Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Изучение и систематизация литературы по теме исследования.
Рассмотреть процесс социальной работы в условиях досуговых центров.
Выявить и систематизировать диагностический инструментарий специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров.

Содержание

Глава I Теоретические аспекты диагностики специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров………………………………………………………………………….1-2
Досуговый центр как объект социальной работы………………………..3-8
1.2 Характеристика диагностического инструментария специалиста по социальной работе в условиях досуговых центров ………………………9-15
Выводы по главе I……………………………………………………………16
Глава II. Опытно-практическая работа по подбору диагностического инструментария, который применяется в досуговых центрах………17-24
Заключение…………………………………………………………………25-27
Список литературы………………………………………………………...28-29

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

Администрация молодежного  кафе обеспечивает наиболее благоприятные  условия для организации отдыха молодежи. Прежде всего, речь идет об оснащении  кафе удобной мебелью, необходимым  оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной  работы [17,343].

Таким образом, досуговые  центры как объекты социальной работы представляют из себя  учреждения, направленные на организацию досуговой деятельности, обеспечение благоприятного развития подростков.

1.2 Характеристика диагностического  инструментария специалиста по  социальной работе в условиях  досуговых центров

 

Ежедневная практическая деятельность специалиста по социальной работе содействует улучшению жизни  конкретного человека с помощью  методов, отдельных техник, которые  разрабатываются в соответствии с индивидуальными особенностями  клиента и основываются на специфике  конкретного учреждения.

Важным направлением в  структуре деятельности специалиста  по социальной работе  в условиях досуговых центров является диагностика. Используемый специалистом по социальной работе диагностический инструментарий–это интегративная технология, которая  включает в себя совокупность методов  и приемов и предполагает использованием их с целью распознания личностных ресурсов подростков,  их резервных  возможностей, социального окружения, способность самостоятельно достигать yспехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностной) как при благоприятных  условиях, так и при возникновении  сложных ситуаций.  Диагностический  инструментарий - совокупность приемов, нацеленных на изучение деятельности и поведения подростков в условиях досуговых центров.

Используя диагностический  инструментарий, специалист по социальной работе в условиях досуговых центров  становится не экспертом, который предлагает подростку интерпретацию его  проблемы с позиции «консультант всегда прав», а партнером, исследующим  вместе с клиентом причины возникновения  трудной жизненной ситуации, изучающим  индивидуальные особенности клиента, которые могут помочь ему в  дальнейшем справиться с данной проблемой  [14,45].

Информация, полученная с  помощью диагностических методов, должна работать на изменение первоначального  состояния клиента и обеспечивать улучшение его самочувствия, позитивное восприятие жизни, содействовать его социальной адаптированности [11,21-22].

На этапе диагностики  специалист по социальной работе в  условиях досуговых центров разрешают  следующие задачи:

– определяют индивидуальные особенности, направленность личности подростков;

–помогает подросткам  осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения, на этом основании совместно разработать  модели жизненных перспектив, выстроить  направления работы.

Особое внимание в условиях досуговых центров уделяется  изучению направленности личности, так  как это – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность подростков. Мотив является побуждением  к деятельности и способствует реализации потребности личности. Благодаря  внутренним и внешним условиям (мотивам) вызывается и активизируется деятельность подростков.  Диагностический инструментарий определяют  приоритетность внутренних или внешних мотивов. Преобладание внешних мотивов (желание родителей, интересы и т.д.) и неразвитость внутренней мотивации приводят к достижению определенных результатов без усилий воли человека, а при возникновении  трудностей – к отсутствию желания  преодолевать их самостоятельно [15, 44].

Диагностика индивидуальных особенностей подростка. Незнание специалистом личности подростка, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают  иждивенчество [12, 45].

В условиях досуговых центров  ключевым  направлением является  диагностика индивидуальности.  Индивидуальность  составляют темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.

Для специалиста по социальной работе важно выявить то, насколько  клиент готов к решению собственной  проблемы и какому виду мотивации  (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация – способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели.

Многочисленные исследования показали взаимосвязь между уровнем  мотивации достижения и успехом  в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения сложных  задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. [13,115].

Специалист по социальной работе должен иметь представление  о потребностях подростков. Способности  личности предопределяют формирование ее направленности. Взаимодействуя с  подростком В условии досугового центра, специалист диагностирует наиболее развитые способности, создает условия  для их применения и совершенствования  в процессе социальной реабилитации. Следовательно, осуществляется диагностика  способностей клиента [10,77-78]

Также  специалист по социальной работе должен иметь представление  об отношении подростка к своей  деятельности, о его внутренней позиции, убеждениях, ожиданиях.

