Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 22:28, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Задачи исследования:
Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;
Выявить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Разработать рекомендации по развитию внимания у детей.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………6
1.1 Характеристика внимания как познавательного процесса, виды и свойства внимания……………………………………………………………..6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста……..16
Вывод по главе I………………………………………………………………24
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы развития внимания в дошкольном возрасте……………………………………………………........25
2.1. Методы изучения внимания у детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………...25
2.2. Анализ результатов исследований, особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного…………………………………………………29
2.3. Рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...33
Выводы по главе II……………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………….39
Литература…………………………………………………………………….41
Методика 3 «Изучение произвольного переключения внимания»
Подготовка исследования: подбирают 10 карточек с изображением 6 животных на каждой из них.
Проведение исследования: исследование проводят с детьми 4-7 лет. Каждого ребенка просят 5 раз подряд провести отбор карточек. при этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. Например, курочки и лошадки, но ни в коем случае не брать карточки с запрещенным изображением, например, медведя. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными изображениями будут другие.
Ребенку объясняют: «Отбери карточки с изображением курочки и лошаки, но не бери картинки с изображением медведя». После выполнения этого задания карточки вновь перемешивают и ребенку предлагают вновь отобрать их. При этом просят ребенка внимательно посмотреть на все изображения, вспомнить, что ему говорилось при первом отборе, и повторить инструкцию вслух. После выполнения отбора карточки вновь перемешивают. Но перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением курочки и лошадки, а брать только с изображением медведя. Перед четвертым отбором экспериментатор вновь спрашивает у ребенка, какие картинки надо брать, а какие нельзя. Просит его повторить вслух новую инструкцию. Перед пятым отбором просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отобрать карточки в соответствии с ней.
Обработка данных: подсчитывают количество правильных решений в 5 отборах. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Делают выводы о возрастных особенностях переключения внимания, о роли повторения инструкции вслух во время выполнения задания.
Методика 4 «Изучение умственной работоспособности»
Подготовка исследования: приготовить фигурные таблицы для всех детей группы.
Проведение исследования: эксперимент проводится коллективно с группой детей 4-7 лет в течение недели. В понедельник в любое время дня делают тренировочный срез, когда дети ставят в таблице знаки, например, в прямоугольнике «-», в круге «+», в звездочке «*». Во вторник делают 2 среза: первый до занятий, когда дети ставят в звездочке «*», в круге «+» и в квадрате «.»; второй срез – после занятий, ставят в квадрате «-«, в треугольнике «+», в полукруге (*). Следующие срезы делают в четверг: первый до занятий, ставят в полукруге «-«, в треугольнике «+», в квадрате «*»; второй – после занятий, ставят в треугольнике «-«, во флажке «+», в квадрате «*».
Экспериментатор говорит детям: «Сейчас, как только я дам команду: «Начали!», вы будите внимательно просматривать все фигурки одну за другой построчно, как будто читаете книгу, и отыскивать среди них 3 фигурки… (рисует на доске) и ставить в них такие знаки (показывает на доске на образце и называет фигурки и знаки, которые нужно в них поставить)». Затем проверяют, как дети поняли инструкцию. Для этого нескольких ребят просят повторить содержание задания. Далее экспериментатор говорит: «Внимание! Приготовились! Взяли ручку. Поставили руку на локоток. Начали!» Включается секундомер. С доски все стирают (!). дети работают 2 мин. затем дается команда: «Внимание! Стоп! Поставьте уголок там, где остановились».
Обработка данных: в заданиях оценивают: объем работы – количество просмотренных фигур; качество работы – количество допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур.
Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за 1 допущенную ошибку и прибавляется и общему числу ошибок.
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экспериментальной базой нашего исследования явилось МОУ № 357 г. Волгограда. В исследовании приняли участие 27 детей средней группы. Средний возраст испытуемых 4,2- 5 лет. Из них 14 девочек и 13 мальчиков. Семьи данных испытуемых являются благополучными.
Для исследования нами были проведены методики:
«Проставь значки», «Найди и вычеркни» (Урунтаева, Г.А.) (приложение № 2, приложение № 3)
Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение.
По итогам проведенных методик дети показали следующие результаты.
