Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:52, курсовая работа
Предмет исследования: подготовка педагогов к деятельности гувернера в современной семье
.В ходе реализации цели определился ряд задач:
Изучить историю становления гувернерства в России.
Выявить требования к гувернера в современной семье.
Рассмотреть обучение домашнего педагога в различных образовательных учреждениях.
Введение………………………………………………………………………….3
ГлаваI.Теоретические основы проблемы домашнего образования……..……5
1.1.Гувернерство как социально-педагогическое явления……………………5
1.2.История развития семейного обучения и воспитания в России…………...6
1.3.Характеристика современной семьи……………………………………… 19
ГлаваII.Изучение деятельности современного гувернера……………..…….22
2.1.Требования к современному гувернеру………………………………….22
2.2.Подготовка современного гувернера……………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………42
Список литературы и интернет-ресурсов……………………………
(направление работы реализуетстаршая медсестра)
Цель: сохранение и укрепление физического здоровья ребенка.
Задачи:
(занятия с воспитателем, педагогом-психологом)
Цель: готовность ребенка к успешному обучению в школе.
Задачи:
Работа специалистов, привлекаемых к услуге «Домашний воспитатель» осуществляется в соответствии с графиком работы, а также на основе перспективного планирования работы с каждым ребенком (Приложения 7-9). На данном этапе у нас не существует единых требований к форме планирования, каждый из специалистов пробует различные, приемлемые и понятные для всех участников образовательного процесса схемы.
3.Программа подготовки гувернеров для работы в Гувернерской службе в ДОУ №13 осуществляется по следующим направлениям:
1. Исторический
взгляд на домашнее воспитание
2. Характеристика
и особенности профессии гувернера
2.1 Функции гувернера.
2.2 Требования и обязанности гувернера.
2.3 Основные критерии при отборе гувернера.
2.3.1. Гувернер до рождения ребенка и для ребенка первого года жизни.
2.3.2. Гувернер для детей дошкольного возраста.
2.3.3. Гувернер для детей школьного возраста.
3. Психологические
основы взаимодействия
3.1 Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи по созданию единого пространства развития ребенка.
3.2 Типы семейного воспитания.
3.3 Построение конструктивного диалога с родителями.
3.4 Отработка навыков «активного слушания».
3.5 Техника использования
«Ты - высказываний» и «Я - высказываний».
3.6 «Как быть в тех случаях, когда ребенок
делает "не то", не слушается, раздражает?».
3.7 «О трудностях и конфликтах взаимодействия
и том, как их избегать».
4. Этапы работы гувернерской службы
4.1 Рекомендации родителям.
4.2 Инструкция для родителей.
4.3 Рекомендации гувернеру.
4.4 Инструкция безопасности для гувернера.
4.5 Разногласия
между гувернером и родителями
относительно развития и
4.5.1 Индивидуальная программа развития ребенка.
4.5.2 Расписание работы.
5. Построение
эффективного взаимодействия
5.1 Альтернативная
методика воспитания и
5.2 Правила эффективного
взаимодействия гувернера с детьми.
5.3 Построение взаимодействия с учетом
возрастных особенностей развития ребенка.
5.4 Программа «Художественный курс Я сам»
(по возрастам).
4.Нижегородский институт реализует программу “Преподаватель в системе дошкольного и домашнего образования. Гувернёр”, специализация: педагог-гувернёр (домашний педагог для ребёнка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста), педагог для подготовки ребёнка-дошкольника к школе.
Образовательная
программа профессиональной переподготовки
“Домашнее образование «Гувернёр» составлена
в соответствии с “Требованиями к содержанию
дополнительных профессиональных образовательных
программ”. Требования установлены приказом
Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от
18.06.1997г. № 1221, квалификационными характеристиками
по специальности (Государственные образовательные
стандарты высшего и среднего профессионального
образования, направление 540600 “педагогика”,
степень (квалификация) – бакалавр педагогики
с профессионально-
В программе представлено 9 модулей.
Модуль 1. “Философские и социокультурные аспекты профессиональной деятельности гувернёра” ориентирует слушателей в вопросах философии образования, общественных потребностях в образовании, в процессах, происходящих в современном обществе, раскрывает концепцию “образовательного общества” в современной философии и социологии, освещает проблемы социологии семьи, культурологии, мировой и отечественной культуры.
Модуль 2. “Введение в профессию “Гувернёр”. Нормативно-правовые основы” раскрывает профессиограмму и квалификационные требования, предъявляемые к специальности “гувернёр”, рассматривает вопросы психологии и этики поведения гувернёра в семье, имидж гувернёра, освещает важные при подготовке специалиста и реализации его практической работы нормативно-правовые основы деятельности гувернёра. Слушатели смогут ознакомиться с особенностями правового оформления трудовых отношений гувернёра с работодателем – физическим лицом, правилами составления трудового договора, обязанностями и ответственностью сторон; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и охраны здоровья ребёнка. Раскрывается вопрос правового статуса ребёнка. Также планируется рассмотрение вопросов о “веере” возможностей для слушателей после завершения обучения по данной программе.
