. Власов, А.Дмитриев, Ю. Запрудский, А. Зайцев, Э. Скакунов, Т. Чистякова, А. Шипилов, и др.), но в основном вся эта информация остается на уровне теории, нереализованной на практике. К тому же динамично развивающееся общество предъявляет новые требования к проблеме разрешения конфликтов, поэтому изучение проблемы конфликтов имеет большие перспективы.

Тема данной работы является актуальной, потому что каждому индивиду приходилось в той или иной мере сталкиваться с конфликтными ситуациями, с множеством противоречивых, острых и спорных моментов, разрешение которых проходит не всегда гладко, и часто проявляется в различных по степени негативных явлениях, начиная с банальной ссоры до разногласий между государствами.

Цель работы: выявить основные стили поведения людей в конфликтной ситуации.

 

                                                                                                                      3

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие  конфликта.

2. Изучить функции конфликта.

3. Охарактеризовать основные  типы конфликта.

4. Выявить основные стили  поведения в конфликте.

5. Сделать выводы о  проделанном исследовании.

Объект исследования: конфликтные ситуации.

Предмет исследования: основные стили поведения людей в конфликтной ситуации.

Методы исследования: анализ литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      4

1.Понятие и функции конфликта

Существующие определения конфликта подчеркивают наличие противоречия, принимающие форму разногласий при взаимодействии людей. Конфликты могут проявляться скрытно или явно, но основой конфликта является отсутствие согласия. Следовательно, конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Наличие различных точек зрения, мнений, идей, взглядов, интересов не всегда проявляется в форме конфликта, а случается это тогда, когда в результате разногласий нарушаются нормальные взаимодействия людей, возникают препятствия к достижению поставленных целей. Для преодоления этих разногласий люди бывают вынуждены вступить в открытое конфликтное взаимодействие, где реализуется возможность участниками конфликта выразить различные мнения, способствующие выявлению большей альтернативы при принятии устраивающего всех решения, что несет в себе несомненный конструктивный смысл конфликта. Но результаты конфликтной ситуации не всегда имеют положительную тенденцию и результат. конфликт поведение межличностный

Если рассматривать функции конфликта, то можно сделать заключение, что конфликт достаточно противоречивое явление. При вступлении в противоборство, участники конфликта могут достичь воплощения поставленных задач и целей. Но бывает очень трудно спрогнозировать даже ближайшие последствия результатов завершения конфликта, не говоря об отдаленных последствиях, т.к. они могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта.

Следовательно, конфликту свойственны как конструктивные, так и деструктивные функции. К конструктивным функциям относятся:

1.Информационно-познавательная  функция, характеризуется тем, что  выявляется проблема в совокупности  воспринимаемых людьми фактов, выявляет  противоречия, разногласия, лежащие  в основе конфликта, что позволяет  противоборствующим сторонам лучше  узнать друг друга, найти оптимальные  точки соприкосновения взглядов  и интересов, способствующие поиску  истины

2.Интегративная функция. Возникновение, как и развитие, а  главное, разрешение конфликта способствует  сплочению людей и стабилизации  общественных отношений, стимулирует  социализацию 

                                                                                                                      5

групп и индивидов, а тем самым содействует формированию необходимого равновесия в общественном организме.

3.Функция стимулирования  адаптации к изменяющейся среде.

При столкновении индивидов, групп с новыми условиями или новыми потребностями, связанными с происходящими изменениями, вызывающими необходимость приспособления к изменившейся ситуации, переоценке ценностей и изменению образцов поведения, неизбежно происходит конфликт между старым и новым. Если общественные системы или подсистемы не могут справиться с возникающими трудностями в процессе адаптации, они могут просто исчезнуть. Отсюда необходимость адаптации путем коренного изменения форм и методов деятельности и взаимоотношений. Конструктивные функции конфликта неотделимо связаны с деструктивными функциями, т.к. позитивные функции не могут реализоваться, если отсутствует совместная регуляция конфликтующих сторон, подавляется одной из сторон, либо загоняется внутрь общественного организма. В результате могут образоваться следующие дисфункциональные последствия: Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

Меньшая степень сотрудничества в будущем.

Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации.

Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных.

Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействии и общения.

Смещение акцента: придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы

Таким образом, конфликт возникает при резком обострении противоречий, приводящих к столкновению двух или более участников конфликта в процессе разрешения возникшего противоречия.

