Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:21, реферат

Краткое описание

Конфликт является неотъемлемой частью функционирования любого общества, и проявляется практически во всех областях человеческой жизни. Возникает конфликт из-за различий чувств, взглядов, поступков, представлений у людей, часто приводящих к противоречиям в общении и взаимодействии и к столкновению друг с другом. Конфликт чаще всего ассоциируется с неприятными воспоминаниями и складывается мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать. Современной конфликтологией конфликт признается закономерной, неотъемлемой естественной характеристикой социальных отношений, протекающих не только в деструктивных, но и в конструктивных формах, что дает возможность управлять конфликтами. Конфликт нужно рассматривать вовсе не как аномалию, а явление, которое содержит в себе позитивные возможности.

Содержание

Введение
1. Понятие и функции конфликта
2. Характеристика основных типов конфликтов
3. Типичные стили поведения в конфликте
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Деловое общение.docx

— 30.67 Кб (Скачать файл)

Ниже представлены стили поведения людей в конфликтной ситуации.

1.Противоборство, конкуренция. Данный стиль представляет собой 

 

                                                                                                                    10

активную борьбу человека за свои интересы, используя все доступные средства, приводящие к достижению нужных целей. Средствами достижения цели может служить власть, принуждение, средства давления на других участников конфликта, использование зависимости оппонентов. Сложившаяся ситуация рассматривается индивидом как очень значимая для него, способствующая победе или поражению, из чего, в случае сопротивления оппонента, и вытекает жесткая и непримиримая позиция по отношению к другим участникам конфликта.

Данный стиль может быть приемлемым в случае, когда индивид обладает властью, достаточным авторитетом и имеется возможность настаивать на своем решении, потому что предлагаемое решение - наилучшее. Также стиль противоборства можно использовать при отсутствии иного выбора, когда требуется быстрое принятие решения и есть достаточно власти для этого. Но это не тот стиль, который надо использовать в личных отношениях т.к. этот стиль может вызывать чувство отчуждения у оппонента. Не стоит использовать этот стиль при обладании недостаточной властью, например, при споре с начальником, т.к. в этом случае могут быть негативные последствия.

2.Уклонение (избегание, уход). Этот стиль поведения используется  в том случае, когда человек  предпочитает отказаться от высказывания  своего мнения, избегает спора, не  хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки компромиссного  решения. Сторонники этого стиля  имеют тенденцию ухода от ответственности  за принятие решений.

Такую форму взаимодействия в конфликте возможно использовать в том случае, когда затрагиваемая проблемная ситуация или сам исход конфликта не являются особо важными, либо когда ситуация слишком сложна и требует много сил для ее разрешения, а также при недостаточной власти для решения конфликта в свою пользу.

Также стиль уклонения подходить для отсроченного принятия решения, при выжидательной позиции, когда для решения текущей проблемы нет достаточной информации.

Несмотря на то, что можно посчитать уклонение не эффективным подходом к разрешению конфликтов, способом избегания проблем и ответственности, часто отсрочка в решении конфликтной ситуации может быть вполне подходящей и конструктивной реакцией дающей возможность заняться конфликтом позже, когда будет большая готовность к этому.

                                                                                                                    11

3.Уступчивость, приспособление. При использовании этого шаблона  поведения человек старается  сохранить или восстановить благоприятные  отношения с оппонентом путем  сглаживания разногласий, поступаясь  собственными интересами. Использование  данной модели возможно в случае  более существенной значимости  для оппонента предмета спора  и в этом случае для индивида  важнее сохранение хороших отношений  с оппонентом, чем отстаивание  своих интересов при малых  шансах на победу.

Стиль приспособления нежелательно использовать в ситуациях, когда приспособление к кому-то или уступка чего-то вызывает чувство неудовлетворенность и обиду. Также этот стиль неприемлем в ситуации, когда другой участник конфликта в свою очередь не планирует уступать в чем-либо или не оценит сделанных уступок.

Стиль приспособления немного сходен со стилем уклонения, так как тоже применяется для получения отсрочки в разрешении проблем. Главное отличие этих стилей состоит в том, что при использовании приспособления действия происходят совместно с оппонентом и достигается обоюдное согласие делать то, чего хочет другой. При использовании стиля уклонения не делается ничего для удовлетворения интересов другого человека. Происходит отталкивание проблемы от себя.

