Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель: сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме.
Гипотеза: работа социального педагога будет более конструктивной, если он изучит и сравнит деятельность своих коллег.
Задачи:
1. Изучить научную, социально-педагогическую, социально-педагогическую литературу по исследуемой теме;
2. Изучить и сравнить методы и формы работы социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме;
3. Изучить документацию, права и обязанности социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности...5
1.1 Область деятельности социального педагога………………………….……5
1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях…....6
1.3 Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога……………………………………………………………….…….…7
Глава 2. Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе
и детском доме…………………………………………………………………………………………………13
2.1 Особенности работы социального педагога в общеобразовательной
школе…………………………………………………………………………………………………………………13
2.2 Особенности работы социального педагога в детском доме……………..……20
2.3 Функции, методы и формы работы социального педагога
в общеобразовательной школе……………………………………………………………………..…22
2.4 Функции, методы и формы работы социального педагога
в детском доме………………………………………………………………………………………..…..……24
Заключение………………………………………………………………………………….…………..…....…28
Список литературы………………………………………………………………….……………….….......30
Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу по:
Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам общественности, детям и взрослым в этом сложном деле. Следует отметить, что программирование — один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности.
Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педагогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оздоровления и культурного обновления условий жизни.
Поиск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени в деятельности социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом. Неправильно полагать, что функция социального педагога — придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме. Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать.
Ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что сколько стоит, и не умеющим аккуратно и квалифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэтому на первых этапах работы социальному педагогу нужен грамотный помощник — экономист или бухгалтер. Многочисленные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые различными ведомствами и фондами, знаменуют собой наступление нового этапа — рынка социальных проектов, где социально-педагогические проекты и программы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение социальным педагогом навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга существенно повышает его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.
Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно. Реальная работа социального педагога не вписывается ни в какие схемы. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.
В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
2.2 Особенности работы социального педагога в детском доме
Рассмотрим социально-
Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребёнка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.
Следующая задача социального педагога — составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.
Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних текущих задач, но и раскрытия тенденций развития, как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов интернатного учреждения. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
Вместе с психологами
социальный педагог занимается проблемами
профессионального самоопределе
Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в интернатном учреждении – представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.
Организационно-посредническая функция - обеспечивает налаживание взаимодействия социального педагога с воспитанниками, группой воспитанников, педагогическим коллективом, администрацией интернатного учреждения, государственными и негосударственными организациями, в компетенцию которых входит решение проблем определенной категории детей. Для успешной реализации организационно- посреднической функции важно, чтобы социальный педагог развивал собственные коммуникативные способности, хорошо владел техникой межличностного общения.
2.3 Функции,
методы и формы работы
в общеобразовательной школе
Формы и методы школьной социальной работы:
групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);
соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
работа с родителями,
представление интересов
профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
консультирование (в области,
интегративные формы
работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);
супервизия;
научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Социальный педагог
выполняет большой объем
1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка "социального диагноза", для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и
экспертная, т.е. участие в
5. Организационно-
6. Охранно-защитная, т.е.
использование имеющегося
7. Посредническая, т.е.
осуществление связи в интереса
Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога:
1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
2. Метод наблюдения - дает
педагогу больше всего
3. Метод беседы - важно,
чтобы социальный педагог
4. Метод социометрии
- при котором, для
2.4 Функции,
методы и формы работы
в детском доме
Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, -психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.
Информация о работе Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе и детском доме