Деятельность гувернера в современной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: подготовка педагогов к деятельности гувернера в современной семье
.В ходе реализации цели определился ряд задач:
Изучить историю становления гувернерства в России.
Выявить требования к гувернера в современной семье.
Рассмотреть обучение домашнего педагога в различных образовательных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГлаваI.Теоретические основы проблемы домашнего образования……..……5
1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явления……………………5
1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России…………...6
1.3.Характеристика современной семьи……………………………………… 19
ГлаваII.Изучение деятельности современного гувернера……………..…….22
2.1.Требования к современному гувернеру………………………………….22
2.2.Подготовка современного гувернера……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы и интернет-ресурсов……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике2.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Семейные детские  сады создавались как вариативная форма дошкольного образования, ориентированная на детей, не посещавших обычный детский сад.

Семейный детский  сад позволяет учитывать особенности  развития детей и пожелания родителей.

Таким образом  наблюдается развитие разных форм  семейного образования.

Для того , что  бы изучить потребности  семьи  в домашнем образовании, в разных его формах, необходимо изучить особенности  современной семьи.

1.3.Характеристика современной семьи.

По определению  современного социолога А.Г.Харчева, семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.[c.90]

Исследователи признают: семья – уникальный и  специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению, психологическое убежище человека от столкновения его с внешней средой, место восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия (М.С.Мацковский, А.Г.Харчев, З.А.Янкова и др.). семья удовлетворяет потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, организации общественного потребления, передачи культурного наследия.

Согласно дореволюционному российскому законодательству, семейный союз рассматривался как основа союза общества и государства, его составная часть. Власть родителей над детьми обоего пола, всякого возраста, не прекращалась до смерти родителей. Ведущую роль в семье играл отец, мать была обязана подчиниться его воле. К матери власть переходила только в случае смерти отца или лишения его прав состояния.

Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития.

В период становления капиталистического способа производства на смену традиционной патриархальной пришла «нуклеарная»семья. Такого рода семья состоит только из самых необходимых для её образования членов – мужа и жены; она может быть как бездетной, так и включать детей.

Расширенная семья  представляет собой две и более  нуклеарные семьи с единым домашним хозяйством и состоит из трех и  более поколений – прародителей, родителей и детей.

Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее  время, привели к сокращению рождаемости  в России формированию нового типа семьи – бездетной.

Нуклеарный  тип брачных отношений находит  отражение в стремлении молодожёнов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.

Исследователи изучают особенности московской городской семьи в современных  условиях. В городских условиях жизнь  семьи меняется как ценность и  социокультурная реальность. Так, разрушились традиционные уклады, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье. Изменения в обществе в последние года способствовали ослаблению воспитательного потенциала семьи.

С.И.Голод и  А.А.Клецин конструируют несколько идеальных типов семьи. Это следующие типы:

Патриархальная  семья – здесь существует жесткая  зависимость жены от мужа, детей  от родителей.

Главенство  мужа на практике осуществляется благодаря  сосредоточению в его руках экономических  ресурсов и принятия им основных решений.

В патриархальной семье в отношениях между родителями и детьми господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система образования.

Детоцентристская  семья. Этот тип семьи начал формироваться  с середины 20-х гг. XX века в крупных городах европейской части страны. Для него характерно повышение частной жизни, чувственной стороны брака, более или менее равноправные отношения между мужем и женой. Обычай многодетности в данной семье уже не существует. Единственный желанный ребенок превращается в объект сильной родительской любви и привязанности. У родителей присутствует стойкое стремление дать детям максимально возможное образование.

Эта гиперопека ведет к навязыванию детям  мнения родителей, неукоснительной  требовательности, скрупулезно и  последовательно осуществляемому контролю, отсутствию у детей самостоятельности. Избыток нежности формирует абсолютно несамостоятельных людей.

Вследствие  такого воспитания эти дети скорее всего будут не готовы к семейной жизни, у них возникает множество  конфликтов в собственных семьях.

Трансформация отношений между мужем и женой  приводит к трансформации отношений  родителей. На смену физическому  «выращиванию» приходит целенаправленное формирование индивидуальности человека, способного самостоятельно принимать  ответственные решения.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Изучение деятельности современного гувернера

1.1.Требования к современному гувернеру.

Требования к современному гувернеру не слишком отличаются от тех требований, которые к представителям этой профессии предъявлялись двести лет тому назад. Это должен быть друг и наставник ребенка, который поможет ему овладеть дополнительными знаниями, даст те или иные жизненные уроки, поможет развиваться не только в ходе обучения, но и в ходе игровой деятельности, обратит внимание на те или иные творческие задатки ребенка. Необходимость в таком педагогическом воздействии ныне становится все более очевидной: так, в 2009 году в Рязанской области система гувернеров была организована на муниципальном уровне, правда, пока лишь для детей дошкольного возраста.

Профессиональная деятельность гувернера должна отвечать целому ряду «объективных требований, выполнение которых позволит ему успешно выполнять свои профессиональные обязанности». Два блока такой модели – это человек и его деятельность, где гувернер представлен на двух основных уровнях. К первому отнесены социальные установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, убеждения, мировоззрение. Ко второму – специфические личностные качества, необходимые для выполнения обязанностей конкретного вида профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии.

«Динамика самоопределения» – изменение отношения к себе и в изменении критериев этого отношения». Причем профессиональное самоопределение видоизменяется на протяжении всей профессиональной жизни: оно уточняется, расширяется, пересматривается.

В Государственных образовательных  стандартах среднего профессионального  образования (повышенный уровень) по специальности «Домашнее образование» отмечается, что профессиональная деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях семьи. К основным видам деятельности домашнего педагога отнесены: воспитательно-образовательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, учебно-методическая.