 На основании этих  составляющих реализуется диагностический  инструментарий личности подростка. 

В условиях досуговых центров  можно выделить ряд критериев, по которым выделяются методы диагностики.

1.Критерий уверенности  или неуверенности в себе. Уверенность  характеризуется представлением  о себе как сильном человеке, который способен изменить свою  жизненную ситуацию, умеет отвечать  за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи [16,32-33].

2) Критерий позитивного  и негативного отношения к  людям. Успешность преодоления  трудной жизненной ситуации определяется  позитивным восприятием других  людей как равных себе, умением  обратиться к ним с просьбой  о помощи. Негативное отношение  к людям выражается в представлении  о них как о враждебных субъектах,  к которым лучше не обращаться. При низкой степени активности  происходит отчуждение группы  от людей, формируется агрессивное  поведение, направленное на преодоление  препятствий любой ценой, минуя  социальные нормы. Она проявляется  или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в  пассивном оборонительном поведении  (уходе от ответственности, нежелании  использовать свои ресурсы).

В условиях досуговых центров  могут быть использованы следующие  методы. Диагностика межличностных  отношений осуществляется с помощью  метода, созданного Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком. При исследовании взаимоотношений  в малых группах выделяют два  фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Они  определяют общее впечатление о  человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изучать  поведение членов группы с помощью  оценки близких людей («со стороны»), самооценки. Тип отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический) дает возможность  понять проблему психологической совместимости, восстановить утраченные межличностные  связи  и часто используется подростков, проведении социально-психологического тренинга.

Проективная методика Р. Жиля может быть применена для исследования межличностных отношений ребенка  и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в  изучении социальной адаптированности ребенка (умения устанавливать отношения с окружающими людьми). Свойством данной методики является выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Исследовательский материал можно разделить на две группы:

1) конкретно-личностные отношения  ребенка, в частности к семейному  окружению (матери, отцу, бабушке,  сестре и т.д.), отношение к другу  или подруге, к авторитарному  взрослому и пр.

2) индивидуально-личностные  особенности ребенка, проявляющиеся  в различных отношениях – в  общительности, осторожности, стремлении  к доминированию, социальной адекватности  поведения. 

Детско-родительские отношения  могут быть исследованы с помощью  сочетания проективной методики Рене Жиля (взгляд на семью глазами  ребенка) и методики PARI (семейная жизнь  глазами матери).

Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть  индивидуальные особенности, помочь развить  способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном  разрешении практических ситуаций, возникающих  в жизнедеятельности коллектива.

Позиция специалиста –  «друга-консультанта» является условием развития потенциала объединения.

Измерить уровень мотивации  достижения можно с помощью разработанной  шкалы – теста-опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация  меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек  стремится в большей степени  заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобрения  можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений [4,155].

 Изучение потребностей  клиента осуществляется с помощью  метода интервью. Здесь порядок  обсуждения тем задает сам  клиент. Специалист по социальной  работе выступает в роли заинтересованного  слушателя, его активность направлена на то, чтобы понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности и обосновывает их значимость. В процессе интервью выявляется отношение клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям или собственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас возникают после выполнения работы?

В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с  помощью вопросов. У подростка  возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым  он занимается ежедневно [6,89].

Реализуя свои способности  в процессе деятельности, клиент достигает  определенного успеха и может  преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного  опроса, куда могут быть включены следующие  вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное  время? Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая  профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше  всего? Какая работа доставляет вам  большее удовлетворение?

Результат  использования  диагностики подростков в условиях досуговых центров это  разработка методов реабилитации клиента, которые  характеризуют степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:

– модальность самооценки (положительная – отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения); [8,55].

– степень самостоятельности  в принятии решения, уровень сформированности умения совершать осознанный выбор  в проблемных ситуациях;

– уровень значимости успеха собственной деятельности;

– степень личной активности в совместной деятельности;

– степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);

– степень включения в  коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами  вступления в контакт, поддержание  общения;

– уровень понимания собственной  ответственности за свои поступки;

– уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень  овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений [1,25-55].

На основании данных критериев  проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется диагностика подростков  в процессе деятельности специалиста по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).

Таким образом, на этапе диагностики  специалист по социальной работе в  условиях досуговых центров разрешает  такие задачи как определяет индивидуальные особенности, направленность личности подростков, помогает подросткам  осознать свои жизненные перспективы, определить степень реальности их достижения, на этом основании совместно разработать  модели жизненных перспектив, выстроить  направления работы. В качестве диагностических  методов могут выступать  опросники, тесты,  проективные методы, авторские  методики Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком.

Информация о работе Диагностический инструментарий специалиста по социальной работе с подростками в условиях досуговых центров