Диагностика и развития внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Разработать рекомендации по развитию внимания у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………6
1.1 Характеристика внимания как познавательного процесса, виды и свойства внимания……………………………………………………………..6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста……..16
Вывод по главе I………………………………………………………………24
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы развития внимания в дошкольном возрасте……………………………………………………........25
2.1. Методы изучения внимания у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………...25
2.2. Анализ результатов исследований, особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного…………………………………………………29
2.3. Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...33
Выводы по главе II……………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………….39
Литература…………………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

Факультет дошкольного  и начального образования

Кафедра педагогики дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика и  развития внимания у детей дошкольного  возраста

 

Курсовая  работа

по  направлению 050100 «Педагогическое образование»

профиль «Дошкольное образование»

по  дисциплине «Психология»

 

 

 

 

 

 

 

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический анализ проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………6

1.1 Характеристика внимания как познавательного процесса, виды и свойства внимания……………………………………………………………..6

1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста……..16

Вывод по главе I………………………………………………………………24

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы развития внимания в дошкольном возрасте……………………………………………………........25

2.1. Методы изучения внимания у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………...25

2.2. Анализ результатов исследований, особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного…………………………………………………29

2.3. Рекомендации по  развитию внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...33

Выводы по главе II……………………………………………………………38

Заключение…………………………………………………………………….39

Литература…………………………………………………………………….41

Приложение…………………………………………………………………...43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

Проблеме свойств внимания у детей с разными типами темперамента уделяют внимание такие психологи и педагоги: Р.С. Немов, П.Я. Гальперин, Т. Рибо, И.В. Дубровина, В.В. Белоус, Е.П. Ильин, Ф.Н. Гоноболин, А.В. Петровский, О.Ю. Ермолаев, С.С. Левитина, Н.Ф. Добрынин, П.В. Симонов и многие другие.

Е.П. Ильин дает понятие  о темпераменте и его типах, свойствах внимания и их проявлении при выполнении учебных заданий, об особенностях учета свойств нервной системы и темперамента в процессе развития внимания.

М.К. Акимова и В.Т. Козлова  рассматривают вопросы, касающиеся проявления основных свойств нервной системы в деятельности учащихся, превентивные меры и специальные приемы, которые могут быть использованы педагогами в процессе развития свойств внимания у детей с разными типами темперамента.

Я. Стреляу описывает  свойства нервной системы и типологические особенности их проявления, методы и средства развития познавательных процессов у детей с разными типами темперамента.

Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, то есть между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.

В своих трудах отечественный  психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что  внимание есть особый вид психической  деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования, «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадает в душу ребенка».

Внимание у детей  дошкольного возраста имеет ряд  качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Однако предполагается, что в учебной  деятельности у детей дошкольного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия.

Актуальность работы обусловлена тем, что внимание –  это психическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. По мнению выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, «… степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе». Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально – он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе непосредственно образовательной деятельности проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируется новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста. Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении дошкольниками изучаемого на непосредственно образовательной деятельности материала. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны недостатком развития внимания.

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - познавательная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – свойства внимания и особенности его развития у детей дошкольного возраста.

Анализ литературы позволил, выдвинуть следующую гипотезу исследования: развитие основных свойств внимания определяется характером деятельности, совокупностью методов организации и восприятия окружающей деятельности, а также системой игр и упражнения.

Задачи исследования:

  1. Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;
  2. Выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать рекомендации по развитию внимания у детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тест, наблюдение.

База исследования: МДОУ №357 города Волгограда Краснооктябрьского района

Структура работы курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литература (источников), приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА  ВНИМАНИЯ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА, ВИДЫ И СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание − это  направленность и сосредоточенность  сознания в данный момент времени, на каком − то реальном или идеальном объекте.

Внимание помогает лучше  осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение протекания всех познавательных процессов. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной формации и обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на доминанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А. Ухтомским.

Действительно, в системе  психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Внимание – очень  важный психический процесс, который  является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. (Овчарова, 1996)

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет  занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги (И. Гербарт, Т. Рибо, Р.С. Немов, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, Г.А. Урунтаева и многие другие).

По мнению С.Л. Рубинштейна  внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. (Черемошкина, 1997)

Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, так  как при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточится.

Л.С. Выготский пытался  проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому  пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка. (Выготский, 2001)

П.Я Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое  и автоматизированное  действие контроля, учение о внимании как  функции контроля – составная  часть теории поэтапного формирования умственных действий. (Ильина, 2003)

Отечественные психологии  отмечают, что внимание – это  состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, и его не возможно выделить как самостоятельную форму психической деятельности. Оно не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Таким образом, внимание можно определить как психофизиологический процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности.

Внимание представляет собой психологический феномен  в отношении, которого до настоящего времени среди психологов нет  единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается  вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует  отнести внимание. Одни считают, что  внимание – это познавательный психический  процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий. (Урунтаева, 1995)

В свою очередь Маклаков считает, что под направленностью  психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, то есть выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его.

Другой характеристикой  внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью А.Г. Маклаков подразумевает большую или меньшую углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, то есть требуется большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.

Направленность и сосредоточенность  тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда человек направляет на что  – либо свое внимание, то одновременно с этим он сосредотачивается на этом. И наоборот, когда человек сосредотачивается на чем-либо, то он направляет на это свою психическую деятельность. Но, несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие. (Урунтаева, 1995)

Существует еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и  первоначально требует волевых  усилий, но затем человек «входит» в работу интересным и значимым становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней и внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течении определяемого периода времени. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Информация о работе Диагностика и развития внимания у детей дошкольного возраста