Таблица 1
Результаты методики «Проставь значки»
Уровни |
Количество детей, % |
Высший уровень |
15% - дети правильно расставили знаки, задание выполнено, верно. |
Средний уровень |
60% - задание выполнено с одной ошибкой. |
Низкий уровень |
25% - дети допускали более двух ошибок. |
Тестовое задание в
методике «Проставь значки»
В исследовании 15 % детей показали высокий уровень переключения и распределения внимания. Все знаки дети расставили правильно, задание было выполнено без ошибок. Дети были очень сосредоточены при выполнении задания, внимательно слушали экспериментатора.
60 % детей показали
средний уровень переключения
и распределения внимания. Задание
было выполнено с одной
25 % детей показали низкий уровень переключения и распределения внимания. Дети допускали более двух ошибок или совсем не смогли выполнить задание. Они были не внимательны при объяснении задания экспериментатором, отвлекались на посторонние действия. Это указывает на недостаточное развитие внимания у детей.
Таким образом, можно сказать, что в основном дети обладают средним уровнем переключения и распределения внимания.
Таблица 2
Результаты методики «Найди и вычеркни»
Уровни |
Количество детей, % |
Концентрация и устойчивость высокая |
30% - дети длительно
удерживают внимание на |
Концентрация и устойчивость средняя |
55% - дети удерживают внимание на несколько секунд, быстро отвлекается. |
Концентрация и устойчивость низкая |
15% - внимание у детей рассеянное, не задерживается на одном объекте. |
Задание, содержащееся в методике «Найди и вычеркни», предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.
При исследовании 30 % детей показали высокий уровень концентрации и устойчивости внимания. Дети длительно удерживали внимание на объекте. Не отвлекались на посторонние действия, внимательно слушали правила задания.
55 % детей показали
средний уровень концентрации
и устойчивости внимания. Дети
удерживали внимание на
15 % детей показали низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Внимание у детей рассеяно, не задерживается на одном объекте.
Таблица 3
Результат исследования по двум методикам показал
Уровни |
Количество детей, % |
Высший уровень |
23% |
Средний уровень |
60% |
Низкий уровень |
17% |
23 % детей показали
высокий уровень. Дети длительно
удерживали внимание на
60% детей показали средний
уровень. Дети удерживали
17% детей показали низкий
уровень. Внимание у детей
Обобщая результаты методик, можно сказать, что у большинства детей внимание развито на среднем уровне. Эти данные показывают нам, что некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания. Поэтому в следующем параграфе нами предложены рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста.
Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра №1 «Будь внимателен!»
Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы
Ход игры: на слове «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге
Игра №2 «Флажок»
Цель игры: стимулирование внимание
Ход игры: играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимает вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Игра №3 «Иголка и нитка»
Цель игры: развивать внимание
Ход игры: дети становятся друг за другом. Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Игра №4 «Канон для малышей»
Цель игры: развивать волевое внимание
Ход игры: играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.п.
Игра №5 «Слушай хлопки»
Цель игры: развивать активное внимание
Ход игры: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу
Игра №6 «Бегите к флажку»
Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, упражнять в беге, ходьбе.
Ход игры: Дети получают флажки двух цветов: одни - синего, другие - красного.
Воспитатель становится на одной стороне площадки и держит в одной руке синий, в другой - красный флажок. Дети с флажками синего цвета свободно группируются возле воспитателя напротив синего флажка, дети с красными флажками - напротив красного. Затем воспитатель предлагает всем погулять, и дети начинают ходить и бегать по площадке. Воспитатель в это время переходит на другую сторону площадки и говорит: «Раз, два, три, скорей сюда беги» и протягивает в стороны руки с флажками, дети бегут к нему и собираются возле руки с флажком соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими.
Игра проводится 4—5 раз.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Экспериментальной базой исследования явилось МОУ № 357 «Журавушка» г. Волгограда средней группы №3 «Солнышко» в количестве 27 человек.
Для исследования особенностей внимания детей дошкольного возраста нами были проведены методики «Проставь значки», «Найди и вычеркни» (Урунтаева, Г.А.).
Обобщая результаты констатирующего эксперимента, можно сказать, что у большинства детей средний уровень развития внимания. Эти данные показывают нам, что дети с низким и средним уровнем развития внимания нуждаются в дополнительных занятиях.
Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Таким образом, экспериментальное изучение проблемы развития внимания у дошкольников показало, что наличие детей с низким и средним уровнем развития внимания свидетельствует о необходимости дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Информация о работе Диагностика и развития внимания у детей дошкольного возраста