Диагностика адаптации первоклассников к школе».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 14:45, реферат

Краткое описание

Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.
Возникает вопрос: каким образом и кто (учитель, администрация школы, родители) и по каким критериям выявляет категорию детей, нуждающихся в помощи психолога?

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 102.25 Кб (Скачать файл)

Интерпретация данной методики взята нами у автора без изменений.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям относятся: голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна. 1 балл ставится за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев добавляют еще 1 балл.

За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов; за промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) — 4 балла; если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, добавляется 2 балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Возраст

Баллы

5,1–6,0

14–22

6,1–7,0

18–25

7,1–8,0

20–26

8,1–9,0

22–27

9,1–10,0

23–28

10,1–11,0

24–30


Анализ

Если рисунок ребенка соответствует норме, то никаких дополнительных баллов к общему баллу не добавляется.

Если в рисунке ребенка обнаруживается отставание от возрастной нормы, то от общего балла в целом по исследованию отнимается еще 5 баллов.

Особенности поведения ребенка во время исследования

Если психолог видит и чувствует, что ребенок, несмотря на то что он справляется с заданиями, тем не менее ведет себя как-то неадекватно, стоит изменить систему баллов и учитывать не только сами поведенческие проявления ребенка, но и их интенсивность и, возможно, даже качество. Таким образом, ребенок может получить и минус два и минус три балла за какую-то одну поведенческую особенность.

 

 

Если ребенок:

Баллы

1. Медлителен

– 1

2. Плохо отвечает на  дополнительные вопросы

– 1

3. Долго думает

– 1

4. Молчит

– 1

5. Не может сформулировать  мысль

– 1

6. Не может подобрать  слова

– 1

7. На дополнительные вопросы  часто отвечает «не знаю»

– 1

8. Расторможен, крутится, вертится

– 1

9. Не понимает вопроса  или инструкции

– 1

10. Высказывает мысли, не  относящиеся к заданию

– 1

11. Не знает номер класса

– 1

12. Не знает номер школы

– 1

13. Не знает, как зовут  учителя

– 1

14. Не знает, как зовут  родителей

– 1

15. Не может назвать  свою фамилию

– 1

16. Не выговаривает слова, буквы

– 1

17. Другое

– 1


Некоторые из этих поведенческих особенностей детей можно объединить в группы и таким образом предположить причины данных нарушений:

Тревожные дети. Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось.

Гиперактивные дети.Гиперактивного ребенка узнать легко. Он постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Иногда, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т.п.

Социально и педагогически запущенные дети. У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет «тетя», не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают «не знаю». На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно сформулировать свою мысль.

 

Обработка и анализ результатов

В конце исследования психолог проводит обработку всех ответов ребенка, подсчитывает баллы по каждой методике, анализирует особенности поведения ребенка во время исследования и пишет заключение.

Поскольку для каждой методики разработан не только качественный, но и количественный анализ, соответственно существует определенная шкала уровней адаптации ребенка к школе.

 

Общий анализ результатов

• 22–30 баллов. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

• 12–21 балл. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

• 0–11 баллов. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.

 

 

Приложение 1

 

Уважаемые родители первоклассников!

Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.

Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.

Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.

 

Ф.И. ребенка_________________________________________________________Класс_________

Ф.И.О.родителей_____________________________________________Дата __________________

 

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

 

1.Охотно ли идет ребенок  в школу?

- неохотно

- без особой охоты

- охотно, с радостью

- затрудняюсь ответить

 

2. Вполне ли приспособился  ребенок к школьному режиму?

-           пока нет

- не совсем

- в основном да

- затрудняюсь ответить

 

3. Какие изменения в  самочувствии и поведении ребенка  Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если  эти признаки наблюдались до  школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.

-           засыпает с трудом

- долго не может заснуть, хотя очень устал

- внезапно просыпается ночью, плачет

- разговаривает во сне

- просыпается с трудом

- утром сонный  и вялый

- недержание мочи

- плохой аппетит

- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы

- беспричинные боли в животе

- частые головные боли

- болел  в сентябре-октябре

- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или 

многократно повторять какие-либо действия

- наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук и т.п.

- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту

- другие изменения_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Есть ли в настоящее  время у Вашего ребенка хронические  заболевания, проблемы со здоровьем?

- да, какие ____________________________________________________________________

- нет

 

5. Опишите режим дня  Вашего ребенка:

- встает в _____________________________________________________________________

- в школу идет самостоятельно (да/нет)

- в школу ребенка отводит   _____________________________________________________

- посещает группу продленного дня с___________________ до________________________

- из школы  возвращается самостоятельно (да/нет)

- из школы ребенка забирает ____________________________________в_______________

- посещает дополнительные занятия, кружки, секции

______________________________________________________________________________________________________________                             _________________раз в неделю

- делает уроки обычно в группе продленного дня с ________________ до_______________

- делает уроки дома с _________ до__________ , вместе с ____________________________

- гуляет с ___________ до____________ , вместе с __________________________________

- смотрит телевизор с__________до___________

- играет с ______________ до ______________, в ___________________________________

- ложится спать в ______________________________________________________________

- Ваш ребенок имеет отдельную комнату (да/нет)

- имеет свое место для работы и игр в общей комнате (да/нет)

 

6. Часто ли ребенок  делится с Вами школьными впечатлениями?

- иногда

- довольно часто

- затрудняюсь ответить

 

7. Каков эмоциональный  характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления

- положительных и отрицательных примерно поровну

- в основном положительные впечатления

 

8 . Жалуется ли ребенок  на товарищей по классу, обижается  на них?

- довольно часто

- бывает, но редко

- такого практически не бывает

- затрудняюсь ответить

 

9. Жалуется ли ребенок  на учителя, обижается на него?

- довольно часто

- бывает, но редко

- такого практически не бывает

- затрудняюсь ответить

 

10. Справляется ли ребенок  с учебной нагрузкой без напряжения?

- да

- скорее да, чем нет

- скорее нет, чем да

- нет

- затрудняюсь ответить

 

11. С какими проблемами, связанными с началом школьного  обучения, Вы столкнулись?

_________________________________________

 

12. Нуждаетесь ли Вы  в нашей помощи и в чем  именно


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Лист ответов к тесту «Домики»

 


Фамилия, имя          класс    дата  

 

1 задание

               

1   2    3     4      5      6      7      8

2 задание


 

 

1             2             3             4              5             6              7              8           9              10

3 задание

 


 

 

1            2              3               4            5               6            7               8            9              10

 

№ 10 _____________________________________________________________________

 

Приложение 3

 

Сводная таблица по результатам исследования адаптации первоклассников 1 «А»

1 «А»

Фамилия, имя

Физиологический компонент

Деятельностный компонент

 

Эмоциональный компонент

Общий уровень адаптации

Заболевания в период адаптации

Психосоматическая симптоматика

Вегетативный коэффициент

Уровень физиологической адаптации

Проблемы в учебной деятельности

Уровень усвоения школьной программы

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Общий уровень адаптации

Отношение к одноклассникам

Суммарное отклонение от аутогенной нормы

Уровень эмоциональной адаптации

 



 

 

 

 

 

 

 

1 Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998

Информация о работе Диагностика адаптации первоклассников к школе».