Профессиональная
переподготовка по программе “Гувернер”
- это 1) возможность ведения частной
практики в качестве няни, гувернера в семье и
2) возможность ведения нового вида деятельности
в качестве преподавателя: - в мини-группах
для детей, не посещающих ДОУ; - в социальных
и платных группах кратковременного пребывания
детей в условиях ДОУ; - в группах по подготовке
детей к школе интернатного типа; - в группах
по подготовке к школе детей с ослабленным
здоровьем; - в группах по подготовке детей
к школе по расширенным образовательным
программам (иностранный язык, художественно-эстетическое
развитие и пр.); - в центрах игровой поддержки
ребёнка; - в сети частных садов, частных
групп в условиях ДОУ.
Модуль 3. “Медико-
Модуль 4. “Психолого-педагогические
основы профессиональной деятельности
гувернёра” раскрывает исторический
аспект деятельности гувернёра (российский
опыт), проблемы целостности образовательного
процесса, актуальные аспекты теории и
практики обучения и воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
современные образовательные технологии
личностно-ориентированного обучения
в деятельности гувернёра, их психологическое
обоснование. Особое внимание уделяется
вопросам семейной педагогики и психологических
проблем современной семьи, практике воспитания
ребёнка в семье. Слушатели рассмотрят
вопросы современного состояния социальной
психологии, периодизации социального
развития личности, характеристики возрастных
этапов, профессионально-этические требования
к осуществлению психолого-педагогической
диагностики, конкретные методики, необходимые
гувернёру в работе с ребёнком.
Модуль 5. “Теория и практика дошкольного и начального образования” освещает современные концепции дошкольного образования, основные образовательные программы дошкольных образовательных учреждений, центров дополнительного образования, вопросы развития и воспитания детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста по направлениям: интеллектуальное развитие, нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и физическое.
Модуль 6. “Технология профессиональной
деятельности гувернёра” содержит материал по проектированию
образовательной среды и индивидуального
образовательного маршрута ребёнка, по
организации досуга, праздников и развлечений
по традиционным и инновационным технологиям
образования детей (технология игровой
деятельности, игротерапия, сказкотерапия,
песочная терапия, нетрадиционная технология
обучения чтению при помощи звучащих кубиков
и др.). Слушатели освоят технологию сотрудничества
гувернёра с родителями, технологию повышения
психолого-педагогической культуры взрослых
и оказания ими помощи своим детям, осуществят
проектирование системы работы с родителями.
Модуль
7. “Личностно-профессиональное
развитие специалиста домашнего воспитания
и обучения – гувернёра” предполагает организацию интеллектуально-сензитивного
тренинга как технологию повышения продуктивности
умственной деятельности и тренинга личностного
роста, который направлен на разрешение
проблем развития, осознание причин их
возникновения, формирование новых взглядов
и направлений развития личности
Модуль 8. “Вариативная часть” содержит набор спецкурсов,
ориентированных на расширение теоретических
и практических знаний гувернёра, необходимых
в его работе. Например, спецкурсы “Психология
одарённого ребёнка”, “Основы эстетического
воспитания и обучения”, “Русский язык
и культура речи”, “Основы этикета” и
др. Предполагается, что за время обучения
по программе профессиональной переподготовки
каждый слушатель освоит четыре спецкурса.
Модуль 9. “Модуль контроля” содержит материалы диагностических
методик для организации контроля на входе,
по завершению модуля, рефлексии слушателей,
в контрольных точках (зачёты, экзамены).
Таким образом, программа направлена на
реализацию следующих задач:
1. Раскрыть слушателям современные тенденции
развития педагогики и психологии.
2. Актуализировать теоретические и практические
знания слушателей по психолого-педагогическим
проблемам обучения и воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Создать условия
для усвоения слушателями
4. Подготовить
курсантов к выполнению видов
работ, предусмотренных
5. Создать условия
для профессионального и
Заключение
Гувернерство издавна существовало в России, но под разными названиями. Это свидетельствует о том, что домашнее образование в разных его проявлениях было актуально как в XI век, так и в настоящее время. Но в отличии от наших дней гувернерство было как хобби у педагогов, а не профессией.
В ходе изучения истории гувернерства мной было выявлено постепенное развитие, а в начале XVIII века даже полный запрет на данный вид деятельности. Но сейчас домашнее образование вновь стало популярным и даже обрело несколько форм.
Чтобы перейти к изучению потребностей современной семьи в гувернере и требований к нему, я изучила особенности современной семьи и увидела, что большая часть семей либо перенасыщает ребенка опекой, либо наоборот, ставит интересы и потребности ребенка на дальний план, либо вообще не учитывают этого.
Исходя из этого
я изучила сайты агентств, которые
предлагают услуги гувернерства и выяснила,
какие требования предъявляют к
гувернерам нашего времени, что должен
уметь «домашний учитель»,в
Но чтобы стать гувернером необходимо пройти обучение не только в высших и средних учебных заведениях, но и пройти дополнительные курсы подготовки. Поэтому в заключительной части своей работы я описала, какие качества, умения и навыки должны сформироваться при подготовки гувернера и где можно получить эти познания в области гувернерства. Так как целью исследования было изучение развития семейного образования в России и особенности подготовки гувернера, поэтому можно сказать что цель данной работы достигнута.
Таким образом я не только изучила история развития гувернерства в России, но и рассказала каким должен быть гувернер и где этому можно научиться. Поэтому моя работа может быть полезна тем людям, которые в будущем собираются посвятить себя обучению детей в домашних условиях.
Список литературы
Информация о работе Деятельность гувернера в современной семье