Детские сады в образовательной системе Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Современная Германия – федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора модели обучения.
В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют государственные предписания, касающиеся программ обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Детские сады в образовательной системе Германии.docx

— 31.28 Кб (Скачать файл)

 

Детские сады в образовательной  системе Германии

 

Современная Германия – федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных  земель, каждая из которых располагает  разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность  выбора модели обучения.

В основном образовательные учреждения являются государственными. Для них действуют  государственные предписания, касающиеся программ обучения. Текущее управление образованием находится в компетенции  земельных правительств, что, однако, не исключает общего руководства  со стороны центра: Министерство образования  разрабатывает концепцию образовательной  политики, выделяет средства на расширение учреждений образования. Несмотря на то, что в соответствии с конституцией Германии каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление школьного и высшего образования на всей территории, все земли сотрудничают друг с другом и Федеральным правительством, чтобы обеспечить совместимость курсов обучения в общеобразовательных и высших учреждениях.

Благодаря принятию ряда соглашений между федеральными землями была достигнута унификация основных положений системы образования  во всех землях. Политика федеральных  органов и земель в области  образования согласована с точки  зрения продолжительности обучения, каникул, учебных программ, взаимного  признания экзаменов, аттестатов, свидетельств об окончании школ, дипломов, званий. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все  они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная  земля более или менее самостоятельна в определении времени посещения  школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный  уровень каждой земли различны. Программы  обучения, учебники утверждаются на уровне земельных правительств, причем по каждому предмету одновременно существуют несколько одобренных соответствующим  министерством учебников, а учитель  волен выбирать их сам. Таким образом, достигается многовариантность образования, обеспечиваются плюрализм мнений и суждений.

Права Федерального правительства ограничиваются принятием  основополагающих законов, в том  числе по вопросам финансирования. Говоря о расходах на образование, следует  отметить следующее. Ни одна федеральная  земля не взимает деньги за обучение в государственных общеобразовательных, профессиональных и высших учебных  заведениях. Все земли предоставляют  за свой счет школьникам автобусы, перевозящие  их из дома в школу и обратно, почти  все земли предоставляют школьникам учебники и учебные пособия за небольшую часть их стоимости. Определенной категории школьников и студентов  государство, в силу действующего федерального закона, оказывает материальную помощь. Между тем в Германии разрешены и частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8 % учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.

Вообще  система образования Германии включает в себя несколько ступеней. Элементарное образование принадлежит к первой ступени и представлено сетью дошкольных учреждений. В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение трех лет. Первой ступенью образования (Primastufe) является начальная школа, посещение которой начинается с шести лет. Срок обучения в ней составляет четыре года, в Берлине и Бранденбурге – шесть лет. Задача этой ступени образования – дать детям основы знаний, позволяющие продолжить образование в той или иной школе второй ступени образования I.

Вторая ступень образования I (Sekundastufe I) начинается с так называемой «ориентировочной ступени» (ее нет в России), которая призвана направить детей в подходящее им учебное заведение: основные школы, реальные школы, гимназии, комплексные школы. Учащиеся получают аттестат об образовании лишь после окончания реальной и основной школы, то есть по окончании пяти-шести лет учебы.

Вторая ступень образования II (Sekundastufe II) включает старшие классы гимназии, а также школы профессионального обучения и профессиональное обучение на предприятии («дуальная система» – параллельное обучение и практика на производстве – два года вместе с годом подготовки к профессиональному обучению), завершение которого приравнивается к среднему образованию. Молодой человек получает профессиональную квалификацию, после чего возможно продолжение образования только в профессиональной сфере. По окончании же обучения в гимназии (три года) учащиеся получают общий аттестат зрелости (абитур), что позволяет им поступать в любой вуз.

Третья ступень образования – высшие учебные заведения с получением диплома о высшем образовании и учебные заведения повышения квалификации. Система образования Германии интегрирована в общеевропейскую: все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, идет процесс унификации стандартов обучения, ориентированный на взаимное признание дипломов.

Дошкольное воспитание и образование  в Германии. Низшую, так называемую элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. У дошкольного образования в Германии существует долгая традиция. Kindergarten является социальным институтом немецкого происхождения, который переняли многие страны. Это слово вошло в другие языки, например kindergarten в английском.

Первые  учреждения для маленьких детей, где за ними ухаживали, появились  в начале XIX в. Главной функцией таких учреждений был присмотр в течение всего дня за детьми промышленных рабочих, пока те находились на производстве. Рабочих мало интересовало внедрение образования в программу по уходу за детьми.

В буржуазной среде детские сады предназначались  для того, чтобы дополнить семью, они были организованы так, чтобы  подготовить детей к школе.

В современных  детских садах Германии главным  в воспитательной работе является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. В детском саду дети, как правило, проводят время  только до обеда, а вторую половину дня они находятся дома, в своей  семье. Между тем есть детские  сады и детские учреждения и с  продленным днем. Сегодня в ФРГ  свыше 30 % детей от трех до шести лет  посещают в детские сады.