4.Сотрудничество. При использовании  этого стиля взаимодействия в  конфликтной ситуации человек  принимает активное участие в  поиске оптимального решения, способствующего  удовлетворить интересы всех  участников конфликтного взаимодействия, не пренебрегая при этом своими  интересами. Это взаимодействие  происходит при открытом обмене  мнениями, заинтересованностью оппонентов  в выработке оптимального решения. Данная форма взаимодействия  предполагает продолжительную работу  и участие всех сторон конфликта, т.к. сначала оппоненты выявляют  нужды и интересы обеих сторон, а после этого происходит их  обсуждение. Этот подход способствует  всестороннему анализу существующих  разногласий и выработке обоюдного  решения, учитывая интересы всех  участников конфликта.

Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным стилем взаимодействия при конфликте, однако этот стиль способствует выработке наиболее приемлемого и способного удовлетворить обе конфликтующие стороны решения в сложных и важных проявлениях конфликтных ситуаций.

                                                                                                                    12

5.Компромисс. В данном  случае действия участников направлены  на поиски решения, устраивающего  обе стороны, при котором особо  никто не выигрывает, но и не  теряет. Индивид немного уступает  в своих интересах, чтобы удовлетворить  их в чем-то оставшемся, другая  сторона делает то же самое. Иными словами, происходит частичное удовлетворении своего желания при частичном выполнении желания другого человека. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда оппоненты хотят одного и того же, но одновременно это невыполнимо или обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, когда устраивает временное решение и краткосрочная выгода.

Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. При использовании этого стиля не выявляются скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению.

Каждый из рассмотренных стилей не может быть выделен как самый лучший и эффективен только в определенных ситуациях. Для индивида желательно умение эффективно использовать каждый из стилей взаимодействия в конфликтной ситуации и обладание способностью делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Часто в конфликте наилучший подход определяется конкретной ситуацией, а также особенностями характера индивида. Предпочтение одного стиля другому - естественное явление, но жесткие рамки выбранного стиля способствуют ограничению возможностей индивида при разрешении конфликта. Таким образом, для выбора эффективного стиля взаимодействия при конфликте важно определить свои приоритеты и возможные альтернативные варианты, что позволяет быть более свободным в выборе тактики при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями. Честный, открытый и доброжелательный подход к разрешению конфликта является идеальным.

 

 

 

 

                                                                                                                    13

Заключение

В заключение еще раз отметим, что конфликт является сложным динамическим явлением, требующим комплексного подхода в изучении и разрешении, учитывая многообразие как объективных так и субъективных факторов. Конфликтные ситуации возникают практически во всех областях человеческой жизни и могут носить явный или скрытый характер, но основой конфликтов всегда является отсутствие согласия между конфликтующими сторонами. Конфликтное взаимодействие участников позволяет выразить различные мнения, выявить больше возможных альтернатив при принятии решения, в чем и заключается важнейший конструктивный смысл конфликта.

Одним из важнейших факторов, способствующим выбору того или иного типа взаимодействия в конфликтной ситуации, является предыдущий опыт взаимоотношений, а также определяется конкретной сложившейся ситуацией и особенностями характера оппонентов. Выделяют следующие стили, которые выбирают люди в конфликтных ситуациях: приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс. Основой разграничения стилей является степень ориентации оппонентов на собственные интересы или интересы партнера.

Стратегия поведения, избираемая участниками конфликта, имеет важнейшее значение для последующего развития конфликта, может меняться на различных этапах конфликтной ситуации и оказывает ключевое влияние на исход конфликта.

Наиболее конструктивной признается стратегия взаимодействия сотрудничество, которая позволяет воспринимать оппонента как партнера и совместными усилиями, максимально удовлетворяя интересы обеих сторон принять нужное решение в завершающей стадии конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

                                                                                                                   14

Список использованной литературы

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. М.: «Юнити», 1999. - 551 с.

Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.

Дмитриев А. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: «Гардарики», 2000. - 320 стр.

Конфликтология. Учебник для ВУЗов. Под ред. Ратникова В. П. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.

Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб.: «Светлячок», 1999.

Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Издательство «Питер», 7-е издание, 2009 - 800 с.

Никифоров Г.С. (ред.) Диагностика здоровья. Психологический практикум - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 950 с.

Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб.: «Питер», 2005.

Хода Лейси. Как разрешить конфликт на рабочем месте. М.: HIPPO, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               15


Информация о работе Деловое общение