Диагностическая деятельность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:00, реферат

Краткое описание

Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности учащихся необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического, трудового и нравственного развития каждого школьника, Это даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию.

Вложенные файлы: 1 файл

диагностическая деят-ть педагога.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий. К тому же лабораторный эксперимент хотя и отражает в определённой степени реальные жизненные ситуации, но часто всё же далёк от них. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, как ни один другой метод, он даёт возможность точно учитывать условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента. Количественная оценка результатов, высокая степень их надёжности и достоверности позволяет не только описывать, измерять, но и объяснять психические явления.

Естественный эксперимент

 

Естественный эксперимент отличается тем, что ученики, находящиеся в  естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом  исследовании. Естественный эксперимент  сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Моделирующий эксперимент

 

Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение психических явлений  посредством их моделирования. В  экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

Формирующие методы

 

Ранее описанные методы изучения учащихся носили, прежде всего, фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить её способности и возможности.

Формирующие методы как  раз и отвечают данным требованиям. Суть этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика в естественных условиях путём активного формирования интересующих исследователя качеств. "Попутно" решаются образовательные и воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

Анализ

 

Для учителя исключительно  важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся всё больше и больше отходят от формальных норм школы и общества. Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии признания и непризнания, популярности и непопулярности. Именно от них часто зависит поведение отдельных учеников, реакция коллектива на те или иные события. В соответствии с этими критериями распределяются симпатии и социальное признание между членами группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.

Учитель может узнать о неформальных нормах группы лишь в том случае, если он пользуется её доверием.

В группах различают  структуры влияния, коммуникации, ожидания и симпатий [1]. Коммуникационная структура  описывается как сеть каналов  или путей, с помощью которых в группе происходит обмен информацией и мнениями. Аналогично описываются структуры влияния, ожидания и симпатий. Эти структуры частично совпадают.

Коммуникативные структуры  и структура ожидания раскрываются преимущественно при использовании методов наблюдения и естественного эксперимента. Для диагностики структур влияния и симпатий применяются социометрические шкалы.

Прогнозирование

 

В сфере педагогической диагностики  преподаватель вынужден постоянно  экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

 

 

 

Сообщение результатов

 

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.

Разговаривая с родителями о воспитании, легко затронуть  интимные сферы как отдельной личности, так и всей семьи. Этот эффект сглаживается, если обсуждать проблему на родительском собрании. При этом не следует указывать на конкретных учеников: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.

 

Выводы

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный руководитель, обязан владеть педагогической диагностикой.

С другой стороны существует школьный психолог, профессионал своего дела, в обязанности которого входит изучение новых методик диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания преподавателя о  диагностике должны сводиться к  умению правильно и вовремя применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, за информацией или советом учитель должен обращаться к школьному психологу, который должен взять на себя часть нагрузки по диагностической деятельности: ведь это его работа.

 

…Результаты многочисленных опросов свидетельствуют, что классные руководители в своём большинстве  не выполняют даже организационных  функций (проверка дневников, контроль успеваемости, проведение родительских собраний), не говоря уже о каких-либо других. Многие учителя слабо (либо вообще) не владеют материалом, который они пытаются объяснить детям, не знают о существовании эффективных методик, проверенных годами (а тем более о новых веяниях в области образования). Им это просто не нужно.

А тем временем в недрах министерства образования рождаются  директивы, предписывающие вменить  в обязанность школе не только заботу об образовании детей, но и  об их воспитании.

Возможно это состояние  системы образования временное, однако нет ничего более постоянного, чем временные явления.

Только тогда, когда  учителя освоят программу (причём не по бумажке, а реально), когда у  них будут не просто знания, а  опыт применения различных методов, только тогда станут востребованы знания диагностики.

А этого не произойдёт, пока преподаванием не станут заниматься люди, которым не всё равно, которые сознательно пошли на эту работу не потому, что им больше негде устроиться, а потому, что им нравиться такая деятельность. Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдёт на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Перевод с немецкого.- M., 1991.
  2. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю.- M.: Просвещение, 1985.
  3. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- M.: Просвещение, 1988.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988.




Информация о работе Диагностическая деятельность педагога