Дети и компьютер: за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:27, реферат

Краткое описание

Компьютеры можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия вредных факторов влияния компьютеров на детей изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям. Возникает вопрос: «Компьютер – друг или враг младшему школьнику?» Друг компьютер или враг – вопрос хитрый. На этот счет уже сложилась прочная мифология, состоящая из страхов и убеждений. Почему-то широко распространено убеждение, что нечто, сделанное на компьютере, получается заведомо лучше, чем произведенное любым другим способом. Или что люди, проводящие много времени в Интернете, дичают там и превращаются в «кибернетических животных».

Содержание

Введение………………………………………………………………….… стр.3
1.Теоретические основы положительного и отрицательного влияния компьютера на младших школьников…………………………………… стр.4
2. «Смотреть, нельзя выключить!» Аргументы «за» использование компьютера…………………………………………………...……………… стр.6
3.«Смотреть нельзя, выключить!» Аргументы «против» использования компьютера…………………………………………………………………... стр.8
Заключение…………………………………………………………………. стр.11
Список литературы………………………………………………………… стр.12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Дети и компьютер.за и против.docx

— 35.44 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. «Смотреть нельзя, выключить!»

Аргументы «против» использования компьютера

Помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер ребенку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.

Аргумент «против»: нагрузка на зрение

Страх, что ребенок испортит себе зрение, пожалуй, является самым главным страхом всех родителей. И, в общем-то, он обоснован. Недаром офтальмологи забили тревогу в связи с глобальной компьютеризацией и даже придумали специальный термин – «компьютерный зрительный синдром», который встречается практически у всех пользователей, как маленьких, так и больших.

Подобное заболевание крайне неприятно, оно предполагает появление ощущения усталости глаз, учащение моргания, чувство тяжести на веках или «песка» в глазах, покраснение глаз, ощущение пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже раздвоение изображения.

Постоянная усталость  приводит к нарушению кровообращения в глазных мышцах, что негативно сказывается на их работе и приводит к развитию близорукости. Симптомы того, что зрение начало ухудшаться – возникающее жжение, покраснение белков, расплывающиеся предметы, слезящиеся глаза, боли в области глаз и лба, боль при движении глаз.

Во-первых, вредны подергивания изображения из-за низкого качества развертки монитора. Второй по значимости фактор утомляемости глаз – это содержание изображения. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок (пользователь) вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет – штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

Ну и, наконец, настоящие «убийцы» зрения – это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы – все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень не скоро.

Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Аргумент «против»: неудобная поза

Нагрузка на глаза – не единственная проблема, с которой может столкнуться пользователь. Работа за компьютером заставляет вашего ребенка длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате вашему чаду приходится долго сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей.

Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

Затрудненное дыхание. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы долгое время проводить в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают «сигналы дискомфорта» нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.

При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, особенно у детей младшего школьного возраста. Иногда возникает искривление позвоночника.

Существует возможность заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

Аргумент «против»: психическая нагрузка

Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях.

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У, так называемого, компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Они имеют большие трудности в общении, не уверены в себе, закомплексованы и застенчивы. Одновременно они культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким, а иногда у детей появляется компьютерная зависимость.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров и телефонов – это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости:

  1. Большую часть свободного времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.
  2. Если на ваш запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно и становится тревожным.
  3. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
  4. Во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.
  5. Ребенок, увлеченный игрой или общением в интернете, забывает про еду и личную гигиену.
  6. Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение улучшается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

Это далеко не полный список психических проблем, возникающих у детей от долгого общения с компьютером. Влияя на эмоциональный уровень ребенка, это техническое новшество также может стать причиной повышенной агрессивности ребенка или даже вспышки насилия. Кроме того, дети перестают фантазировать, не думают самостоятельно.

Компьютер, как любое устройство, при неправильном использовании может быть опасен. Особых опасностей две:

  1. Развлекательные возможности компьютера.

Увлекаясь яркой игрой, можно совершенно забыть об освоении новой программы, о возможности заглянуть в компьютерную энциклопедию

  1. Вред здоровью.

Работа без перерывов, напряженное всматривание в экран часами вредно для физического здоровья ребенка.

Этих опасностей можно избежать, если разумно регулировать пребывание за компьютером.

 

 

Заключение

Современные средства информационно-коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль в формировании новой системы образования. Они способствуют интенсивности и результативности обучения. Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера, оказывает существенное влияние на различные стороны их психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры воображения и т.д. Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие, память.

Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

Но, общение с нашим электронным помощником несет не одну только пользу и желательно об этом помнить.

Организм детей младшего школьного возраста, который еще интенсивно развивается и формируется, не совсем способен адекватно реагировать на сильные продолжительные влияния. И последние могут вызвать сначала функциональные разлады, а за тем – и патологические изменения (болезнь).

Особое влияние следует обратить на характерные особенности учеников, в которых интенсивно продолжает расти и развиваться скелет, органы зрения и ЦНС, т.е. те органы и системы, на которые приходится наибольшая нагрузка во время работы на ПК. Учитывая вышеупомянутое, понятна необходимость всестороннего изучения функциональных изменений реакций организма и здоровья младших школьников под влиянием обучения на персональных компьютерах с целью гигиеничного нормирования режимов беспрерывной работы детей на ПК и условий их обучения.

 

 

Список литературы

    1. Никитина М.В. Ребенок за компьютером. – М.: Эксмо, 2006. – 288 с.
    2. Разумова Т. Компьютерный яд.// Наука и жизнь. - №6. – 2002 с.46-47
    3. Гордеева А.В. увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004., с.15-16.
    4. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, №2

 

 

 


Информация о работе Дети и компьютер: за и против