                                                                                                                      6

Стороны конфликта имеют деловую или личную заинтересованность в разрешении конфликта. Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать и может прибрести как конструктивный, так и деструктивный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      7

2. Характеристика основных типов конфликтов

В конфликтологии различают четыре типа конфликтов, в зависимости от существующего оппонента, которым может быть другой человек, группа людей или внутреннее «я». Далее приведены основные четыре типа конфликта.

1.Внутриличностный конфликт. Этот конфликт принимает различные  формы, и одна из самых распространенных - ролевой конфликт, возникающий  при предъявлении человеку противоречивых  требований, например, когда требования  работодателя не согласуются  с личными требованиями и ценностями  работника. Обычно такой конфликт  возникает у неуверенных в  себе людей, неудовлетворенных своей  работой, а также внутриличностный конфликт может возникнуть на фоне стресса.

2.Межличностный конфликт. Этот тип конфликта является наиболее распространенным, чаще всего возникает по социально-психологическими причинам (потеря или искажение информации в процессе межличностных коммуникаций, несогласованное ролевое взаимодействие, различные способы оценки способов и результатов деятельности, а также личности друг друга). Межличностный конфликт происходит и по личностными психологическими причинам и проявляется как столкновение личностей, имеющими разные взгляды, ценности, обладающими разными чертами характера и темперамента. Зачастую такие люди просто не могут ладить друг с другом, т. к. взгляды и цели этих людей диаметрально противоположны.

3.Конфликт между личностью  и группой. Если возникает конфликт  между личностью и группой, то, скорее всего, эта личность занимает  позицию, во многом отличающуюся  от групповой позиции. Причины, по  которым индивид нарушает групповые  нормы, могут быть связаны с  защитой своих интересов, желанием  повысить свой статус в группе, случайно, так как не усвоил правил группы или не в состоянии по тем или иным причинам выполнять требования группы. В любом случае такая личность является источником конфликта, так как ее мнение идет вразрез с мнением группы.

4.Межгрупповой конфликт. Проявляется межгрупповой конфликт  при различии интересов между  социальными группами разного  размера: малыми, средними и большими. Причинами межгруппового конфликта  могут быть экономическими, политическими, национально-этническими или могут  возникнуть другие разногласия. Разные уровни 

                                                                                                                      8

социальных групп имеют свои особенности при возникновении конфликтов и различаются способами их разрешения. Например, в малых группах ведущую роль в возникновении конфликта играет такой фактор, как социальная идентификация групп. Основанием такой идентификации могут быть экономические, социокультурные, расовые или другие факторы. Социальная идентификация проявляется в формировании чувства причастности к труппе и отождествлении себя с другими членами группы. Следовательно, с оборотной стороны социальная идентификация имеет социальную дифференциацию, которая может являться причиной возникновения межгруппового конфликта. Причины конфликтов на уровне больших социальных групп проявляются с большей масштабностью и глубиной. Например, политические конфликты, причинами которых, чаще всего является борьба за власть и за политическое господство в обществе.

Разграничение конфликтов на типы имеет достаточно условный характер, так как не существует жестко очерченной границы между различными видами конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                      9

3. Типичные стили поведения в конфликте

При взаимодействии людей на работе, дома, в транспорте, магазине неизбежно возникают конфликтные ситуации. Каждый человек в конфликтной ситуации предпочитает выбрать ту линию поведения, которая наиболее привычна для него. Но не всегда данный выбор способствует достижению желаемых результатов.

Существует модель, разработанная Кеннетом Томасом и Ральфом Килманном, описывающая пять возможных стилей разрешения конфликтной ситуации. Согласно данной концепции стиль поведения в конфликте определяется степенью заинтересованности удовлетворения собственных интересов или интересов другой стороны.

Если человек склонен к индивидуальным действиям, то это приводит к силовому решению или уклонению от него. Если предпочитает совместные действия, то это ведет к уступкам или к конструктивным решениям. Проявление пассивной реакции направлено на выход из конфликта, а активной - на разрешение конфликта.

Таким образом, существует пять основных шаблонов поведения:

приспособление, уступчивость;

уклонение;

противоборство;

сотрудничество;

компромисс.

Каждый из вышеперечисленных стилей поведения в конфликтных ситуациях может подходить при определенных обстоятельствах в той или иной ситуации. В конфликтной ситуации в начале развертывания самого конфликта оппонентам необходимо выбрать приемлемую для себя форму дальнейшего поведения в сложившейся ситуации, с тем, чтобы в наибольшей степени отстоять свои интересы.

Информация о работе Деловое общение