Специалист, ориентированный  на работу в условиях семьи, должен соответствовать следующим общим  требованиям:

– осознавать самоценность детского возраста как фундамента личности;

– обладать гражданской  зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, любить детей;

– иметь целостное  представление о процессах и  явлениях, происходящих в природе  и обществе, необходимом для решения  педагогических задач;

– при выполнении своих  профессиональных функций уметь  решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора правильных путей их реализации;

– знать Международную  конвенцию о правах ребенка, Закон  Российской Федерации «Об образовании» и содействовать охране прав личности в соответствии с ними;

– быть готовым к взаимодействию с семьей и другими специалистами, работающими с детьми;

– владеть профессиональным языком, корректно выражать и аргументировано  обосновывать положения профессиональной области знаний.

Специалист, имеющий квалификацию воспитателя детей дошкольного и младшего школьного возраста, должен владеть психолого-педагогическими знаниями:

– о ребенке как  субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие личности ребенка;

– о личностно-ориентированном подходе в педагогическом процессе, о возрастной периодизации и основных ступенях и закономерностях развития;

– об основах психологии общения, видах и уровнях общения;

– о целях образования, задачах, содержании, формах, методах  и средствах воспитательно-образовательной деятельности;

– об основных принципах  создания развивающей среды, о формах работы с родителями;

– об особенностях детей  с проблемами в развитии;

– о воспитании и образовании  детей, имеющих отклонения в развитии и нуждающихся в сопровождении, в интеллектуальной и эмоциональной поддержке.

Уметь:

– анализировать и  оценивать уровень обученности, воспитанности, развития детей;

– создавать условия  для развития, обучения и воспитания детей;

– выбирать целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения;

– профессионально взаимодействовать  с работниками образовательных  учреждений и родителями для обеспечения  координации педагогического воздействия  на ребенка в рамках целостного педагогического  процесса;

– планировать и организовывать работу с родителями;

– использовать знания об основах коррекционной и этнопедагогике в воспитательно-образовательной  работе с детьми и просветительско-педагогической работе с родителями.

Каждая семья может не ограничиваться стандартным набором гувернерских услуг и внести свои особенные требования, равно как и различные варианты режима работы гувернера (полный рабочий, день проживания в семье или иное), которые отображаются в соответствующем договоре о найме. При выборе же кандидата на роль гувернера необходимо особенно тщательно оценивать как его личные (уравновешенность, доброжелательность, терпение, отсутствие вредных привычек и так далее) и профессиональные качества (высшее образование, в идеале педагогическое, практический опыт работы с детьми в том или ином качестве, подтвержденный документально, широкая эрудиция).

Домашний педагог, ориентированный  на профессиональную деятельность в  условиях семьи, должен при необходимости  осуществлять квалифицированный присмотр и уход за больными детьми, организовывать экскурсии, игры и развлечения и др.

Современный гувернер – это специалист, который должен обладать глубокими знаниями об особенностях психического и физического развития ребенка с раннего возраста, владеть иностранным языком и массажем, одновременно разбираться в детских заболеваниях и взаимоотношениях с взрослыми, знать основы этики и этикета.

Гувернер не должен заменять ребенку родителей. Кроме обучения ребенка, он может помочь отцу и матери осознать значимость своей родительской роли и ответственность за воспитание, повлиять на их педагогическую позицию, способствовать гармоническим семейным отношениям, повышению педагогической культуры.

Требования  к современному гувернеру, основанные на потребностях родителей

Гувернером может быть только человек, имеющий педагогическое образование и достаточный объем знаний по всем предметам школьной программы – только в этом случае его помощь при выполнении домашних заданий будет эффективна. Но сколь бы ни был высок его образовательный уровень, он не принесет положительных результатов, если общение с ребенком не доставляет наставнику удовольствия, если его любовь к детям не является тем приоритетом, который обусловил в свое время его выбор специальности.

Обязанности гувернера по уходу за ребенком дошкольного возраста

В обязанности  гувернера, чьим заботам был доверен  ребенок в возрасте до шести лет, входит соблюдение режима дня, прогулки, подвижные и развивающие игры. При этом здесь нет такого четкого  разделения между занятиями, направленными  на развитие эстетического восприятия, координации движений и умственного развития. Безусловно оно присуще более старшему возрасту, но в этот период игра является определяющим моментом: в ней моделируются различные жизненные ситуации и формируются психологические реакции; также при игре используются какие-либо вспомогательные предметы, которые привносят в нее некую художественность, элемент театральности. Это способствует развитию воображения и широты мышления. Гувернер, владеющий существующими методиками раннего развития, может подобрать для своего воспитанника такую, которая в полной мере подходила бы к его психотипу и дала бы наилучшие результаты.

Таким образом  подготовка к школе, первое знакомство с буквами и цифрами, происходит легко и ненавязчиво. Благодаря  этому у ребенка на долгие годы формируется стереотип того, что обучение вовсе необязательно связано с утомительными мыслительными усилиями, оно может проходить как увлекательное познание окружающего мира. Знакомство с мировым культурным наследием, посещение концертов, театров и музеев, приобретение элементарных навыков рисования, последовательного изложения своих мыслей – все это должен дать гувернер своему воспитаннику.

Забота о здоровье малыша тоже входит в круг его обязанностей, и занятия физической культурой  обязательны для них. Кроме того, современный образованный человек знает, как минимум, два иностранных языка, и раннее обучение английскому, испанскому или немецкому языку может входить в обучающую программу гувернера.

Информация о работе Деятельность гувернера в современной семье