Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:00, реферат
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности учащихся необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного развития каждого школьника, Это даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию.
К несомненным достоинствам беседы следует отнести
В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.
Особую проблему представляет фиксация
беседы. Магнитофонная запись, производящаяся
без согласия собеседника, запрещается
по этическим и юридическим
Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.
Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.
Выделяют три вида шкал.
Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.
Например, для оценки
характера взаимоотношений
При этом необходима подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы.
Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг. Он представляет собой диагностический метод измерения психических явлений путём сбора суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств.
Шкалы ранжирования образуются
путём сравнения отдельных
На основе ранжирования учащихся класса по каким-либо качествам может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу
№ п/п |
Фамилии учащихся |
Ранг по первому признаку |
Ранг по второму признаку |
Разность рангов d |
d2 |
Антонова |
3 |
2 |
1 |
1 | |
Буланова |
7 |
3 |
4 |
16 | |
Васильев |
2 |
15 |
–13 |
169 | |
Дятлов |
9 |
12 |
–3 |
9 | |
Иглов |
11 |
7 |
4 |
16 |
После этого можно вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:
где n – число учащихся класса.
Если вычисленный коэффициент оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах , то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь;
– умеренная связь;
– значительна связь;
– сильная связь;
– очень сильная связь.
Ещё одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.
Несмотря на длительность
процедуры сравнения и
Этот вид шкал наиболее
важен для классного
Например, методика социометрии
позволяет выявить
На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор):
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают | |||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Антонова |
|
|
|||
Буланова |
|
1 |
|||
Васильев |
|
| |||
Дятлова |
1 |
|
|||
Количество полученных выборов |
2 |
2 |
3 |
1 | |
Количество взаимных выборов |
2 |
1 |
2 |
1 |
Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звёзды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг – «предпочитаемые» (имеющие среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, кто выбирает, к тому, кого он выбрал.
Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.
Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоёмкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
Нежелательно, чтобы тесты содержали расплывчатые и неопределённые понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого человека своё понимание этих слов. В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем.
Различают следующие виды тестов [1]:
В педагогике применяются главным образом тесты школьной успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.
С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы (тестируемый должен сам формулировать ответ или предложить решение задачи), и тесты, предполагающие выбор (тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов). Самой гибкой и чаще всего используемой формой является выбор решения из четырёх или пяти предложенных.
В настоящее время из психометрических тестов значительное распространение получили проективные тесты. Они основаны на предположении, что человек всегда преобразует (в восприятии и представлении) ситуацию, в которой он оказался. Эти тесты могут иметь форму, например, чернильных пятен неопределённой формы (тест Роршаха), которым надо дать своё описание и толкование; заданий нарисовать несуществующее животное, продолжить незаконченное предложение; иногда предлагают дать своё объяснение сюжету на картинках.
Более сложным проективным
тестом является тематический апперцепционный
тест. Тестирование заключается в
интерпретации фотографий, ситуации
на которых преднамеренно
Проективные тесты обладают рядом достоинств:
В то же время использование проективных тестов в школьной практике затруднено несколькими обстоятельствами.
Поэтому проективные тесты применяются лишь специалистами.
Помимо проективных
тестов в психологических
В каждый такой опросник заложен ряд шкал, измеряющих те или иные черты личности, её положение между полярными точками, выражающими противоположные свойства данной черты.
Эксперимент представляет собой метод
психологического исследования, позволяющий
не только описать явление, но и объяснить
его. Исследователь планово
Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.
Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для ученика, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (свето- и звукозащитных кабинах, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.