30 июня  – традиционный «переломный»  день. Каждый ребенок, достигший  к этому моменту шести лет,  обязан идти в школу. Родителей  извещают о сроках записи детей.  До первого учебного дня они  могут посещать подготовительные  занятия, которые большей частью  проводятся в начальной школе  и имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr»; «Vorschule»; «Schulnachmittage». Цель этих занятий – подготовить пятилетнего ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности, которые окажут в будущем решающее влияние на выбор школы. Существуют также и специальные группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

Приходится  констатировать, что сеть дошкольных учреждений развита в стране слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном  ведении, охватывают детей от трех до пяти лет. Кроме того, сеть дошкольных детских учреждений, по нашим меркам, не совсем удобна. В основном это  связано с графиком работы детских  садов. Например, детский сад может  работать с 7 до 12 часов дня. Иногда родителей  просят забирать ребенка на обед и  потом приводить обратно. Если сад  работает, например, до 16 часов, то раньше ребенка забрать нельзя. Эта ступень  образования Германии, представленная в основном частными дошкольными  образовательными учреждениями, не является обязательной, и государство не принимает  участия в ее финансировании.

В отличие  от наших детских садов, в Германии не ведется дошкольная подготовка детей  – садики не относятся к Министерству образования и не имеют соответствующей  программы, целенаправленной финансовой помощи родителям, дети которых посещают детские сады, государство не оказывает.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дошкольное  образование Японии

 

 

Японцы относятся к детям с особой любовью. Еще в начале прошлого века российский ученый-японовед Г.Востоков подметил, что японцы воспитывают детей «с такою мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний; давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают и что Япония – детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов…» Подобные принципы японцы стараются использовать и в современных дошкольных учреждениях.

На пути развития

Первый детский  сад в Японии был открыт в 1876 году. Посещать его могли только дети обеспеченных родителей. В программу образовательной  реформы дошкольное образование  включили после Второй мировой войны.

В 1947 году был принят закон об образовании, в рамках которого прописывалась  деятельность детских садов (предназначенных  в первую очередь для обучения детей), и закон о благополучии детей, на основании которого создавались  центры по уходу за детьми (основная функция которых – уход за ребенком). Детские сады и сейчас подчиняются Министерству образования, науки и культуры, в то время как центры по уходу за детьми – Министерству здравоохранения.

«Каждый ребенок ценен сам по себе»

Согласно  закону об образовании 1956 года обучение в детском саду разделялось на шесть основных направлений: здоровье, межличностные отношения, окружающая среда,язык, музыка/ритм, рисование/рукоделие. Данный закон содержал достаточно авторитарные формулировки – «дети должны», «нужно заставить детей понять» и др.

В связи  с развитием системы дошкольного  образования, в начале 1980-х годов  был инициирован процесс пересмотра законодательства и эффективности  работы детских садов. Результаты исследований, проведенных под руководством Министерства образования, науки и культуры, показали, что во многих садах вместо приятной атмосферы игры и побуждения любознательности детей педагоги придерживались учебного плана, ориентированного на конкретные цели. Кроме того, оказалось, что  в некоторых детских садах  детей обучали письму и счету, что шло вразрез с основной идеей дошкольного образования (принятия детства как самоценного возрастного  периода). Министерство образования, науки  и культуры вынесло предупреждение таким садам о недопустимости учебного плана, ориентированного на освоение конкретных предметов и навыков. В результате в 1990 году был создан новый образовательный план. В  нем акцент делался на том, что каждый ребенок ценен сам по себе, вне зависимости от его характеристик и способностей. Вместо шести основных направлений осталось пять – здоровье, социальные отношения, окружающая среда, язык и выражение чувств.

В конце 1990-х в новых национальных стандартах дошкольного образования особое внимание было уделено созданию физической и психологической среды, которая  должна способствовать пониманию ребенком важности его связи с окружающими  людьми. Сейчас во многих дошкольных учреждениях  Японии существуют программы, направленные на привлечение взрослых к сотрудничеству с детским садом. Некоторые сады приглашают пап для того, чтобы те рассказывали о своей работе; другие – принимают мам, которые проводят целый день с детьми. Такие встречи также помогают работникам садов создать наиболее подходящий учебный план, учитывающий особенности жизни ребенка как в семье, так и в данном конкретном районе города.

«Традиция» — ключевое слово  для понимания культуры страны восходящего  солнца. Традициями пронизана вся  японская жизнь, включая систему  образования, в том числе и  дошкольного.

По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди  преподавателей университетов женщины  — редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины  стали теснить женщин и в профессии  воспитателей.

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей  — обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной  занятости родителей, ребенка могут  взять в садик с трех лет. Есть в Японии и ясли для малышей, которым  еще только годик. Но отдавать детей  из семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в  подобное заведение, родители должны писать специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша дома до трех лет очень вескими  причинами.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся  под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой  детский сад, его будущее можно  считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит  в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в  университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией  получения престижной, хорошо оплачиваемой работы — в министерстве или в  какой-нибудь известной фирме. А  это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при  престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка  огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Зимой 1999 г. Японию потрясло известие об ужасном уголовном преступлении: женщина убила маленького ребенка, который стал конкурентом ее детей  на экзамене при поступлении в  детский сад. Конечно, подобный случай — явление из ряда вон выходящее. Но так или иначе отношения между родителями воспитанников элитных детских садов (которые в большинстве своем принадлежат успешным, процветающим корпорациям) довольно напряженные. Однако таких детских садов немного, как не много и садиков так называемого прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, которая свойственна «элитным» садам.

Информация о работе Детские сады в образовательной системе Германии