Дети со сложными нарушениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:29, контрольная работа

Краткое описание

Благодаря современным методам исследования у части детей с разными нарушениями развития кроме основного дефекта удается установить наличие одного или даже двух дополнительных нарушений, значительно усложняющих психическое развитие ребенка. У большинства детей, обучающихся в специальных школах разного вида, выявляют осложненный или сложный тип нарушений; так, многие дети с выраженной умственной отсталостью имеют множественные нарушения.

Содержание

1. Определите понятия «дети со сложными нарушениями развития»; «осложненные нарушения развития».
2. Приведите примеры возможных сочетаний нарушений у детей со сложными нарушениями развития.
3. В чем заключаются особенности клинико-психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития?

Вложенные файлы: 1 файл

ППД контрольная №11.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА Логопедии

 

 

Дисциплина: «ППД»

Контрольная работа № 11

 

 

 

тема

 

 

 

 

Студентки 4 курса 

 

Пиюренко Т. А.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

Контрольная работа 11:

1. Определите понятия «дети  со сложными нарушениями развития»;  «осложненные нарушения развития».

2. Приведите примеры возможных  сочетаний нарушений у детей  со сложными нарушениями развития.

3. В чем заключаются  особенности клинико-психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития?

 

 Благодаря современным методам  исследования у части детей с  разными нарушениями развития кроме  основного дефекта удается установить наличие одного или даже двух дополнительных нарушений, значительно усложняющих психическое развитие ребенка. У большинства детей, обучающихся в специальных школах разного вида, выявляют осложненный или сложный тип нарушений; так, многие дети с выраженной умственной отсталостью имеют множественные нарушения.

Сложными нарушениями  развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.

Так, могут сочетаться выраженные нарушения:

  • -зрения и ДЦП,
  • -слуха и ДЦП,
  • -зрения и слуха,
  • -зрения и речи и т.д.

Именно эти достаточно выраженные комплексные нарушения  развития должны диагностироваться  у детей как сложные виды нарушений  как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать, что сочетание таких дефектов у одного ребенка дает особую картину нарушений психического развития, которая требует особой коррекционной помощи.

Однако только один вид сложного дефекта — сочетание нарушений  зрения и слуха у одного ребенка, который принято относить к слепоглухоте, можно считать достаточно изученным, и только по отношению к этим детям разработаны специальные программы и методы обучения.

В настоящее время  выделяются группы детей со сложным  дефектом:

  • умственно отсталые глухие или слабослышащие;
  • умственно отсталые слабовидящие или слепые (частично-видящие);
  • слепоглухонемые;
  • глухие слабослышащие.

 

 

Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы  организма как результат воздействия  определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом.

Например, результатом перинатального поражения ЦНС может стать  сочетание ликвородинамических, двигательных и поведенческих расстройств, которые  могут рассматриваться как симптомы осложненной умственной отсталости. А результатом менингита, перенесенного в раннем детстве, может стать глухота, осложненная компенсированной гидроцефалией и эпилепсией или амблиопией и косоглазием. Дети с осложненным нарушением, как правило, могут успешно обучаться вместе с детьми, имеющими общий с ними основной дефект, для них нет необходимости создавать особые программы и методы обучения, достаточно бывает индивидуального подхода, учитывающего их особенности.

Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которого является глубокое отставание в умственном развитии, осложненное сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями как результат недоразвития или локального поражения ряда областей коры головного мозга ребенка. Эти случаи часто относят к множественному виду нарушений.

 

Для своевременной диагностики  сложного и множественного нарушения  развития требуется комплексное  клинико-психолого-педагогическое изучение ребенка.

Единая комплексная  программа обследования детей с  выраженным нарушением в психическом  развитии должна включать:

  • -обязательное первичное медицинское, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое комплексное обследование ребенка;
  • -регулярные повторные обследования состояния слуха и зрения у детей со всеми видами нарушений;
  • -регулярные повторные психолого-педагогические обследования детей.

Медицинское или клиническое  обследование должно проводиться с  участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога, психиатра, офтальмолога, отоларинголога и генетика), с учетом данных лабораторных (биохимических), рентгенологического (компьютерная томография и МРТ) и других исследований. Для своевременной диагностики сложных нарушений развития у ребенка очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких систем организма человека. Анализируя причины первичного нарушения у ребенка, принято обсуждать вероятность его наследственного либо экзогенного происхождения. Сложное и множественное нарушение развития у ребенка может быть вызвано одной или двумя причинами, разными по происхождению. Например, один дефект может иметь генетическое, а другой — экзогенное происхождение; каждый из дефектов может иметь причиной разные экзогении и т. д.

 

В случае сложного нарушения развития, когда у ребенка имеется два  первичных дефекта, можно рассматривать  шесть разных нозологических вариантов:

1) первый дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение; 

2) первый дефект имеет экзогенное, а второй генетическое происхождение;

3) оба дефекта обусловлены разными  генетическими факторами, действующими  независимо друг от друга; 

4) оба дефекта обусловлены разными  экзогенными факторами, действующими  независимо;

5) оба дефекта представляют собой разные симптомы одного и того же наследственного синдрома или заболевания;

6) оба дефекта возникли в результате  действия одного и того же  экзогенного фактора. 

 

Литература

Основная

Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // ? Основы социальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002. — С. 374-397.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М., 1974.

Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического изучения глухих детей со сложными дефектами //Дефектология. — 1992. — № 2, 3.

Дополнительная

Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1980. — № 3.

 


Информация о работе Дети со сложными нарушениями в развитии