Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Воспитание детей с нарушением зрения накладывает на родителей особые обязанности. Проблема, во многом определяющая все дальнейшее развитие ребенка с нарушением зрения, – это проблема принятия его в семье. В семьях, где у детей есть нарушения в развитии, часто возникает специфическая ситуация, являющаяся испытанием для всех членов семьи.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений как фактора развития ребенка 5
1.1. Родительские стили воспитания и установки………………………..5
1.2. Роль семьи в воспитании ребенка…………………………………...14
ГЛАВА II. Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения…………18
2.1. Психофизические особенности ребенка с нарушением зрения…...18
2.2. Стили воспитания в семьях детей с нарушениями зрения………...21
2.3. Роль семьи в развитии, коррекции и компенсации
вторичных отклонений в развитии ребенка с нарушением зрения……25
Заключение……………………………………….……………………….30
Библиография……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

детско-род отношения.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный Педагогический Университет

им. А.И. Герцена

Факультет коррекционной  педагогики

Кафедра основ коррекционной  педагогики

 

 

 

 

 

Детско-родительские отношения в семьях,

воспитывающих детей с нарушениями зрения

 

 

 

 

 

 

 

Курсовую работу выполнила:

студентка 1 курса магистратуры

Перова Е. А.

Научный руководитель: доц., к.п.н. Вечканова И.Г.

 

 

Оценка________ Дата________ Подпись________

 

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений как фактора развития ребенка ……………………...5

1.1. Родительские  стили воспитания и установки………………………..5

1.2. Роль семьи в воспитании ребенка…………………………………...14

ГЛАВА II. Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения…………18

2.1. Психофизические  особенности ребенка с нарушением  зрения…...18

2.2. Стили воспитания в семьях детей с нарушениями зрения………...21

2.3. Роль семьи  в развитии, коррекции и компенсации

вторичных отклонений в развитии ребенка с нарушением зрения……25

Заключение……………………………………….……………………….30

Библиография……………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многих психологов самых различных школ и направлений  давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений как в семьях нормальновидящих детей, так и детей с нарушениями зрения, исследование специфики родительского отношения.

Проблема семейного  воспитания все больше привлекает к  себе внимание ученых и практиков  нашей страны. Вопросы семейного  воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

Судьбоносная  значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Воспитание детей с нарушением зрения накладывает на родителей особые обязанности. Проблема, во многом определяющая все дальнейшее развитие ребенка с нарушением зрения, – это проблема принятия его в семье. В семьях, где у детей есть нарушения в развитии, часто возникает специфическая ситуация, являющаяся испытанием для всех членов семьи.

Актуальность  темы. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

 

Объект исследования – детско- родительские  отношения.

Предмет исследования – стили семейного воспитания.

Цель исследования – изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка как с нормальным, так и с нарушенным зрением.

Задачи:

- дать теоретическое  обоснование данной  проблемы;

  - охарактеризовать стили воспитания в семьях здоровых детей и семьях детей с нарушенным зрением;

- определить  роль семьи в развитии, коррекции и компенсации

вторичных отклонений в развитии ребенка с нарушением зрения.

Гипотеза работы заключается в том, что детско-родительские взаимоотношения играют огромную роль в развитии  ребенка с нарушенным зрением.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений как фактора развития ребенка

1.1. Родительские стили воспитания и установки

Первым научным  направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ. Психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э.Эриксон, К.Хорни и др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Помимо теории привязанности весьма популярным в  западной психологии являются теоретические модели, разработанные Д. Баумрин, которая предложила классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: авторитетный, авторитарный, попустительский стиль.

В последнее  время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения.

Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.

Своеобразие и  внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.

   Родительские  установки, или позиции, - один  из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Под стилем семейного  воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений  родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В клинически ориентированной  литературе описана обширная феноменология  родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий  — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные  в детских учреждениях без  материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности.Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.

Матери первого типа легко и органично приспосабливаются к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стиля была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставят себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждут, пока ребенок сам «дозреет».

Матери второго типа сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносиn в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступают.

Матери третьего типа не проявляют большого интереса к ребенку. Основу материнства составляет чувство долга. В отношениях с ребенком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяют жесткий контроль, например, последовательно и сурово стараются приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускают много ошибок в воспитании, плохо понимают своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, противоречивы.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка  оказывается четвертый стиль  материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских  реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей.

Если в материнском  отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского, прежде всего материнского, отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в связи «принятие — отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля.

А. Болдуин выделил  два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий  стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что  в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались  умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей  с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Баумрин в цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные  — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые —  неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.

Родительский  контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Информация о работе Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения